Mike TERRANA  "Наши ближайшие планы - покорить мир!"

"Говорят, что рок-музыканты - ненормальные люди. Это еще как посмотреть. Мы-то живем спокойной жизнью. Политики - вот настоящие сумасшедшие." - утверждает Майк Террана, супербарабанщик Rage...

Хорошо человеку с краткой биографической справкой в присутственном месте: стаж идет непрерывный на месте рабочем... правда, жить, должно быть, скучновато. А у таких летунов, как Майкл Террана, биографии - с локоть перфоленты. Поэтому Майклу Терране мы выдадим биографическую справку неполную, ибо его послужной список больше походит на орденский иконостас графа Суворова. Остановимся только на больших этапах жизненного пути.
Впервые наш герой появился на людях в 88-м в компании японца Куни и Джеффа Скота Сото, беглого спивака Мальмстина. Альбом Kuni "Looking For Action" уже много как тому назад лет стал почти-что эфемерной коллекционной редкостью среди тех блаженных горбушкиных завсегдатаев, что ныне сами ходят музейными экспонатами посреди пришедшей в "Ля-Ля Парк" готическо-пауэрной молодежи. Следующий выход Терраны из-за кулис пришелся на 92-й год, на сей раз - с виртуозом струны и клавиши Тони МакАлпайном и альбомом "Freedom To Fly" (92). Затем случилось приглашение от тогда еще жирного деньгами и не до конца располневшего Ингви Мальмстина, и, получив полную свободу, ударник улетел к пафосному шведу. Мальмстина Майку хватило на целых два альбома: "The Seventh Sign" (93) и "I Can't Wait" ('94), и с повинной головой он вернулся к МакАлпайну. С 95-го по 97-й годы под маркой Tony MacAlpine были выпущены "Evolution" (95), "Violent Machine" (96) и "Live Insanity" (97). Параллельно Террана работал с приторно-прогрессивными Artension и Джоном Вестом, пока в один из дней не объявил согражданам, что... "Не ценят меня здесь! Моя манера игры на двух басовых бочках здесь никому не нужна. И денег нет. Злые вы! Уйду я от вас!" И покинул он берег гудзонский, и улетел жить в Европу...

