ДОСЬЕ: Астор Пьяццолла, автор аргентинского танго

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго - Пьяццолла.

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Поэт - Пушкин. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго - Пьяццолла.

Специалисты сходятся в том, что Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla) дал новую жизнь аргентинскому танго. Кто-то говорит - он сделал для танго то же, что Штраус для венского вальса, кто-то - то, что Эллингтон или Гершвин сделали для джаза. Взял народную музыку и превратил ее в высокое искусство. Взял танго и заставил его звучать в исполнении симфонических оркестров - не расплескав ни капли энергетики, ни грамма эротики.
Тут бы какую-нибудь подходящую цитатку из Борхеса или Кортасара, этого тянитолкая, благодаря которому мы знаем запахи и цвета Буэнос-Айреса. Тут бы какую-нибудь цитатку. Но можно просто поставить "Либертанго" Пьяццоллы - эффект будет тот же.

Искать совпадения в биографиях великих аргентинцев - дело благодарное. Пьяцолла родился в 21 году в Аргентине, там, где за 22 года до него родился Хорхе Луис Борхес. Пьяццоллу в три года везут в Нью-Йорк, а потом в Аргентину, Борхес подростком переезжает в Европу. В Нью-Йорке, после переезда, Пьяццолла начал учиться музыке и услышал Чарли Паркера и Сергея Рахманинова. В Испании, после переезда, Борхес начал писать первые стихи. Потом он начнет писать прозу, а в 50-х вернется к поэзии. Пьяццола начнет с танго, потом займется классической музыкой, чтобы опять вернуться к танго.
Можно долго выстраивать эту канву, сравнивать разные жизни, находить соответствия и отворачиваться от несовпадений, пытаясь понять, как получилось, что музыка Пьяцоллы и слова Борхеса стали для нас воздухом Буэнос-Айреса.

Можно сколько угодно перечислять факты биографии Астора Пьяццоллы. В каких городах жил, как играл на бандонеоне - аргентинской версии аккордеона - в кабаках, и очень стеснялся этого. К каким фильмам, театральным постановкам и стихам Борхеса писал музыку, в каких оркестрах играл, какие музыкальные ансамбли создавал - от "Октета Буэнос Айрес" до "New Tango Sextet", - какие получал премии. Как выступал с Джерри Маллиганом, "Кронос квартетом", как давал концерты в сопровождении симфонических оркестров. Как умирал - тяжело, долго, с 90-го по 92-й год. Как его музыка становилась все популярнее, как ее исполняли Чик Кориа, Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет, Гидон Кремер.
Но, собственно, это все важно ровно настолько, насколько вообще важны названия альбомов, заголовки книг, прогнозы погоды на завтра. Важнее другое: как возникло танго - такое, каким мы его слышим благодаря Пьяццолле.

В Аргентине танго появилось примерно полтора века назад, в борделях и барах. Там пили, плакали и плясали иммигранты из Европы и Африки - вместе с мелкими преступниками и сутенерами. "Канья, милонга, женщины, ободряюще бранное слово Росендо, его хлопок по плечу, который мне хотелось считать похвалой, - в общем, я был счастлив сверх меры. Подруга в танцах попалась мне чуткая - угадывала каждое мое движение. Танго делало с нами все, что хотело - и подстегивало, и пьянило, и вело за собой, и отпускало, и опять захватывало". Это Борхес, это Буэнос-Айрес, это милонга - аргентинский танец, смешавшийся с традициями иммигрантов, что, как считают некоторые исследователи, и породило аргентинское танго. От африканцев был взят ритм, от испанцев - мотивы, а само слово "танго", говорят, возникло от "tangere" - латинского "касаться".

Прикосновение и ярость, страсть и судьба, опьянение и похмелье, секс и драка, - танго сочетало в себе все, что имело отношение к эмоциям. Его "салонная" разновидность захлестнула Европу в 1910 году, попав туда с аргентинской театральной труппой, приехавшей на Всемирную выставку в Париж. В Аргентине же царствовали "тангейрос" - музыканты, исполняющие танго.

