PINK FLOYD  Игры Мая.

12 мая 1967 года aфиша у входа в лондонский "Queen Elizabeth Hall" гласила: "Игры Мая - релаксация космической эры во имя буйства весны". Там проходил первый сольный концерт Pink Floyd.

12 мая 1967 года в лондонский "Queen Elizabeth Hall" со всех концов города стекались вызывающе аккуратные стиляги-моды, а также цветники - обманчиво похожие на американских хиппи, но несравненно более стильные и аккуратные ребята в ярко расшитых бархатных кафтанах и пестрых шелковых шарфах. Афиша у входа гласила: "Игры Мая - релаксация космической эры во имя буйства весны".
Вызвавшая столь мощный интерес у публики группа была оскорбительно молода, и к описываемому моменту имела в активе лишь один сингл. Причем обе входившие в него песни были малопригодны к передаче по радио: одна, история из будней общаги кембриджского университета: из-за дурацких обвинений в непристойности, другая, про конфету и рулет с изюмом - из-за явных ассоциаций с таблеткой и самокруткой. Следует заметить, что в конце 60-х одни лишь скандальные выходки никому карьеры не делали, так что истинная причина ажиотажа была явно не в этом.
В то время всякий "выстрел из андеграунда" на большую сцену расценивался британским сообществом цветников, как небольшая победа. В их среде Procol Harum и Soft Machine, Артур Браун и Марк Болан, а равно как и замахнувшиеся теперь на первый сольный концерт Pink Floyd стали известными благодаря интенсивной клубной деятельности задолго до перехода в профессиональную лигу.
"Queen Elizabeth Hall" был очень престижным местом: рок-группы, даже класса Beatles и Rolling Stones, до описываемого момента там не выступали никогда. Но музыкантов Pink Floyd, замахнувшихся на дерзкий эксперимент с размещением колонок по всему залу и разбросом концертного звучания на более, чем два канала, было не остановить. Следует заметить, что стандартов "quadro" или "dolby-surround" в ту пору еще не существовало, более того - даже окончательный переход индустрии звукозаписи на стереозвук произошел лишь в следующем, 1967 году.
Группа произвела фуррор. Яркое, хотя и несколько абсурдное шоу со стробоскопами, проецируемыми на музыкантов ползающими цветными пятнами, генератором мыльных пузырей и метанием картошки в гонг во время очередной бесконечной импровизации было по достоинству оценено хипповой аудиторией. Что называется, "никакой закуски не надо". Администрация зала, правда, восторга аудитории не разделяла: состав, использовавшийся для производства пузырей, оставил кучу пятен на спинках кресел. Рок-концерты в "Queen Elizabeth Hall" были прекращены до лучших времен.
Отступать от взятого курса музыканты, однако, не собирались. Тем более, что после такой раскрутки успех следующего сингла "See Emily Play" (6 место в хит-параде UK) давал хорошие перспективы. "В будущем все поп-концерты будут такимим насыщенными, - заявил гитарист Сид Баррет, - Публика станет слушать музыку, только, если ее будет сопровождать настоящее шоу..."
Впоследствии пророчество Безумного Шляпника сбылось, хотя ему к тому времени уже было совершенно все равно...

К 1969 году Pink Floyd прекратили выпуск синглов, сосредоточившись на создании масштабных концептуальных сочинений. Практически все выходившие на синглах песни группы альбомного эквивалента не имели. К тому же группа очень быстро выкинула из своего концертного репертуара материал двух первых сорокопяток, а песни с синглов 1968-1969 годов вообще не исполнялись на концертах. Долгое время эти номера оставались недоступными широкой публике. Вышедший 14 мая 1971 года сборник "Relics" лишь частично удовлетворил интерес публики. Подборка включала несколько песен с синглов, а также тему "Biding My Time" из арт-шоу "The Man", исполнявшегося на концертах 1969 года, но ни разу нормально не записанного.
Обложка сборника была украшена графической работой ударника группы Ника Мэйсона "Причудливая коллекция антиквариата и диковинных вещей". Интересно, что этот "поток сознания молодого архитектора" был воспринят какими-то безумцами, как чертеж, по которому впоследствии была сооружена масштабная многофигурная инсталляция. Именно ее фотоснимки, сделанные с разных точек, украшают теперь буклет последнего издания "Relics" в формате СD.

