METALLICA  St. Anger

Чем дольше и больше метал-хэды последних поколений пытаются вслушаться в творения непревзойденной и легендарной Metallica, тем чаще из их уст слышится малоприличный эквивалент безобидного...

Чем дольше и больше метал-хэды последних поколений пытаются вслушаться в творения непревзойденной и легендарной Metallica, тем чаще из их уст слышится малоприличный эквивалент безобидного "обманули". Новаторы и законодатели по прошествии двадцати лет существования оказались всего лишь одними из долгожителей рок-сцены, к которым звания и титулы зачастую липнут, будто к крошке Цахесу - во множестве, но безо всякого на то основания.
Творческая активность группы последних лет была удручающе низка: последние предшествующие "St.Anger" альбомы ("номерные", а не двойные порции измывательств над своим и чужим репертуаром) датированы 1996 и 1997 годами соответственно. При этом материал "Load" и "Reload" содержали по преимуществу весьма спорный, если не сказать - сомнительный. Обратиться к "классическому наследию" - так тут же выяснится, что знаменитые баллады "Fade To Black" и "Unforgiven" различаются не более, нежели кантилены ветхозаветных Scorpions десяти последних лет. Второй части "Unforgiven" это, между прочим, тоже касается. Будуражащая умы поклонников Лафкрафта "The Call Of Ktulu" и в оригинале-то не слишком выразительна для того, чтобы быть инструменталом - что уж говорить про "S&M"-версию, где абсолютно формальный подход группы и оркестра друг к другу начисто убил все живое!
Порой, правда, справедливость торжествует, и королей металла кладут на обе лопатки, выхватывая у них из-под носа номинацию "хэви-группы года" какие-нибудь шустрые старички вроде Jethro Tull. Порой, но далеко не всегда.
В общем, разочарование недавними властителями дум в последние годы зрело со страшной силой. Тем более, что враги бутлегеров N1 (когда-то продававшие специальные билеты на "места для чуваков с диктофонами") последние пару лет только и делали, что лечились от алкоголизма, считали публично прибыли и убытки, а также меняли басистов, как перчатки. Запись "St.Anger" заняла около года. В составе группы наконец-то утвердился могучий Роберт Тружилло из Suicidal Tendentions. Новый альбом просто обязан был взорвать мир хэви-метал, иначе - кранты. Кредит народного доверия, увы, небесконечен.
Первое, что бросается в уши при первом же прослушивании - звук. Саундинг и стереораскладка нового альбома настолько примитивны, что даже самая первая версия "Garage Days Re-Revisited" (та, что за 5.98) может теперь показаться верхом совершенства. Больше половины треков начинается с обязательной интродукции в одном из двух имеющихся каналов. Объем практически отсутствует, хотя сведенка неплохая. Голый скелет хорошего звука, короче. Хотя, может быть, это и правильно - ибо, чем круче, к примеру, Ларс Ульрих экспериментирует с обивкой стен в студии, тем больше его дроби ногами становятся похожи на скоростную отбивку мяса. Как это было, скажем, в "One". Здесь такого нет, хотя нарочитая неотесанность звукового пространства вкупе с забористой музыкой группы по мере звучания начинает раздражать. Увы, не все стереосистемы способны давать караоке-ревер не только на микрофон, но и на саму фонограмму. А хочется. Остается лишь слушать диск через какой-нибудь аудиоредактор, попутно убеждаясь в том, что "крутая" защита от копирования расcчитана на чайников.
В новых песнях группа сделала попытку вернуться в старые добрые трешевые времена с их головоломными ритмами, сложной композиционной структурой песен и почти симфонической организацией гитарно-барабанных канонад. С этой точки зрения особенно удались "Dirty Widow" и "My World". До высокоорганизованных материй периода "Master Of Puppets", эти песни, увы, не дотягивают, но после простеньких и попсовых "Load" и "Reload" звучат как настоящий крутой андеграунд. Довольно забавна рвано-распевная "Shoot Me Again" с альтернативным ню-металлическим привкусом. Когда-то Metallica крепко повлияла на новое поколение брутальных металлистов вроде System Of A Down. Теперь ветераны жанра, судя по всему, учатся у учеников своих. А вот уже "All Within My Hands", где трешевый забой перемежается неожиданно-холодноватыми имитациями техно-поп-саунда при помощи гитар - хорош как идея, но не более. Вообще, более половины номеров альбома звучат, как прикидочные демо-записи, и не только простенькая звуковая картина тому виной. Та же "All Within My Hands" неоправданно длинна, в то время как даже "Dirty Widow", при всех своих достоинствах, так и осталась сыровата с точки зрения аранжировки.
Следует особо выделить "Sweet Amber" - несомненно, одну из лучших композиций новой программы. Здесь сплелись воедино хуковость коммерчески успешных боевиков вроде "Enter Sandman" или "Fuel", сложнейшая ритмическая организация "One" и максимальная доза специфического скуповатого мелодизма Джеймса Хэтфилда. Также достойна внимания "The Unnamed Feeling" - довольно убедительная альтернатива заразе ню-металла, сыгранная без каких бы то ни было звуковых излишеств и скупо аранжированная гитарами, барабанами и голосами. Еще некоторым, возможно, понравится невероятный, гангренозный хардкоровый номер "Purify". Если бы все песни альбома были на этом уровне - программу вполне можно было воспринимать всерьез. Но эти номера всего лишь торчат, подобно горным пикам, посреди огромного и малополезного болота. Недолет. Прорыва не вышло.
Украсивший обложку отчаянно рвущий путы кулак, новое творение небезызвестного Pushhead'а, очень хорош - хотя и вызывает неизбежные ассоциации не то с "Nation" Sepultura, не то с рабочими агитплакатами 20-х ХХ-го. Правда, судя по развороту, это всего лишь безжалостно отрезанная культя. В общем, опять обманули. Кстати, три ключевых имиджа буклета - упомянутый кулак, волосатый труп и связаный зелененький ангел - хороши сами по себе, но чудовищно несочетаемы. Здесь следует вспомнить совершенные в своем плакатном лаконизме обложки "Ride To Lightning" или "Master Of Puppets" - и уронить скупую ностальгическую слезу.
Тем не менее, этот альбом, возможно, на несколько недель попадет в первую десятку чартов "Billboard". Пока магия имени еще действует.

16.06.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.metallica.com

METALLICA

Metallica - единственная группа, сумевшая превратить трэш-металл в искусство высочайшего полета.

Подробности из жизни:

Состав:
Джеймс Хэтфилд (James Hetfield) - вокал, гитара
Ларс Ульрих (Lars Ulrich) - барабаны
Кирк Хэмметт (Kirk Hammett) - гитара
Роберт Трухильо (Robert Trujillo) - баc-гитара

В далеком 1981 году встретились два мальчика, безумно мечтавшие играть хард-рок. Одного звали Джеймс Хэтфилд, и он думал, что умеет играть на гитаре и петь. Второго звали Ларс Ульрих, и он был уверен, что умеет играть на барабанах. Естественно, что два столь уверенных в себе молодых человека не могли не объединиться и не собрать группу. Коллектив назвали Metallica. После недолгих поисков был найден гитарист Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) и басист Клифф Бертон (Cliff Burton). Вот только характер Мастейна оказался слишком неуживчивым - и его спешно заменили на Кирка Хэмметта. Вот в таком составе группа и записала свой первый альбом под названием "Kill'Em All".
Затем последовали второй альбом "Ride The Lightning", где на смену трэшу начали приходить яркие и запоминающиеся риффы - и настоящий шедевр: глубокий…

Далее... →