Майк Террана: - Надеюсь, ты не будешь задавать личных вопросов?
Звуки.ru: - Нет, ни в коем случае!
Майк (отпивая кофе): - Отлично!
Звуки.ru: - Гм, ты знаешь, я передумал. Будут одни личные вопросы.
Майк: - Великолепно! Обожаю личные вопросы! Ну, давай к делу.
Звуки.ru: - Майк, ты уже третий раз в России, и как-то получается, что ты приезжаешь непременно по весне, когда люди в целом в приподнятом настроении, да и ударникам тоже играть, наверно, веселей. А вот не страшно было ехать в Москву после того, что случилось здесь прошлой осенью? Да и вообще, как говорит один мой хороший знакомый из другой немецкой хэви-группы, "все, что мы видим ежедневно по ящику про Россию - это война, убийства и бандитизм"...
Майк: - Конечно, я слышал об этом теракте в новостях. Ужасно, но это происходит сейчас во всем мире повсеместно. Не думаю, что я очень сильно рискую. Конечно, в этом нет ничего хорошего, но что мне остается делать при моей работе? Закрыться дома и сидеть, дрожа от страха?
Звуки.ru: - Как бы ты одним словом описал свое состояние перед каждым концертом? Некоторое беспокойство вперемежку со страхом, возбужденность... или каждый концерт - это рутинная повседневная работа?
Майк: - Каждый концерт по-своему неповторим. Я бы сказал, что перед выступлением я испытываю возбуждение, смешанное с беспокойством. Потому что все аудитории разные. Но, в любом случае, мне доставляет огромное удовольствие играть для людей - вне зависимости от того, где я играю.
Звуки.ru: - Что для тебя, как для профессионального музыканта, представляет больший интерес - играть в группе, выступать на концертах или проводить вот такие мастер-классы и заниматься сольными проектами? (Если мы берем в расчет только сугубо музыкальную сторону вопроса, и никак не финансовую...)
Майк: - Когда я играю такие мастер-классы, когда это только я, моя установка и минидисковый плеер с фонограммой из моих сольных альбомов - это кайф в чистом виде. Это только я, и я делаю абсолютно что хочу, меня не ограничивает никто и ничто. Это ближе к ремеслу фотографа или художника. Игра в группе - это другое. Ты работаешь в коллективе музыкантов, у каждого из которых свой взгляд, и тебе необходимо принимать их позицию, их личностные особенности. Игра в группе требует гораздо большей отдачи, как работа требует больших сил и нервов, нежели хобби. Люди ведь хотят слушать музыку, в конце концов. Работая в группе, создавая музыку, записывая музыку и пытаясь продать записанное, ты должен уживаться в коллективе людей. Это - постоянное решение сопряженных задач, а не только чистое удовольствие от занятия музыкой.
Звуки.ru: - За твою карьеру тебе довелось поработать с доброй дюжиной известных, подчас даже великих музыкантов сиречь с оригиналами со сложными характерами или вовсе несносными и странными типами на личном фронте. Чтобы жить такою жизнью, ты должен, верно, легко сходиться с людьми и быть, что называется, легким на подъем. Как бы ты охарактеризовал себя как личность?
Майк: - По-моему, я достаточно легкий человек, достаточно гибкий до той степени, чтобы не возникало проблем при общении с людьми. Это не относится ко мне как к ударнику - за барабанной установкой я очень жесткий человек и мне не нужны советчики в моем деле. Насколько я легок в быту, настолько со мной иногда бывает тяжело работать: я с трудом иду на компромисс в вопросах, касающихся моего стиля. Я полностью концентрируюсь на своей игре. Поэтому, если разобраться, при внешней моей коммуникабельности и уживчивости с людьми, с обратной стороны я очень эгоистичный человек - из-за того, что я все внимание уделяю моей работе. По этой причине у меня нет детей - не потому, что я не люблю детей. Я бы не смог уделять им столько же внимания, как ударной установке, а это было бы несправедливо по отношению к ним. Я живу той жизнью, которая меня абсолютно устраивает. И еще: я не могу работать с людьми черствыми и высокомерными. Сколько бы миллионов долларов ты не заработал своей музыкой, занятие музыкой - это прежде всего удовольствие. Для меня добродушие, дружелюбие - обязательные качества музыканта.
Звуки.ru: - Возвращаясь к разговору о твоих бывших и нынешних соратниках. На твой взгляд, кто самая впечатляющая личность, как в сугубо человеческом, так и в музыкальном плане, из тех, с кем ты работал?
Майк: - Я записал несколько инструментальных альбомов с Тони МакАлпайном, и многому, кстати, у него научился. Тони - сумасшедший парень, очень забавный, иногда, правда, непредсказуемый, но за то я его и люблю. Он высокопрофессиональный музыкант, даже гениальный, я бы сказал. Редкий музыкант умеет совмещать в себе и классного пианиста, и супер-гитариста. И что особенно к нему располагает, он восприимчив к чужим идеям. Для меня работать с ним - одно удовольствие, потому что он не ограничивает свободу действий своим музыкантам. В моей жизни были и другие замечательные люди, но как музыканту равного Тони среди них, пожалуй, не было.
Звуки.ru: - В числе уже упоминавшихся нами было несколько поистине виртуозных гитаристов, это хорошо известный факт. Но для ударника принципиальное значение имеет кем занята должность бас-гитариста. Кто для тебя идеальный басист?
Майк: - Гм, это, наверно, Кевин Шон, мой большой друг, игравший на моих сольных альбомах. Помимо того, что мы близкие друзья, из числа тех, что собираются вместе для совместного распития пива, нам очень легко работать вместе - мы понимаем друг друга без слов. А идеал бас-гитариста для меня - это Тони Франклин, с которым мы работали над альбомом Тони МакАлпайна "Evolution". Он невообразимо одаренный басист, с потрясающим чувством ритма. Его бас словно подталкивает играть ударные. Я был большим фэном Blue Murder, и когда однажды МакАлпайн позвонил мне и сказал: "К тебе приедет Тони Франклин, порепетируйте вместе", я не поверил своим ушам. Я тогда репетировал у себя в гараже, я подумал: "Сам Мужик вот так вот возьмет и придет в мой гараж?" Через два дня он пришел в мой гараж, и я чувствовал себя, будто меня кто разыгрывает - я видел этого мужика по MTV, а тут он сидит у меня в гараже!

