ДОСЬЕ: Астор Пьяццолла, автор аргентинского танго

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго - Пьяццолла.

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Поэт - Пушкин. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго - Пьяццолла.

Специалисты сходятся в том, что Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla) дал новую жизнь аргентинскому танго. Кто-то говорит - он сделал для танго то же, что Штраус для венского вальса, кто-то - то, что Эллингтон или Гершвин сделали для джаза. Взял народную музыку и превратил ее в высокое искусство. Взял танго и заставил его звучать в исполнении симфонических оркестров - не расплескав ни капли энергетики, ни грамма эротики.
Тут бы какую-нибудь подходящую цитатку из Борхеса или Кортасара, этого тянитолкая, благодаря которому мы знаем запахи и цвета Буэнос-Айреса. Тут бы какую-нибудь цитатку. Но можно просто поставить "Либертанго" Пьяццоллы - эффект будет тот же.

Искать совпадения в биографиях великих аргентинцев - дело благодарное. Пьяцолла родился в 21 году в Аргентине, там, где за 22 года до него родился Хорхе Луис Борхес. Пьяццоллу в три года везут в Нью-Йорк, а потом в Аргентину, Борхес подростком переезжает в Европу. В Нью-Йорке, после переезда, Пьяццолла начал учиться музыке и услышал Чарли Паркера и Сергея Рахманинова. В Испании, после переезда, Борхес начал писать первые стихи. Потом он начнет писать прозу, а в 50-х вернется к поэзии. Пьяццола начнет с танго, потом займется классической музыкой, чтобы опять вернуться к танго.
Можно долго выстраивать эту канву, сравнивать разные жизни, находить соответствия и отворачиваться от несовпадений, пытаясь понять, как получилось, что музыка Пьяцоллы и слова Борхеса стали для нас воздухом Буэнос-Айреса.

Можно сколько угодно перечислять факты биографии Астора Пьяццоллы. В каких городах жил, как играл на бандонеоне - аргентинской версии аккордеона - в кабаках, и очень стеснялся этого. К каким фильмам, театральным постановкам и стихам Борхеса писал музыку, в каких оркестрах играл, какие музыкальные ансамбли создавал - от "Октета Буэнос Айрес" до "New Tango Sextet", - какие получал премии. Как выступал с Джерри Маллиганом, "Кронос квартетом", как давал концерты в сопровождении симфонических оркестров. Как умирал - тяжело, долго, с 90-го по 92-й год. Как его музыка становилась все популярнее, как ее исполняли Чик Кориа, Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет, Гидон Кремер.
Но, собственно, это все важно ровно настолько, насколько вообще важны названия альбомов, заголовки книг, прогнозы погоды на завтра. Важнее другое: как возникло танго - такое, каким мы его слышим благодаря Пьяццолле.

В Аргентине танго появилось примерно полтора века назад, в борделях и барах. Там пили, плакали и плясали иммигранты из Европы и Африки - вместе с мелкими преступниками и сутенерами. "Канья, милонга, женщины, ободряюще бранное слово Росендо, его хлопок по плечу, который мне хотелось считать похвалой, - в общем, я был счастлив сверх меры. Подруга в танцах попалась мне чуткая - угадывала каждое мое движение. Танго делало с нами все, что хотело - и подстегивало, и пьянило, и вело за собой, и отпускало, и опять захватывало". Это Борхес, это Буэнос-Айрес, это милонга - аргентинский танец, смешавшийся с традициями иммигрантов, что, как считают некоторые исследователи, и породило аргентинское танго. От африканцев был взят ритм, от испанцев - мотивы, а само слово "танго", говорят, возникло от "tangere" - латинского "касаться".

Прикосновение и ярость, страсть и судьба, опьянение и похмелье, секс и драка, - танго сочетало в себе все, что имело отношение к эмоциям. Его "салонная" разновидность захлестнула Европу в 1910 году, попав туда с аргентинской театральной труппой, приехавшей на Всемирную выставку в Париж. В Аргентине же царствовали "тангейрос" - музыканты, исполняющие танго.

Астор Пьяццолла часть жизни пытался уйти от танго к более серьезной музыке - к симфонической, к джазу. Десять лет своей жизни он писал все, кроме танго. Сонаты, симфонии, концерты для фортепиано, - и в 1953 году, получив приз как лучший молодой композитор года, поехал учиться в Париж. Там, как гласит легенда, преподавательница Нади Буланже, посмотрев его творения, сказала: "Очень хорошо написано. Вот тут я вижу Стравинского, тут - Бартока, тут - Равеля, но Пьяццоллу я нигде найти не могу". Истинный Пьяццолла, объяснила Нади Буланже, - в танго. И Пьяццолла выкинул всю музыку, которую сочинял в течение десяти лет.
Но его задачей было не поддерживать мифологию танго, ставшего 'ностальгической и скучной имитацией', а создать новую музыку, всю из голосов и ритмов современного Буэнос-Айреса. Это и стало "великим преобразованием танго" - чего сторонники традиционной музыки долго не могли простить Пьяццолле.

