ФЕСТИВАЛЬ  Пятый фестиваль Звуков: как оно было.

Кто может отказать себе в удовольствии послушать хорошую музыку в приятной компании? Уверены - таких людей найдется немного. Цель Пятого фестиваля Звуков.Ru мы сформулировали для себя просто: сделать себе и своим посетителям подарок. Насколько он удался - судите сами...

Кто может отказать себе в удовольствии послушать хорошую музыку в приятной компании? Уверены - таких людей найдется немного. А пуще всего любит подобное времяпровождение редакция сервера Звуки.Ru, чьи трудовые будни заполнены на 99 процентов музыкой для ушей слабопереносимой и неласковой. Для того, чтобы откопать из груды демо-записей и свежих релизов что-то интересное, денно и нощно терзаем мы свои барабанные перепонки. Но надо же и нам когда-то отдыхать!.. А особенно приятно, когда для отдыха находится достойный повод.
Пятый по счету фестиваль Звуков прошел в ЦДХ 27 апреля, на Пасху. Что касается повода, то их случилось сразу два: фестивалем мы отмечали получение Национальной Интернет-премии (второй по счету) и профессиональной Премии РОТОР (четвертой в нашем багаже). Цель фестиваля мы сформулировали для себя просто: сделать себе и своим посетителям подарок. Насколько он удался - судите сами.

Открыл фестиваль получасовой сет трио под управлением гитариста Ивана Смирнова, представившего на суд публики программу со своего нового альбома Страна, где ночует солнце. С первых аккордов зал восхищенно замер, и прерывался только на аплодисменты: потрясающая игра Ивана действует на слушателя совершенно магнетически. Когда слушаешь Смирнова, совершенно неважно, как он играет: его виртуозная техника совершенно вторична по отношению к тому посылу, который он передает слушателю, обращаясь прямиком к его душе. Стиль Ивана - ироничный, невероятно "вкусный", подобранный с редким чувством меры этно-джаз. Несмотря на то, что его легкие, изящные, но в то же время зубодробительно сложные композиции можно ставить на один уровень с работами таких музыкантов, как Пако де Люсия (Paco de Lucia), Пэт Мэтини (Pat Metheny) и Джон Маклафлин (John Mclaughlin), скорее, это западных мастеров можно сравнивать с Иваном, а не его с ними: настолько он ни на кого не похож, ярок и жив. Когда в процессе игры у музыканта зазвонил мобильник, он умудрился обыграть даже звонок.

К сожалению, объявленная ранее в программе Пелагея заполучила накануне фестиваля ангину, и выступить не смогла. Но не лишать же из-за этого народ этнических экспериментов! На сцену срочно была вызвана молодая, да ранняя группа Индрик Зверь. Что это за зверь такой, знают немногие, хотя состав не нов: еще год назад вся ритм-секция команды играла с Пелагеей и писала для нее музыку. Ныне же выступает с новой вокалисткой - талантливой выпускницей Гнесинки, обладательницей сильного народного голоса. Несколько непривычно для неподготовленного уха звучит в народных песнях слэпующий бас, да звукорежиссер обошелся с командой не лучшим образом, полностью "урезав" верхние частоты несчастной девушке - но даже такой дебют показывает: у группы может сложиться весьма интересное будущее.

"Мы опозоримся! Обязательно опозоримся!", - зловеще предрекал перед концертом Доктор Аграновский - человек, чей характерный блюзовый вокал настолько же узнаваем, насколько узнаваема его сдобренная отличным чувством юмора язвительность. Опозориться не удалось - Доктор выступал в составе своего знаменитого трио The Blues Spinners: губная гармоника, акустическая гитара и электрогитара. Трио исполнило несколько хулиганских версий классических блюзовых композиций, при этом гармоника Александра Братецкого то завывала, как ветер в трубе, то хихикала, прикидывалась то перкуссией, то синтезатором, а под конец и вовсе распоясалась и начала петь с Аграновским на два голоса.
Небольшую паузу, связанную с перемещением музыкантов из состава в состав и подключением аппаратуры, заполнил экспрессивный юный рокер Дима Твердый. Надеемся, слушатели по достоинству оценили милую шутку организатора: в этот день на сцене рокерам было не место.

Ради этого выступления многие пришли на фестиваль. Федор Чистяков. Легенда и флагман отечественного "рока с хорошим вкусом". Уникальный баянист, первым сломавший рамки стереотипных представлений о том, как можно и нужно играть рок. Ныне в его программе крайне редко звучат старые песни. Так и в этот раз - кроме изменившей ритм "Ехали по улице трамваи", традиционных песен Ноля со сцены не звучало. Однако нельзя сказать, чтобы остальная часть программы была нам незнакома: начав с неподъемно-тяжелой "Дубинушки", мастер попотчевал слушателей рок-оперой ""Фантомас"... точнее, "Бармалей!"", рассказал о великом противостоянии окуня Левы и школьника Вовы, а напоследок изобразил всю беспросветность бернесовской "Темной ночи". Сет Федора многие отметили как лучший в программе фестиваля.

Джазовый композитор и аранжировщик Сергей Манукян и знаменитый саксофонист Олег Киреев - два Карлсона от джаза. Наблюдая эту парочку на сцене, можно было прийти только к одному выводу: сегодня они хулиганят, искренне наслаждаясь обществом друг друга, остальных музыкантов и (в отличие от их академических выступлений) ощущением публики в зале. В процессе игры музыканты, к сожалению, пали жертвами звукорежиссера.

Завершала концерт команда под руководством организатора фестиваля - Вовки Кожекина, коему вся редакция выражает благодарность за проявленный героизм и невозмутимость.

Мы обязательно соберемся еще. Ведь цель "звучных" акций - не пафосная "демонстрация мускулов": мы просто любим наблюдать хороших музыкантов за любимым делом. Есть такая порода людей - HOMO LUDENS. Человек играющий, а не исполняющий музыку.

29.04.2003, Редакция (ЗВУКИ РУ)