...В Старом Свете Террана осел в Германии. Здесь он поработал с доброй половиной видных фигур бундеслиги немецкого heavy. Начало было положено на альбоме Роланда Грапова "Kaleidoscope" (99), благо игра кудрявого кудесника струны и примочки за воротами Helloween очень, очень сильно напоминала одного гитариста из солнечной Швеции. Чуть-чуть поиграл Террана и с другой "половиной" Helloween - Gamma Ray. Затем был надутый усилиями Ларса Ратца (ex-Velvet Viper & Zed Yago) "суперпроект" true metal Metallium, для которого Террана поднаписал изрядную долю материала. И только было Metallium собрался укусить за лавры другое детище металлического kindergarden Hammerfall, как из стана GUN, тогдашнего лейбла Rage, пришло предложение занять место "Эфти" Эфтимиадиса во вполне доходном предприятии Пиви Вагнера. ("Надо сказать, до того, как я попал в Rage, я не слышал ни единой их песни".) Не заставив себя долго ждать, Майк испарился из Metallium в мгновение ока.
Первый альбом Rage, партию ударных на котором сыграл Террана, "Welcome To The Other Side", вышел в 2001-м и был еще плодом долголетнего единоначалия веселого собирателя костей и черепов герра Вагнера. Но уже следующий, "Unity" (2002), название для которого предложил именно Террана ("я придумал это название во время пробежки"), был именно что единством трех творческих начал Вагнера, Смольского и Терраны. Где-то в эту пору Rage дважды сделали людям приятное, почтив своим присутствием нашу историческую родинку
.