Классический секстет, исполняющий танго, состоял обычно из двух бандеонистов, двух скрипок, баса и фортепиано. Пьяццолла создал в 1955 свой "Октет Буэнос-Айрес", добавив к классическому составу виолончель и электрогитару. Составы его ансамблей (следующим станет квинтет "Nuevo Tango') будут меняться, неизменным останется лишь дух танго, в равных пропорциях смешанный с желанием совершить музыкальную революцию, перевернуть все представления о танго. После появления 'Conjunto 9', созданного в 70-е, о музыке Пьяццоллы начнут говорить: это уже не танго, это джаз-рок. "Это моя музыка, - ответит он, - и она ближе всего к танго".

Пьяццола, почти как борхесовский Пьер Менар, автор 'Дон Кихота', переписал аргентинское танго. Не слово в слово, конечно. Он внес в танго полифонию, джазовые элементы, и этим, как ни странно, лишь подчеркнул присущую этой музыке драму и эротизм. "Вся моя жизнь - танго, - объяснял композитор. - Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, - у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма".

В 1985 году Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Город, который с осторожностью отнесся к покушению на одну из своих святынь - традиционное танго, - принял Пьяццоллу. А значит, и признал за ним право играть "популярную современную музыку Буэнос-Айреса".
Буэнос-Айрес - "это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой". Таким и является танго Пьяццоллы - одновременно и центр, и окраина, и вызов стилю, и следование ему.

Если Буэнос-Айрес, то танго, если Борхес, то поэт, если ярость и любовь, то Пьяццолла. Все меняется, исчезает, течет, застывает на аргентинском солнце, раскаляется жаркими ночами докрасна. Пьяццолла гастролирует по миру, Борхес гладит корешки книг в своей Библиотеке, с улицы доносится знакомый ритм, мир слепо застывает, слушая музыку. Главное, что связывает для нас этих людей, - не подробности их биографии, не время, в которое они жили, не их подруги и друзья, не их совместная работа. Главное - что благодаря им двоим мы узнали дух Буэнос-Айреса. Этот образ, может быть, не имеет ничего общего с реальным, из плоти и камня, городом, - но для русского читателя и слушателя состоит именно из этих букв и звуков. Потому что без сумерек и ночей Буэнос-Айреса, - писал Борхес, - создать настоящее танго невозможно.

Послушать Астора Пьяццоллу на Звуках.Ru:
Itineary Of A Genius

24.04.2003, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место рождения: США

Обратный отсчет #227: альбомы недели – МУЗЫКА Ольга Белл, Metronomy, сайд-проект Death Grips и Floating Points - в регулярной рубрике Звуков о… »»

Обратный отсчет #225: альбомы недели – МУЗЫКА The Avalanches, Bat For Lashes и Blood Orange - редакция Звуков отбирает главные альбомы последнего… »»

Рифмы и биты: микстейпы мая – МУЗЫКА В новой подборке свежих микстейпов: дебют 20-летнего Пост Малоуна, приторность Chance the Rapper и… »»

И конкурсы интересные – RADIOHEAD Radiohead с размахом отметят выход своего нового альбома на виниле и CD. »»

Разгребая архивы – PINK FLOYD Стартовала акция по переизданию ремастированных альбомов Pink Floyd на виниле. »»

Не оставляя сомнений – PRINCE Официально объявлена причина смерти Принса: передозировка сильнодействующим обезболивающим. »»

Обратный отсчет, специальный выпуск: переиздания – МУЗЫКА Старые записи и ранее неизданный материал, который должен быть на полке каждого искушенного… »»

Еврофлуд-2016 – ЕВРОВИДЕНИЕ Еврофлуд начинается тут. Присоединяйтесь! »»

Обратный отсчет #221: альбомы недели – МУЗЫКА Джеймс Блэйк, Энтони Хегарти и Death Grips в свежем выпуске "Обратного отсчета". »»

Обратный отсчет #219: альбомы недели – МУЗЫКА Wire, Lush, M83, Autolux и Лера Линн в новом выпуске "Обратного отсчета". »»

50 лет Montreux Jazz. Дни 15 и 16. Финал. – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 50-й Montreux Jazz Festival подвел впечатляющие итоги. Звуки прощаются с великим фестивалем. »»

"Вам все приснилось и снится до сих пор" – ФЕСТИВАЛЬ Создатель "Казантипа" Никита Маршунок разъясняет ситуацию, сложившуюся на территории опального… »»

50 лет Montreux Jazz. Дни 13 и 14 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Китайская борьба с классикой, 80-летний даб и жена Сантаны. »»

Park Live 2016: осталось только Тушино – ФЕСТИВАЛЬ RHCP, Лана Дель Рей, Джон Ньюмен и The Kills на фестивале Park Live. »»

Step by Step: главное - не победа – ИЗ ЖИЗНИ Гэбриел и Стинг, Кортни и Флоренс, Tame Impala и другие - в отчетной колонке Сергея Степанова. »»

50 лет Montreux Jazz. Дни 9 и 10 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Джейми Каллэм, Vintage Trouble, Лиза Симон, огромный контрабас и камерный джаз Ману Каче - в новой… »»

