TANGERINE DREAM  Mota Atma

Эдгар Фрез (Edgar Froeze) - один из зачинателей германской электронной музыки. Он начинал свои эксперименты еще в 1974 году, в докомпьютерную эпоху, однако появление цифровых технологий не застало...

Эдгар Фрез (Edgar Froeze) - один из зачинателей германской электронной музыки. Он начинал свои эксперименты еще в 1974 году, в докомпьютерную эпоху, однако появление цифровых технологий не застало его врасплох. Напротив - Фрез оказался одним из немногих, кто с радостью принял новшество, ибо к этому моменту уже точно знал, что именно следует загружать в эти новые машины.
В начале 80-х возглавляемая Эдгаром группа Tangerine Dream серьезно занялась сочинением музыки к различным кинофильмам. Начав торги, музыканты обнаружили, что могут называть свою цену, и киноиндустрия заплатит. "В Голливуде мы были монополистами, и несколько лет получали все, что хотели, - рассказывал Фрез, - Вот так перед нами открылось множество возможностей, и никаким другим способом мы бы подобного не достигли".
Без потерь на этом пути, однако, не обошлось. По крайней мере один из музыкантов группы, Кристофер Франк (Kristopher Franke), с тех пор прочно осел в Голливуде и полностью отдался написанию саундтреков к фантастическим фильмам, прославившись, к примеру, в качестве композитора культового телесериала "Babylon 5". А Фрез вместе с сыном Джеромом и одним-двумя коллегами продолжил работу в рамках группы.
Сами Tangerine Dream, впрочем, по-прежнему продолжают работать над разнообразными саундтреками, и нынешний альбом - тому подтверждение. Однако, как это нередко бывает, музыка группы остается самодостаточной и без какого бы то ни было видеоряда. Неспешные электронно-медитативные композиции с легким креном в эмбиент и вкрадчиво парящими где-то на границе восприятия стереоэффектами - неплохой способ отдохнуть от жесткой "битовости" творений современных электронщиков. В композициях вроде "Phoenix Burning" какой-то ритм, конечно, есть, однако, создается он сугубо мелодическими средствами и "стержневого" значения не имеет. По-настоящему ритмична здесь разве что "Prophet In Chains" - да и то, упруго-аморфные музыкальные пласты композиции то и дело неспешно уползают то вперед, то назад, а чей-то призрачный голос вовсе парит вне сферы действия ударных, и даже сети электронного баса не в состоянии смирить его свободное круженье.
Пророк остается свободен и в цепях, ибо всегда видит дальше своих пленителей. Цепи моды, актуальности и формата Фрезу не указ. Старина Эдгар - независимый музыкант, издающий свои творения на собственной фирме, и компьютеры для него - лишь средство для достижения целей из числа тех, что могли быть поставлены даже в далеком 1974 году. Новый альбом Tangerine Dream - живое свидетельство того, насколько безнадежно большая часть нынешних электронщиков отстает от первопроходцев жанра по причине перманентного нахождения в погоне за обязательной танцевальностью своих сочинений.

05.06.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)