Звуки.ru: - Какие ближайшие планы Rage?
Майк: - Самые ближайшие планы Rage - это покорить мир нашей музыкой! Шучу, шучу. Мы только что закончили запись нового альбома, который называется "Soundchaser". На конец осени - декабрь намечено турне, которое будет приурочено к 20-летию Rage, намеченному на январь. Будут специальные концерты в Германии, во время которых мы планируем отснять концертный DVD и записать концертный же альбом.
Звуки.ru: - Кого ты считаешь своим учителем в барабанном деле и кого бы ты мог выделить среди нынешних ударников?
Майк: - Терри Базио. Я люблю Терри Базио. Есть такая книга, "Last take of vampire", по которой недавно сняли фильм, который называется "Queen of the damned". Музыку к фильму написал кто-то из Korn, но партию ударных там играет Терри Базио. Очень прикольно слушать его вместе с группой. Мне нравится его манера исполнения, мне нравится, когда он играет один, но в группе он звучит не менее интересно. В его игре есть энергия, огонь. Я, как ударник, много почерпнул от него.
Звуки.ru: - Не ошибусь, если скажу, что сегодня ты самый известный ударник в России. Твои комментарии?
Майк: - Шутишь?
Звуки.ru: - Нисколько. Предыдущие гастроли с Rage сослужили тебе прекрасную службу. Как среди публики, так и в рядах прессы.
Майк: - Что ж, я польщен. У меня нет слов. Я думаю, это отчасти может быть связано с тем, что в России до сих пор жаждут рок-н-ролла. В Америке, скажем, все обстоит не так. Там столько всего происходит, стили, музыка, исполнители приходят и уходят с ужасающей скоростью, и люди давно пресытились.
Звуки.ru: - В твоей игре есть, что называется, "удар", может быть сегодня ты самый "силовой" барабанщик. Меж тем зачастую ты играешь в группах, чей стиль я назвал бы изощренным, взять того же Экселя Руди Пелла. Тебе никогда не приходило в голову попробовать себя в более агрессивной музыке, в thrash или death metal, скажем?
Майк: - Приходило. Как-то, помню, в Гамбурге одни парни, которые слушают как раз такую музыку, спросили меня, могу ли я играть blast beat. Знаешь, что такое blast beat? Это вот так. (Стучит пальцами по столу, изображая "горох".) А я играю на двух басовых бочках вот так. (Стучит восьмые ноты.) А если сыграть на двух бочках blast beat, это будет выглядеть как... (Это выглядит как колотушка городничего в ритме "полчище ударов в минуту".) На самом деле очень интересно поиграть в таком стиле, но я ударник несколько другого формата. В этом стиле есть блестящие барабанщики, как Джин Хоглан, например. Он играет в speed metal манере, и, однако ж, он звучит реально "тяжело".
Звуки.ru: - Я больше всего люблю его работу с Death на "Symbolic".
Майк: - Да, да, "Symbolic" фантастический альбом! Так вот, эти парни из Гамбурга подарили мне пару компактов таких thrash/death групп, и ударники там звучат просто как машины! Я даже не представляю, как так может играть человек! В любом случае, мне здесь есть, чему поучиться.
Звуки.ru: - Мой следующий вопрос будет носить несколько провокационный характер, так что можешь не отвечать. Как американец, живущий ныне в Германии, ты не испытываешь некоего неудобства в связи с этой войной в Ираке? И каково твое личное отношение к проблеме в целом?
Майк: - Я думаю, что мое личное мнение мало кому интересно. Я просто отвечу на вопрос. Я гражданин мира, родившийся в Америке. Когда я вернулся в родную страну после 4-годичного отсутствия, я увидел ее совершенно другими глазами. Жизнь в Европе стала мне своеобразным университетом, я приобрел бесценный опыт. Сейчас я уже третий раз в России, и мое представление об этой стране теперь совершенно другое, нежели прежде, когда я знал о России лишь из телевизора. Беда в том, что зачастую представления людей о другой стране ограничиваются этим маленьким ящиком, и они не видят другой стороны медали. Я, в этом отношении, полагаю, счастливчик, ведь моя профессия музыканта позволяет мне много путешествовать и видеть разные страны, разные культуры.
Я уже много раз говорил об этом в интервью - я не люблю политики и особенно политиков. Политика - это регламентированная религия, единственная цель которой - управлять людьми. А я не хочу, чтобы мной управляли, ха! Я всегда был против насилия, и войны, как одного из его проявлений. Трудно даже понять, ради чего была это война! Ради денег - ради чего же еще! Это очевидно всем. Многие в США были против этой войны, но она все равно случилась. Поэтому встает вопрос: кто все-таки правит миром? Толстосумы. Но уж никак не музыканты, то есть не я! Говорят, что рок-музыканты - ненормальные люди. Это еще как посмотреть. Мы то живем спокойной жизнью. Политики - вот настоящие сумасшедшие.

17 мая в ЦДХ все 590 мест оказались занятыми - в основном, людом необилеченным: индюшачьего вида ведущими рок-журналистами и рок-барабанщиками и попросту groupies (мужского, однако, полу!), а на сцене были установлены 3 установки Premier. Первая, конфигурации "для тех, кто любит Beatles и Purple", отводилась открывавшему концерт Евгению Рябому, великолепному ударнику, чья джазовая манера игры удачно вбирает в себя этакий пэйсовский удар и напор. Евгению выпала еще и роль конферансье, несколько рисковая, в свете последовавших террановских шуточек. На второй играл Игорь Джавад-Заде, "мастер нечетных чисел", человек с прекрасным timing, известный на людях по Нау и Земфире, ныне работающий на Абрау Дюрсо. Простите, на Авраама Руссо.

Сам Террана был подан в последнем отделении, после небольшого антракта. Под аккомпанемент минидискового плеера (том самом, на котором умудряются и-г-р-а-т-ь некоторые доморощенные му-зы-кан-ты - сам видел в одной эклектичной передаче по телевизору: включат, положат руки рядом на стол - и давай играть-наяривать) были сыграны вещи с первого сольного альбома, "Shadows Of The Past" (98) и, под занавес, с последнего прожекта, Taboo Voodoo. Материал, разумеется, представляет из себя могучую смесь джаз-рока, прогрессива, арт-рока и фьюжн и всего с ними присного. Посредине было дюже "хеви-металлическое" соло на ударных минут под 15, исполняемое на концертах Rage. Товарищи, это надо было слышать! И видеть.