Open'er 2016: Подожжём под дождём – ФЕСТИВАЛЬ RHCP, Chvrches, Tame Impala и Фаррел Уильямс в репортаже с главного польского опен-эира. »»

50 лет Montreux Jazz. Дни 7 и 8 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Рыдания Чарльза Брэдли, Simply Red, корейский авангард, птенцы гнезда Куинси и полуночный джем -… »»

Остров сокровищ – SZIGET 10 причин посетить Sziget -2016: не только музыка »»

50 лет Montreux Jazz. Дни 5 и 6 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sigur Ros, Пи Джей Харви, Mogwai и выпускники Montreux Jazz Academy в новом выпуске нашего… »»

"Если мне понравились Vampire Weekend, захочу ли я услышать еще шесть таких же групп?" – Simon REYNOLDS Саймон Рейнолдс о том, как мы находим музыку в эпоху интернета. »»

"Настоящий панк-рок скорее стоило бы искать в глухой российской деревне" – John ROBB Джон Робб о 40-летии панк-рока, Брекзите и роли музыкального критика в современном мире. »»

"Бывают ситуации, когда ради музыки не надо ничем жертвовать. Когда это все, что у тебя есть" – Benjamin CLEMENTINE Бенджамин Клементин о выступлениях в парижском метро, поэзии и чувстве недопределенности. »»

"Если мы с Hurts сделаем стиль ретро популярным, это будет здорово" – John NEWMAN Британский хитмейкер Джон Ньюмен рассказывает о том, как у него все получается. »»

"Правильная тональность внутреннего диалога" – Светлана СУРГАНОВА Светлана Сурганова - о своей работе в театре, академической музыке и направлении, в котором надо… »»

"Если ты промолчишь, в зале все равно будут орать." – Федор ЧИСТЯКОВ Накануне презентации новой программы Федор Чистяков рассказывает о своем тайном соавторе,… »»

"Мне придают смелости мои фанаты" – BREAKING BENJAMIN Лидер Breaking Benjamin - о новом составе группы, своих детских мечтах и том, как добраться из США… »»

"Если ты промолчишь, в зале все равно будут орать." – Федор ЧИСТЯКОВ Накануне презентации новой программы Федор Чистяков рассказывает о своем тайном соавторе,… »»

"Победитель Голоса - это какой-то супер-хороший человек" – THERR MAITZ Антон Беляев из Therr Maitz об успехе после "Голоса", новом сингле "365" и планах по покорению… »»

"Для себя я уже давно эстрадный артист" – ОБЕ ДВЕ Катя Павлова о будущем группы Обе Две, психотерапии и удовольствии от игры с OQJAV. »»

Без примесей и вредных добавок – Paul MCCARTNEY Вышел бокс-сет "Pure McCartney" - самый точный из существующих путеводитель по творчеству Пола… »»

Вспомнить всё: эйсид-хаус – МУЗЫКА Acid House: история течения, совершившего революцию в клубной музыке. »»

Вспомнить всё: песни о России – МУЗЫКА В праздничном плейлисте Звуков - эволюция западных песен о России с 60-х годов до наших дней. »»

5 фильмов лета – МУЗЫКА Лучшие фильмы этого лета о музыке и музыкантах по версии Звуков. »»

Проверка пульса: май – МУЗЫКА Долгожданный альбом Марка Притчарда, дебютный лонг-плей Tourist и другие электронные альбомы мая. »»

Дело - труба – Miles DAVIS 90-летию со дня рождения Майлза Дэвиса посвящается. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану - 75. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого классика. »»

Своими словами – МУЗЫКА Мемуары Брайана Уилсона, Моби и Игги Попа, а также еще полдесятка готовящихся к выходу книг о… »»

Zvuki.rs: Белград – КАРТА МИРА Гид по главным музыкальным заведениям Белграда. »»

Евро 2016: между Икеей и Селин Дион – ЕВРОВИДЕНИЕ Пять примет и шесть фаворитов Евровидения 2016. »»

20:00 – Парк "Красная пресня" – НИНО КАТАМАДЗЕ и INSIGHT концерт »»

20:00 – Gipsy – ЕЛКА концерт »»

20:00 – 16 ТОНН – КАЛИНОВ МОСТ концерт »»

Хроника27/07

1964 – В 1964 году родился Юрий Клинских, музыкант, поэт и композитор. Основатель и бессменный лидер группы Сектор Газа  »»

Bob THIELE (1922)

Harvey FUQUA (1928)

Kim FOWLEY (1942)

Mary LOVE (1943)

Юрий "Хой" КЛИНСКИХ (1964)

Rex BROWN (1966)

Juliana HATFIELD (1967)

DJ SS (1970)

Свежая реплика

АЛСУАЛСУ 03/06/2016 10:06 от Berilla Помимо приятного голоса и внешности, эта певица подкупает какой-то особой скромностью, которая подчеркивает её обаяние. ответить

Григорий Лепс не уедет жить в Лондон: ему не дали визу. Как теперь будет звучать его хит?

Я уеду жить в Лобню

Я уеду жить в Обнинск

Я уеду жить в Сызрань

Я уеду жить в Конго

Нью-Йорк, Нью-Йорк... А, стоп!

отправить