ФЕСТИВАЛЬ  Катаклизм против катаклизма

Второй год дождь пытается залить международный фестиваль этнической музыки. Безрезультатно.

Второй год в саду Эрмитаж устраивается извержение Этны, международного фестиваля этнической музыки. Второй год бесхитростная природа пытается залить его дождем. Безрезультатно. Ливень, обрушившийся 13 июля на Москву, не помешал любителям музыки добраться по затопленным улицам к сцене в глубине сада. Грянул из-за спин собравшихся оркестр Милана Младеновича, самая раскованная часть публики расположилась перед сценой на цветных покрывалах и фестиваль начался.

Выступление Степаниды Борисовой было одновременно аскетичным и впечатляющим. Ее голос и энергетика в состоянии заворожить людей, не позволяя им уйти, заставляя раскачиваться в такт под струями дождя. Дуэт Борисовой с чешским перкуссионистом Павлом Файтом - одна из самых грамотных и чутких адаптаций традиционной музыки. Непривычную европейскому слуху мелодику якутских песен Файт нанизывает на затейливую, но все же знакомую ритмическую структуру, ухитряясь выступать одновременно в роли якутского шамана и европейского барабанщика.

Комбинация Шилклопер-Волков-Силла-Старостин сгруппировалась на сцене в несколько этапов. Сначала Шилклопер пытался заговорить погоду альпийским рогом, потом расслабленно-позитивный Моле Силла в компании экспрессивного Владимира Волкова выманили-таки из-за туч солнце. Так что выступление интернациональной бригады, переплетающей народные мелодии разных культур и континентов, было встречено на самом деле тепло.

Сайнхо Намчылак представила на фестивале программу отнюдь не камерную. Электро-джазовая минусовка, кажется, была предназначена как раз для таких многолюдных мероприятий. Сет был динамичным, продемонстрировал возможности ее необыкновенного голоса, но обстановка уже не располагала к шаманизму на сцене. Зато Сайнхо смогла похулиганить и вытащить на сцену только перед ней скрывшихся за кулисами Шилклопера, Волкова и Старостина. Джем был импровизированным, живым, и доказывающим, что талантливые музыканты не только отлично играют этнику, но и великолепно играют в нее.

Новые любимцы народа Les Hurlements d'Leo - зажигательная группа из Франции. Они продолжают традиции Les Negresses Vertes и Louis Attaque, делая это со всем задором молодости. Даже классический "Караван" они превратили в плясовую. Танцевальные мелодии, собранные с миру по нитке, духовая секция, веселые кричалки - и вот уже согревшиеся зрители пускаются в пляс.

Правда, уже следующий сет заставляет практически всех сесть и прислушаться. Выступление Урнаа Чахар-Тугчи, девушки из загадочной "Внутренней Монголии", в сопровождении венгерского скрипача Золтана Лантоша, было, к сожалению, очень коротким. Закончив Шанхайскую консерваторию, она до сих пор собирает монгольский фольклор и сама сочиняет пронзительные песни. Услышать ее - значит прикоснуться к далекой культуре самым естественным образом. Она - живое олицетворение представлений о классике китайской вокальной традиции.

Достойным финалом фестиваля стало выступление музыкантов, открывших его. Цыганский духовой оркестр Милана Младеновича под управлением Ненада Младеновича. Со всей балканской страстью играющий то, что уже можно назвать "сербскими стандартами" - от народных мелодий до экранизированных композиций Горана Бреговича. Многое из их репертуара до боли знакомо аудитории, но в этом есть и свои плюсы. Публика уже не замирала в удивлении, а сразу начинала танцевать. Волевым решением праздник был закончен в 10 часов вечера. Регламент. Оркестр двинулся к выходу и изумленные слушатели потянулись за ним, как заколдованные.

В общем, фестиваль удался, несмотря на происки погоды. Те, кто регулярно ходит в клуб ДОМ, не услышали там ничего нового для себя, зато смогли услышать много любимой и хорошей музыки в одном месте. Те, кто еще не стал завсегдатаем этого во всех отношениях достойного клуба, получили представление о том, что в нем происходит. Эдакий "the best" его лучших этнических музыкантов. Хорошо. Но мало.

14.07.2003, Санитар Леса (ЗВУКИ РУ)