Май 1973 года Pink Floyd провели в гастрольном туре по США с материалом Dark Side Of The Moon. Турне вызывало массу технических проблем. "Оказалось, что многие не воспринимают нас всерьез из-за того, что наш райдер состоял всего из трех страниц, - исходил ядом басист Роджер Уотерс, - А вот когда понапихаешь туда всякой ерунды, вроде требования закрывать артистические на четыре замка, тогда только люди поймут, что лучше не нарываться, и, может быть, даже сумеют правильно настроить усилители и установить нужное количество прожекторов. Ведь нам требуется сцена точных размеров, заранее приготовленная и опробованная. Конечно, легче тяпнуть пивка, чем сотворить из воздуха два трехфазовых кабеля на сорок ампер и сто десять вольт. И протянуть сто пятьдесят метров такого кабеля от сцены до распредщита за минуту невозможно..."
Одержимые идеей "делать самое лучшее шоу в роке" и не желая зависеть от чужого раздолбайства, Pink Floyd вскоре обзавелись полным комплектом сценического оборудования, включающим сборно-разборную сцену, квадрофонические усилители, цветомузыкальные батареи и даже (на всякий случай) передвижную электростанцию армейского типа.

Но - время шло, и интересы музыкантов начали потихоньку расходиться. Правда поначалу не имущественные, а творческие.
25 мая 1978, когда с каждым днем все более амбициозный Уотерс корпел над демо-версиями сразу двух концептуальных сюит, его вечный друг-соперник Дэвид Гилмор тихо и мирно пыпустил свой первый сольный альбом. Программа состояла из довольно простых песен, не все из которых к тому же были новыми. "There's No Way Out Of Here" уже выходила у продюссируемой Гилмором группы Unicorn на альбоме "Too Many Crooks" под названием "No Way Out Of Here", а "Short And Sweet" была написана вместе с небезызвестным Роем Харпером для его диска Unknown Soldier.
В мае 1981 года, когда амбиции Уотерса, переросшие в самодурное мессианство, исключили из творческого процесса всех его коллег, замахнулся на собственное дело и сромняга-ударник Мэйсон. Правда, "Fictitious Sports" был не слишком громким совместным с пианисткой Карлой Блэй авангардно-джазовым проектом. Ник выступил в роли ударника и продюсера записи. О Pink Floyd там напоминала лишь песенка "Hot River", где на гитаре в "пинк-флойдовской" манере играл Крис Спеддинг, а вокалы исполнял бывший участник Soft Machine Роберт Уайатт.

8 мая 1984 года Роджер Уотерс, окончательно уверившись в том, что капитан - он, а корабль тонет, выпустил по мотивам нереализованных в 1978 году набросков сюиту The Pros And Cons Of HitchHiking" в качестве своего сольного альбома. Сочинение продолжало начатую еще на The Wall чреду сумбурных рассуждений о ужасах современного мира и о неприглядной роли человека как дрожащей от собственных сновидений твари. В записи этого сочинения выдающемуся рок-мизантропу помогали Эрик Клэптон, Рэй Купер, Майкл Камен, а также сессионно участвовавшие еще в записи The Final Cut клавишник Энди Боун и ударник Энди Ньюмарк.
Однако, оставленный Уотерсом корабль тонуть не желал. Гилмор и Мейсон развили бурную деятельность по возвращению в состав ушедшего вскоре после записи The Wall клавишника Рика Райта. Им даже удалось привлечь к делу уже известного по "The Wall" продюсера Боба Эзрина и выступавшего с группой Уотерса в 1984 году гитариста Тима Ренуика.
В мае 1989 года Гилмор и Мэйсон в преддверии московских концертов тура "The Delicate Sound Of Thunder" отправились с пресс-туром в Советскую Россию. Для артистов такого уровня рекламная поездка в известную тогда жалким состоянием музыкальной прессы и индустрии звукозаписи terra incognita была бы просто авантюрой, если бы старики-разбойники не преследовали еще и личные, хотя и не менее авантюрные интересы. Каким-то образом двое англичан смогли пробраться на режимный объект - космодром Байконур, с целью записать в цифровом звучании старт очередного "Союза" и передать отбывающим на станцию "Мир" космонавтам экземплярчик свежевышедшего альбома. "У нас была возможность поехать во Флориду, где американцы запускают свои шаттлы, но по совету французских друзей мы выбрали Байконур. В нас победил европейский патриотизм", - довольно невнятно объяснил впоследствии ситуацию Гилмор. Невнятно - потому что Байконур - это уже Азия, а у французских друзей есть и собственный космодром - правда, в Африке.

В общем, такую психоделику, как и встарь, можно было не закусывать. И вскоре заинтригованная российская публика ломанулась на московские концерты стареющих британских эксцентриков в "Олимпийском" со всей страны. Жмотствующие монополисты из "Госконцерта" тогда нормальных гонораров не платили никому, однако группа ухитрилась собирать стадион в течении недели, так что дело выгорело.
Однако это было уже в июне...

продолжение следует

12.05.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.pinkfloyd.com

Группа PINK FLOYD

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...

Подробности из жизни:

Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок

Состав:

Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…

Далее... →