MOBY  Моби в Луже

Moby с ловкостью опытного следопыта посредством своей музыки находит потайные дорожки к вашему подсознанию, ловко стирая границы между электронными ритмами и живым звуком. Полтора часа музыкального экстремизма пролетели на одном дыхании, оставив в глазах публики единственный резонный вопрос - "А почему так мало?". Ответ на него, к сожалению, остался висеть в воздухе, когда музыкант покинул сцену...

У себя на родине, да и в Европе тоже, Moby давно стал фигурой культовой, причем не только как мега-звезда электронной музыки, но и как видный деятель альтернативной культуры, чьи панковские закидоны начала 80-х нашли свое отражение в его ранних сольных альбомах.

Отечественные же меломаны, в большинстве своем, прознали о творческих потугах Ричарда Мэлвилла Холла всего лишь несколько лет назад, - а если точнее, году в 1999-м, когда свет увидел его ставший мультиплатиновый альбом "Play". Релиз же через три года спустя диска "18", ставшего, логическим продолжением предыдущей пластинки, во многом укрепил общественное мнение относительно Moby как об исполнителе приятной меланхоличной электронной музыки, способной взять за живое как субтильного тинейджера, так и продвинутого бизнесмена. Moby с ловкостью опытного следопыта посредством своей музыки находит самые потайные дорожки к вашему подсознанию, ловко стирая границы между электронными ритмами и живым звуком.

Лишним доказательством универсальности творчества Moby явился полный аншлаг на его единственном московском концерте в Лужниках. Вслед за десантом из Дэвида Гэана и Massive Attack, Moby дал достойный ответ случившемуся недавнему массовому фонограммному позорищу в виде концерта "Фабрики Звезд-2" и церемонии награждения "МузТВ 2003", лишний раз продемонстрировав всем нам, что Россия со своим так называемым шоу-бизнесом безвылазно находится в глубокой заднице.

Посмотреть на Moby, как и ожидалось, собрался полный стадион; музыкант же, в свою очередь, полностью оправдал надежды пришедших. Когда стираются грани между электроникой, поп и рок-музыкой, да так искусно, что диву даешься - это-то и называется настоящим творчеством, настоящей работой супер-профессионала, каковым Moby и является на сегодняшний день.

Выйдя на сцену практически без опозданий, в той самой пресловутой майке "Young People Suck", но уже вывернутой наизнанку, Moby продержал зрителей все полтора часа в приятном напряжении и в атмосфере мощнейшего эмоционального подъема. Да, Moby было стыдно за то, что он американец и, что Джордж Буш, по его словам, - "is a fucking idiot!", но он может не беспокоиться по поводу своего шоу - все прошло на пять баллов. Прежде всего, была устранена причина, являющаяся притчей во языцех, для всех крупных московских площадок, - по обыкновению отвратительный звук. На этот раз звук был такой, какой он бывает на концертах уважающей себя звезды за рубежом: не тихий, не резкий и не долбящий по мозгам своими басами; инструменты не сливались в единую безликую кучу. Был отчетливо различим каждый отдельный элемент общей звуковой картины. Гитары, ударные, синтезаторы, скрипки звучали на удивление чисто и четко. Звук был таким, каким он обязан быть всегда, ибо, если народ платит за это свои кровные (причем, отнюдь не маленькие), он должен получать взамен достойный результат.

Конечно, в виду специфики музыки Moby, часть материала шла напрямую с пульта, но целая команда музыкантов, колесящая с ним по миру, сделала все возможное для того, чтобы полностью оживить электронный саунд. Сам Moby, без устали скакавший по сцене, рвавший струны на гитаре, как в годы буйной панк-юности, терзающий клавиши и барабанящий в бонги, прикладывал к этому максимальные усилия. Но, несмотря на все мастерство Moby как мультиинструменталиста, общий звуковой ряд на выходе был бы весьма бледным подобием студийного варианта, если б не люди, приделавшие к его шоу приставку "супер".

Это и DJ Roger Johnson, который своими колдовскими пасами над вертушками виртуозно рулил вместе с гитарой Moby такие славные боевики, как "James Bond Theme" и "Bodyrock", разнося Лужники в клочья.
Основательно порадовали скрипачки с Суматры Elizabeth Liew и Sarah Wu, внешне - типичные героини мультиков манга; их скрипки звучали кристально чисто и осязаемо, чего не всегда удавалось достичь даже в студийных записях Moby.
Наша соотечественница - москвичка Светлана Васильева, чья бас-гитара методично придавала должную тяжесть хитам типа "We Are All Made Of Stars" или "Extreme Ways", не особо выделялась на фоне остальных музыкантов, но тоже внесла свой посильный вклад в общее дело.

Единственный человек, помимо Moby, достойный особого восхищения - это, конечно, Diane Charlemagne - блистательная соул-певица, исполнившая вокальные партии почти все самых известных последних хитов Moby. "Sunday", "In This World", "One Of This Mornings", "Honey", "Natural Blues" и, конечно же, "Why Does My Heart Feel So Bad?" - просто утратили бы весь смысл и всю свою энергетику без ее пения. Помимо хитов с "Play" и "18", Moby тряхнул стариной и весьма удивил многих своих юных фэнов виртуозной гитарной техникой, выдав на гора целое соло из "Wholle Lotta Love" Led Zeppelin.

На десерт был оставлен рэйв-гимн всех времен и народов, убийственный брейк-бит боевик "Felling So Real" c фантастическим вокальным вступлением Charlemagne. Некоторые поклонники позднего творчества Moby, очевидно даже не догадываются, что автором его является Moby, - как, впрочем, и легендарной техно-пьесы "Go" с засэмплированной темой из такого же культового, как и сам Moby, "Твин Пикса" Линча, прозвучавшей почти в самом начале. А ведь именно благодаря этим композициям в начале 90-х Moby стал своеобразным мостом между танцевальной культурой Америки и Европы.

Полтора часа позитивного музыкального экстремизма пролетели на одном дыхании, оставив в глазах пришедшей на концерт публики единственный резонный вопрос - "А почему так мало?". Ответ, на который, к сожалению, остался висеть в воздухе, когда Moby покинул сцену.

25.06.2003, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.moby.com

MOBY

Моби мало похож на поп-звезду. Очкарик-интеллектуал, озабоченный политическими вопросами, последовательный вегетарианец, наконец, обладатель далеко не аполлоновской внешности. Однако его пластинки расходятся получше дисков иных бойз-бендов.

Дата рождения:

11 сентября 1965

Подробности из жизни:

Моби (Moby), настоящее имя Ричард Мелвилл Холл (Richard Melville Hall) - музыкант, ди-джей, автор песен.
Жанр - рок, поп, танцевальная музыка, электронная музыка, техно.

Моби мало похож на поп-звезду. Очкарик-интеллектуал, озабоченный политическими вопросами, последовательный вегетарианец, наконец, обладатель далеко не аполлоновской внешности. Однако его пластинки расходятся получше дисков иных бойз-бендов. В юности Моби слушал Joy Division и играл панк, позже увлекся электроникой и выпустил целую серию техно-пластинок под разными именами. Псевдоним Moby (это прозвище Ричард получил в честь книги "Моби Дик", автору которой, Херману Мелвиллу (Herman Melville), приходится внучатым племянником) появился в 1991-м. Его сингл "Go", построенный на сэмплах темы из фильма "Твин Пикс" попал в первую десятку британского чарта, а сам Моби – в программу "Top Of The Pops", однако жизнь поп-звезды Моби не слишком привлекала. Тот продолжал заниматься музыкой в своё удовольствие, записывая…

Далее... →