KING CRIMSON  Международный праздник гитариста

Когда я говорю о том, что не являюсь фанатом ни одной группы мира, я лукавлю. На протяжении последнего года Москва встречала многих любимых музыкантов из прошлого, и актуальных - из настоящего. Но впервые в рамках одного концерта прошлое, настоящее и будущее прекрасно уживались на одной сцене. Я, кажется, никогда не перестану быть кримсоманом... Editor's choice: репортаж с концерта и интервью с членами King Crimson.

Когда я говорю о том, что не являюсь фанатом ни одной группы мира, я лукавлю. Я - кримсоман с 16-летним стажем. Уже давно нет рядом со мной людей, "подсадивших" меня на творчество Роберта Фриппа (Robert Fripp) и его бесконечно многоликой команды. Уже давно альбомы King Crimson не требуют двадцатой перезаписи на раздолбанном кассетнике - они продаются во всех уважающих себя музыкальных магазинах; уже давно самые мелодичные и короткие вещи группы можно услышать по радио, а по Москве бродят выпускники знаменитой гитарной школы Фриппа. Однако пропустить этот концерт для нас - немыслимо, невероятно.
Уже во время автограф-сессии я встречаюсь со старыми знакомыми. Еще несколько встреч предстоит перед концертом. Однако мы пришли сюда не за тем, чтобы встретиться с прошлым: музыка King Crimson непрерывно развивается, она объективно непроста и вполне современна.
Лидер King Crimson Роберт Фрипп никогда не общается с журналистами перед концертом, запрещает съемки во время концерта и принцииально не дает автографов. Спасибо огранизаторам: перед концертом мне предоставляется возможность буквально на бегу взять блиц-интервью у басиста и гитариста группы.

Трэй Ганн (Trey Gunn), басист, играющий в команде с 1995 года, принадлежит к знаменитой фрипповской "Лиге Техничных Гитаристов" ("League of Crafty Guitarists"), и знаменит своими экспериментами в области прогрессив-рока и эмбиента. Он - не только основатель группы своего имени (Trey Gunn Band) , но известен и сотрудничеством со множеством музыкантов и групп - от Пола Ричардса (Paul Richards) до California Guitar Trio, а также сольными работами. В журнале Musician Трэю неизменно сопутствует обозначение "Warr touch guitarist - имеется в виду его игра на новом комбинированном инструменте - помеси клавишных и гитары,- который все зрители имели возможность наблюдать "в деле" на концерте.
Звуки.Ru: - Мой первый вопрос - о вашем нынешнем шоу... Что мы услышим от вас на концерте?
Трэй Ганн: - Мы представляем в Москве свой последний альбом "The Power To Believe", и будем играть преимущественно программу с него.
Звуки.Ru - А будете ли вы играть более ранние вещи, чтобы порадовать поклонников? - ведь это ваш первый приезд в Москву...
Трэй Ганн: - Да, разумеется. Мы исполним несколько вещей с двух предыдущих альбомов: "Space Groove" и "Thrak".
Звуки.Ru - И ничего более раннего - хотя бы из восьмидесятых?
Трэй Ганн: - Почему же, сыграем и парочку ранних, раз вы так ждете.
Звуки.Ru - А как Вы относитесь к трибьют-бэндам и кавер-бэндам King Crimson?
Трэй Ганн: - Великолепно. Пусть играют, если им это нравится, почему нет?
Звуки.Ru - Но что Вы скажете по поводу недавнего скандала, когда по всей Москве были развешаны афиши с надписью "King Crimson", и под этой вывеской выступала группа 21st Century Schizoid Band?
Трэй Ганн: - Ну, а что я могу сказать? Никакого особенного скандала я тут не вижу. Нам ведь это вряд ли помешает?
Звуки.Ru - Конечно, нет. Ваши сольные проекты...
Трэй Ганн: - Простите, но мы сейчас здесь не за этим.
Звуки.Ru - И последний вопрос - что, по-Вашему, такое - Сила Верить ("The Power To Believe")?
Трэй Ганн: - Без комментариев. Спросите лучше у Эдриана.
Звуки.Ru - Мне интересно Ваше собственное понимание этого названия.
Трэй Ганн (смеясь): - Не знаю, - я всего лишь басист!

Барабанщик Пат Мастелотто (Pat Mastelotto) скромно стоит в стороне: он - самый молодой игрок в команде, и своим правом голоса явно не злоупотребляет.

Эдриан Белью (Adrian Belew) - самоучка, достигший исключительно своими силами непостижимого исполнительского уровня. В его послужном списке - имена и названия, при звучании которых меломаны вытягиваются в струнку и салютуют: Фрэнк Заппа (Frank Zappa), Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto, Майк Олдфилд (Mike Oldfield), Дэвид Боуи (David Bowie), the Talking Heads... Подходить к такому монстру от музыки, честно говоря, боязно. К тому же, как показала пресс-конференция, Эдриан нервно реагирует на вопросы о том, как сейчас распределяются творческие усилия в группе и каковы их отношения с Робертом Фриппом. У меня всего минута на вопросы - и тут Эдриан хватает меня в охапку и приглашает сфотографироваться с ним рядом, всю дорогу нежно улыбаясь и демонстрируя полнейшее благодушие. Я все-таки пытаюсь не забыть, зачем я здесь:

Звуки.Ru - Эдриан, Вы - автор большинства текстов группы. Если бы Вы попытались выразить все, что написали, в одной песне, то о чем бы она была?
Эдриан Белью: - О жизни, наверное. Все мои песни, так или иначе, о жизни.
Звуки.Ru - Принято считать, что Ваши тексты сложны: King Crimson слушают преимущественно интеллектуалы, люди с хорошим образованием. А я начала слушать вашу группу когда мне было 14, и знаю случаи, когда вас начинали слушать и в более раннем возрасте...
Эдриан Белью: - Правда? Это здорово, это очень хорошая новость для меня.
Звуки.Ru - Но для кого, по Вашим ощущениям, вы все-таки пишете? К кому Вы обращаетесь в своих песнях?
Эдриан Белью: - Я не считаю, что я пишу для интеллектуалов. Я пишу для всех, кому близки вопросы, на которые мы все ищем ответы в жизни. Это могут быть мои ровесники, а могут быть люди с менее замусоренным (trashed) жизненным опытом - не важно.
Звуки.Ru - Вы придумали к последнему альбому группы название. The Power To Believe - что это?
Эдриан Белью: - Это надежда
Звуки.Ru - Надежда на что?
Эдриан Белью: - Просто надежда - в самом общем смысле этого слова.

"В самом общем смысле этого слова" надежды относительно концерта, которые выражала московская тусовка кримсоманов, сводились к следующему: было бы просто замечательно, если бы помимо программы с The Power To Believe Фрипп и Ко исполнили хотя бы пару хитов из cовсем ранних программ. При нынешнем составе команды это представлялось почти утопией. Делались ставки: если они будут играть на бис - то как далеко заберутся по шкале времени назад - до Discipline, или аж до Lark's Tongues In Aspic"? Известный своими публичными высказываниями о полнейшем пренебрежении к мнению толпы и прессы Фрипп и в этот раз не пожелал изменить себе, однако перед концертом все-таки протестировал публику на вменяемость: минут за 20 до начала концерта со сцены раздавалась засэмплированная запиcь кусочка ганновской инструменталки, а еще через минут 10 Роберт Фрипп незаметно появился на сцене, удобно устроился на стуле вполоборота к публике и начал вплетать в эмбиентную композицию свои замысловатые звуки. Народ поначалу даже не понял, что это и есть тот самый Роберт Фрипп, продолжая располагаться на местах, общаться и бродить по партеру. Через пять минут Фрипп так же незаметно встал и ушел. Композиция продолжалась. Напряжение нарастало...

И когда погас свет, легендарная команда вышла на сцену в полном составе и первой же вещью продемонстрировала свой подход к структуре шоу: суровые профи берут в свои уверенные руки инструменты и играют что считают нужным, а залу остается только подчиниться. Шоу The Power To Believe закономерно началось первым номером с последней пластинки, и так же закономерно перетекло в мучительно сложную "Level Five". Драйвер для полетов инсталлирован успешно. За хорошее поведение нам полагается небольшая поблажка в виде "Prozac Blues", где всем предоставляется возможность спеть вместе с Белью "Just make sure you bring a large supply of - what? - Prozac!", а также "Dinosaur" и "One Time" с "Thrak" - но это не более, чем вкрапления в основную программу: одна за другой, почти без пауз, следуют "Elektrik", "The Power To Believe-2", "Dangerous Curves", "Happy With What You Have To Be Happy With"... Голова испытывает чудовищные перегрузки: не потому, что новая программа незнакома, а именно потому, что знакома, что слушана-переслушана уже десятки раз, и даже при условии, что тебе наглядно показывают, что происходит на сцене, у тебя все равно каждый раз остается вопрос: как они это делают?!
С точки зрения формы, а не содержания, на сцене не происходит ровным счетом ничего - и это само по себе прекрасно. Лишь в какой-то момент вырастают за спинами музыкантов четыре огромных надувных то ли зуба, то ли фаллоса, подсвеченные прожекторами, да по залу перемещаются ленивые огни лазеров.

При этом Фрипп все так же остается отрешенно сидеть на стуле, застваляя свою гитару звучать то как ситар, то как ксилофон, Пат безукоризненно выдерживает сложнейший ритм, Трэй демонстрирует сеанс одновременной игры на разных девайсах, а Белью исполняет обязанности хозяина вечера, прыгая перед микрофоном, общаясь с публикой и даря ей хиты на бис. В какой-то момент группа покидает сцену, и Эдриан потрясающе исполняет в акустике "Three of A Perfect Pair". Далее следует жестко и как-то "механистично" исполненная кода "Lark's Tongues In Aspic"... вот, кажется, уже и исполнена основная программа... этого просто не может быть! На бис группа-таки выдает долгожданную обойму любимого, затертого до дыр, и, тем не менее, невероятно актуального старья: "Frame By Frame", "Elephant Talk", а напоследок - вещь, с которой для меня некогда начался King Crimson: восхитительная в своей красоте и изобретательности "Red", заглавная композиция с одноименного диска!
Ladies an gentlemen, we are about to attempt a crash landing. Standby.

На протяжении последнего года Москва встречала многих любимых музыкантов из прошлого, и актуальных - из настоящего. Но впервые в рамках одного концерта прошлое, настоящее и будущее прекрасно уживались на одной сцене. Я, кажется, никогда не перестану быть кримсоманом.

13.06.2003, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Группа KING CRIMSON

Дата образования:

1 января 1969