Астор Пьяццолла часть жизни пытался уйти от танго к более серьезной музыке - к симфонической, к джазу. Десять лет своей жизни он писал все, кроме танго. Сонаты, симфонии, концерты для фортепиано, - и в 1953 году, получив приз как лучший молодой композитор года, поехал учиться в Париж. Там, как гласит легенда, преподавательница Нади Буланже, посмотрев его творения, сказала: "Очень хорошо написано. Вот тут я вижу Стравинского, тут - Бартока, тут - Равеля, но Пьяццоллу я нигде найти не могу". Истинный Пьяццолла, объяснила Нади Буланже, - в танго. И Пьяццолла выкинул всю музыку, которую сочинял в течение десяти лет.
Но его задачей было не поддерживать мифологию танго, ставшего 'ностальгической и скучной имитацией', а создать новую музыку, всю из голосов и ритмов современного Буэнос-Айреса. Это и стало "великим преобразованием танго" - чего сторонники традиционной музыки долго не могли простить Пьяццолле.

Классический секстет, исполняющий танго, состоял обычно из двух бандеонистов, двух скрипок, баса и фортепиано. Пьяццолла создал в 1955 свой "Октет Буэнос-Айрес", добавив к классическому составу виолончель и электрогитару. Составы его ансамблей (следующим станет квинтет "Nuevo Tango') будут меняться, неизменным останется лишь дух танго, в равных пропорциях смешанный с желанием совершить музыкальную революцию, перевернуть все представления о танго. После появления 'Conjunto 9', созданного в 70-е, о музыке Пьяццоллы начнут говорить: это уже не танго, это джаз-рок. "Это моя музыка, - ответит он, - и она ближе всего к танго".

Пьяццола, почти как борхесовский Пьер Менар, автор 'Дон Кихота', переписал аргентинское танго. Не слово в слово, конечно. Он внес в танго полифонию, джазовые элементы, и этим, как ни странно, лишь подчеркнул присущую этой музыке драму и эротизм. "Вся моя жизнь - танго, - объяснял композитор. - Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, - у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма".

В 1985 году Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Город, который с осторожностью отнесся к покушению на одну из своих святынь - традиционное танго, - принял Пьяццоллу. А значит, и признал за ним право играть "популярную современную музыку Буэнос-Айреса".
Буэнос-Айрес - "это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой". Таким и является танго Пьяццоллы - одновременно и центр, и окраина, и вызов стилю, и следование ему.

Если Буэнос-Айрес, то танго, если Борхес, то поэт, если ярость и любовь, то Пьяццолла. Все меняется, исчезает, течет, застывает на аргентинском солнце, раскаляется жаркими ночами докрасна. Пьяццолла гастролирует по миру, Борхес гладит корешки книг в своей Библиотеке, с улицы доносится знакомый ритм, мир слепо застывает, слушая музыку. Главное, что связывает для нас этих людей, - не подробности их биографии, не время, в которое они жили, не их подруги и друзья, не их совместная работа. Главное - что благодаря им двоим мы узнали дух Буэнос-Айреса. Этот образ, может быть, не имеет ничего общего с реальным, из плоти и камня, городом, - но для русского читателя и слушателя состоит именно из этих букв и звуков. Потому что без сумерек и ночей Буэнос-Айреса, - писал Борхес, - создать настоящее танго невозможно.