Чтобы немного перевести дух, Террана взялся отвечать на вопросы из зала. Шоу закончилось, и началась форменная комедия. "Я ловко играю на china splashers? Это от того, что у меня отец китаец. ...А мать черная. ...Конечно серьезно! Ну что вы, конечно шучу. На самом деле меня вырастили дикие обезьяны. Поэтому меня вышвырнули из школы за то, что я издавал такие звуки: уууууааа, уууууаааа!!!" "Когда я начал играть на ударных? Сейчас мне 43, а начал я в 42. Очень, очень быстро учусь! Ну нет, на самом деле я играю уже 21 год - просто сейчас мне 63. А если серьезно, я начал играть в 8 лет. Я себе сразу сказал: я должен стать the most beautiful drummer in the world! И я стал! Я стал самым сексуальным ударником на свете! Это потому, что я не занимался сексом последние 10 лет!"

Далее Майк продемонстрировал свое ежедневное разогревающее упражнение для ног, чрезвычайно полезное начинающим легендарным рок-ударникам. "Носком правой ноги выстукиваем сперва восьмые ноты, затем триоли и, наконец, шестнадцатые. Затем повторяем упражнение с левой ногой: "восьмые ноты, триоли, шестнадцатые". "А потом обеими ногами вместе". И когда концерт, указом организаторов, упорно придвинулся к концу, Майк собрался сыграть пару вещей из новенького, одел наушники, взял палочки и... И тут из зала пришла кульминация: "What kind of condoms do you use?" - Какие я использую кондомы????? - Террана отложил в сторону палочки, долго снимал запутавшиеся в ирокезе наушники, наконец управился с ними, залез одной ногой на стул, а другую царственно поставил на хэт. - Я НЕ ПОЛЬЗУЮСЬ ГОНДОНАМИ, ПОТОМУ ЧТО Я НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА! НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА ВСЕГДА ЖИВЕТ НА ГРАНИ, И ЕМУ НЕ С РУКИ... ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕЗИНКАМИ! - Затем под аплодисменты и хохот зала залез обратно за драмсы и добавил: На самом деле я не пользуюсь презервативами потому, что не могу найти таких маленьких, чтоб мне подошли. Все кончилось хорошо.


Звуки.ru: - Сколько времени в день ты уделяешь физическим упражнениям?
Майк: - 24 часа в день! Если серьезно, то я стараюсь заниматься каждый день, по крайней мере, когда я дома, я занимаюсь каждый день. Один день я провожу тренировку с отягощениями, на другой - или бегаю, или занимаюсь специальным комплексом упражнений. В любом случае, каждый день по 6 часов я играю на барабанах. Практикуюсь, разучиваю новый материал.
Звуки.ru: - Как мне кажется, любопытство - это одна из твоих отличительных черт. Не секрет, что тебе интересны космонавтика и все, что с ней связано. А каково твое последнее увлечение? Что сейчас стоит на повестке дня?
Майк: - Я собираюсь сделаться первым ударником в космосе! Полечу туда на российском корабле! Я слышал, тут два американца как раз слезли с орбиты, значит есть место. А что?! Какие-то парни летали же на экскурсию, правда это стоило дороговато - под миллион долларов. Вот, хорошо бы OK&Co, которые привезли меня в Россию и организовали здесь первый Premier Drummer Day, проспонсировали мой полет. Я буду первым ударником в космосе!
Звуки.ru: - Я им обязательно переведу. А турне назовем "Fuck The Gravity Tour". Ну вот тогда давай закончим совсем в балбесном духе. Ты знаешь несколько русских слов. А какое твое любимое?
Майк: - Pirogi!!! (Ударение на "о".) Хе-хе, ты знаешь эту историю!

PS. Но это была уже совсем другая история...

27.05.2003, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)