ФЕСТИВАЛЬ  Фестиваль поэтов

Прошел шестой акустический некоммерческий фестиваль поэтического рока "Даждь".

Очень сложно объяснить человеку несведущему, что такое андерграунд и зачем он, собственно, нужен. Зачем ходить в микроскопические клубы с не самым качественным звуком и слушать команды, которые зачастую и играть-то толком не умеют? Есть мнение, что, во-первых, многие из тех, кто сегодня собирает стадионы сами только вчера вышли из подполья, во-вторых, звук на этих самых стадионах куда как похуже будет, чем в микроскопических клубах, в-третьих, играть у нас толком не умеет никто и нигде, да и вообще... Но на самом деле любой человек, имеющий то или иное отношение к андерграунду, просто верит (даже если никогда в этом не признается) в то, что именно в подполье обитают самые талантливые, яркие и бескорыстные музыканты всех времен. Обитают же они в подполье потому, что из-за такой вот исключительности их творчество не всем доступно. Так ли это в действительности - сказать сложно. Проще всего принять как факт: андерграунд - это обособленный параллельный мир, живущий и развивающийся по своим законам. И есть в его рамках явления, которые интересны и тем, кто к подполью никакого отношения не имеет.

Одно из таких явлений - акустический некоммерческий фестиваль поэтического рока "Даждь", итоговый концерт которого состоялся 16 мая на малой сцене театра "Содружество актеров Таганки". Краткая предыстория - в форме фестиваля "Даждь" существует с 1998 года. Впрочем, в начале названия его ежегодно менялись: "Складень" - 1998 (посвященный памяти А.Башлачева), "За жизнь поэтов" - 1999, "Посолонь" - 2000. В 2001 фестиваль получил имя "Даждь", которое стало всеобщим, впредь менялись только названия частей-глав: "Дарево" - 2002, "Крупицы" - 2003. Принципы фестиваля те же, что и в самом начале - находить и объединять молодых талантливых авторов, творчески зрелых, самобытных. Впрочем, этот принцип можно признать для андерграунда всеобщим, "Даждь" же обладает и рядом специфических особенностей. Чрезвычайно важным здесь является слово, текст музыкального произведения (недаром в заглавии заявлен поэтический рок), а также общая, скажем так, направленность творчества - оно должно быть духовным, светлым и созидательным (без тяги к разрушению, депрессии и т.п.)

Нынешний, уже шестой по счету фестиваль проходил с 20 по 24 февраля 2003г. в клубах "Форпост", "Факел" и на малой сцене "Содружества актеров Таганки". 16 мая состоялся Большой итоговый концерт фестиваля. Было бы не вполне правомерным называть "Даждь" фестивалем всероссийским, но тем не менее часть музыкантов представляют и другие города нашей необъятной родины. Один из таких представителей, Денис Вагин (Рязань), и открывал концерт 16-го числа. Также среди приезжих участников - группа Скитъ из Ростова-на-Дону. Вот уж, кстати, кто опровергает миф о не умеющих играть подпольщиках, так это они - у ребят все в порядке и с техникой, и с воображением (при минимуме инструментов - аранжировки на высшем уровне). По традиции фестиваль не обошелся и без представителей клуба православного творчества "На Крутица", на этот раз это были Игорь Стригун и Татьяна Хрящевская. Санкт-Петербург на итоговом концерте представляла группа Ступени. Так же на сцене "Содружества актеров Таганки" отыграли и постоянные участниуи фестиваля Алексей Красавин, группа Беловодье, Александр Логунов. Последний несколько удивил своих поклонников тем, что выступал в одиночестве, не только без группы (Зареница), но даже и без гусляра Максима Гавриленко, без которого Логунов в последнее время играет крайне редко.

Наиболее же активно слушатели реагировали на выступления Оксо (она дебютантка фестиваля) и Алексея Вдовина и Антона Машкина (НедРа, г. Чехов). Впрочем, в последнем случае дело вовсе не в традициях, а скорее в потрясающей яркости и глубине таланта Вдовина. Именно на людях такого масштаба по большому счету и держится "Даждь", именно за них фестиваль неизменно любят. Возможно, именно они могли бы стать теми самыми посланниками от андерграунда на большую сцену, если бы не героическая бескорыстность и извечный в подполье вопрос: а оно нам надо? Так или иначе, НедРа, а также такие, например, группы, как ПСИ или Кожа, по разным причинам в итоговый концерт не вошедшие - это и есть, пожалуй, одни из самых сильных музыкальных коллективов на сегодняшней сцене, как мейнстримовой, так и подпольной. Впрочем, все это уже очень субъективно...

P.S. Подробная информация о "Даждь" на сайте dajd.nm.ru

27.05.2003, Юлия СТРАКОВИЧ (ЗВУКИ РУ)