Послушать Астора Пьяццоллу на Звуках.Ru:
Itineary Of A Genius

24.04.2003, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место рождения: США

Еврофлуд-2016 – ЕВРОВИДЕНИЕ Еврофлуд начинается тут. Присоединяйтесь! »»

Обратный отсчет #221: альбомы недели – МУЗЫКА Джеймс Блэйк, Энтони Хегарти и Death Grips в свежем выпуске "Обратного отсчета". »»

Обратный отсчет #219: альбомы недели – МУЗЫКА Wire, Lush, M83, Autolux и Лера Линн в новом выпуске "Обратного отсчета". »»

Биты и рифмы: микстейпы марта – МУЗЫКА В новой подборке свежих микстейпов: Denzel Curry, Young Thug, Azealia Banks, Royce Da… »»

Обратный отсчет #213: альбомы недели – МУЗЫКА Эволюция Эсперанзы Сполдинг, поп-альбом Анны Мередит и сборник демок от главного рэпера… »»

Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2015 года – САУНДТРЕК "Омерзительная восьмерка" и другие - в итоговой колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 лучших треков для путешественников – МУЗЫКА Дорожный плейлист от неутомимой путешественницы Виктории Базоевой. »»

Морда просит кирпича – EMINEM Эминем продает кирпич в качестве бонуса к переизданию "The Marshal Mathers LP". »»

Если очень повезет – The AVALANCHES The Avalanches выпустили трейлер второго альбома, который они не могут закончить уже 15 лет. »»

Я согласен на медаль – НАГРАДА В Лас-Вегасе вручили премии Billboard Music Award. Абсолютный рекордсмен уикенда - исполнитель The… »»

Ставки повышаются – ЕВРОВИДЕНИЕ Второй полуфинал Евровидения оказался содержательнее и напряженнее первого. »»

По ковровой дорожке – ЕВРОВИДЕНИЕ Полуфинал Евровидения не стал проблемой для Сергея Лазарева, но вся борьба у него еще впереди. »»

"А нужен ли этот конкурс России? А если нужен, то для чего? Непонятно" – Сергей ЛАЗАРЕВ Как Сергей Лазарев от Евровидения отказывался. »»

Flow 2016: весомые аргументы – ФЕСТИВАЛЬ Не объявив и половины участников, Flow 2016 уже обещает стать лучшим фестивалем лета. »»

Столичный калейдоскоп: апрель – МУЗЫКА Пётр Мамонов, Mujuice и Tequilajazzz в обзоре концертов, прошедших в Москве в апреле. »»

Lollapalooza Berlin: закрытие сезона – ФЕСТИВАЛЬ Берлинский филиал "Лоллапалузы" - последняя в 2016 году возможность посмотреть живьём Radiohead и… »»

Step by Step: радость моя, зима – ИЗ ЖИЗНИ Джулия Холтер, Metric, Death Cab for Cutie и прощальное шоу Majical Cloudz - в отчетной колонке… »»

Sonar Barcelona 2016: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Sonar Barcelona опубликовал полный список участников. »»

Открывашка с сюрпризами – ФЕСТИВАЛЬ Польский фестиваль Open'er с LCD Soundsystem, Florence, RHCP, At The Drive-In и Kygo как отличный… »»

"Мы два с половиной часа обсуждали не то?" – ПРАВО Обсуждение закона о СРО в Госдуме превратилось в шоу с участием звезд эстрады. »»

"В детстве ты считался лузером, если ни от чего не фанател" – ELLIPHANT Шведская певица Elliphant о работе и дружбе со Skrillex, детских кумирах и одиджеивании музыкальной… »»

"Хакеры годами готовятся к коллапсу. За это я их и люблю" – Alec EMPIRE Alec Empire о Берлине, прозорливости хакеров, филиппинских рейвах и виртуальной реальности. »»

"Хорошая идея жить, будто мир вокруг - огромный бар" – САНСАРА Саша Гагарин о новом диске "Ласточка", отношениях с музыкантами прежних составов Сансары и… »»

"Всё ещё не чувствую себя максимально свободной с русским языком" – НААДЯ Надежда Грицкевич о гастрольных турах, новой EP "Хорошо" и кавер-версиях. »»

"Инструменты у нас старые и едва звучат, но обычно этого хватает" – A PLACE TO BURY STRANGERS Оливер Аккерман из A Place to Bury Strangers – о клише "громкой группы", разбивании гитар на… »»

"Следующий альбом будет грустный, пафосный и легкий" – OQJAV Вадик Королёв, вокалист и автор песен группы OQJAV, о новом альбоме "Марта", детских воспоминаниях… »»

"Один раз я приезжал в Москву на футбол, но все равно дело закончилось диджей-сетом" – Paul OAKENFOLD Пол Окенфолд о том, как продержаться 25 лет в электронной музыке, фильме "We Are Your Friends" и о… »»

Огонь, вода и другие стихии – EARTH, WIND & FIRE Памяти Мориса Уайта - основателя Earth, Wind & Fire. »»

"Сегодня в музыке можно сделать не так много нового. Но всегда можно сделать что-то свежее" – Steven WILSON Стивен Уилсон об изоляции современного человека, багаже Porcupine Tree и ностальгии в музыке. »»

"Проходить путь академического вокалиста в одиночку очень небезопасно" – Tarja TURUNEN Тарья Турунен о гастрольном туре по России, новом альбоме, электронном сайд-проекте и проблемах… »»

Своими словами – МУЗЫКА Мемуары Брайана Уилсона, Моби и Игги Попа, а также еще полдесятка готовящихся к выходу книг о… »»

Евро 2016: между Икеей и Селин Дион – ЕВРОВИДЕНИЕ Пять примет и шесть фаворитов Евровидения 2016. »»

Zvuki.rs: Белград – КАРТА МИРА Гид по главным музыкальным заведениям Белграда. »»

Вспомнить всё: советская космонавтика – МУЗЫКА Весенний плейлист музыки, посвященной Гагарину, Терешковой, собаке Лайке и другим советским… »»

RSD 2016: сезон охоты – МУЗЫКА За чем охотиться после Дня музыкального магазина - выбор Звуков. »»

Преступление против вкуса – PET SHOP BOYS Новый альбом Pet Shop Boys как главное противоречие современной поп-музыки. »»

Тау Кита – Keith EMERSON Гид по творчеству Кита Эмерсона - новатора, эксцентрика, интерпретатора классической музыки. »»

Проверка пульса: март – МУЗЫКА Дайджест лучших электронных альбомов марта. »»

Скандал в Богемии – QUEEN Звуки об "историческом концерте" Queen, который так и не удалось толком снять на пленку. »»

Зион - Вавилон - Москва – MUJUICE Второй песенный альбом Mujuice как билет в прошлое - такое недавнее и такое далекое. »»

Хроника25/05

1948 – Родился Клаус Майне - вокалист и визитная карточка группы Scorpions. Карьера певца едва не прервалась в 1980 году, когда врачи обнаружили у него грибок на связках. Год реабилитации потребовался, что к Клаусу вернулся голос. Появившийся особый призвук и стал визитной карточкой "скорпов"  »»

Bill "Bojangles" ROBINSON

Jimmy HAMILTON

Hal DAVID (1921)

Milt BERNHART (1926)

Norman PETTY (1927)

Dick MCDONOUGH (1938)

Trevor Oliver TAYLOR (1957)

Paul WELLER (1958)

Кристина ОРБАКАЙТЕ (1971)

Свежая реплика

Так вышлоROXETTE 05/04/2016 11:39 от realrain Новый альбом Roxette будет называться «Good Karma». На сайте Roxette уже известны названия пары песен с нового альбома ответить

Самая крутая тяжелая группа всех времен и народов - это...

Black Sabbath. Потому что отцы.

Metallica. Потому что выступали даже на Антарктиде.

Iron Maiden. Потому что у них есть свой самолет.

Slipknot. Потому что они лучше всех выглядят.

Napalm Death. Потому что куда уж тяжелее?

Ария. Потому что импортозамещение.

отправить