ДОСЬЕ: Астор Пьяццолла, автор аргентинского танго

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго - Пьяццолла.

Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла. Все очень просто, ассоциативные связи прочнее человеческих отношений, не рвутся, не стираются, не исчезают. Поэт - Пушкин. Мир черно-белый: черные дни сменяются черными ночами, белый шум превращается в ослепительное танго. Танго - Пьяццолла.

Специалисты сходятся в том, что Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla) дал новую жизнь аргентинскому танго. Кто-то говорит - он сделал для танго то же, что Штраус для венского вальса, кто-то - то, что Эллингтон или Гершвин сделали для джаза. Взял народную музыку и превратил ее в высокое искусство. Взял танго и заставил его звучать в исполнении симфонических оркестров - не расплескав ни капли энергетики, ни грамма эротики.
Тут бы какую-нибудь подходящую цитатку из Борхеса или Кортасара, этого тянитолкая, благодаря которому мы знаем запахи и цвета Буэнос-Айреса. Тут бы какую-нибудь цитатку. Но можно просто поставить "Либертанго" Пьяццоллы - эффект будет тот же.

Искать совпадения в биографиях великих аргентинцев - дело благодарное. Пьяцолла родился в 21 году в Аргентине, там, где за 22 года до него родился Хорхе Луис Борхес. Пьяццоллу в три года везут в Нью-Йорк, а потом в Аргентину, Борхес подростком переезжает в Европу. В Нью-Йорке, после переезда, Пьяццолла начал учиться музыке и услышал Чарли Паркера и Сергея Рахманинова. В Испании, после переезда, Борхес начал писать первые стихи. Потом он начнет писать прозу, а в 50-х вернется к поэзии. Пьяццола начнет с танго, потом займется классической музыкой, чтобы опять вернуться к танго.
Можно долго выстраивать эту канву, сравнивать разные жизни, находить соответствия и отворачиваться от несовпадений, пытаясь понять, как получилось, что музыка Пьяцоллы и слова Борхеса стали для нас воздухом Буэнос-Айреса.

Можно сколько угодно перечислять факты биографии Астора Пьяццоллы. В каких городах жил, как играл на бандонеоне - аргентинской версии аккордеона - в кабаках, и очень стеснялся этого. К каким фильмам, театральным постановкам и стихам Борхеса писал музыку, в каких оркестрах играл, какие музыкальные ансамбли создавал - от "Октета Буэнос Айрес" до "New Tango Sextet", - какие получал премии. Как выступал с Джерри Маллиганом, "Кронос квартетом", как давал концерты в сопровождении симфонических оркестров. Как умирал - тяжело, долго, с 90-го по 92-й год. Как его музыка становилась все популярнее, как ее исполняли Чик Кориа, Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кейт Джаррет, Гидон Кремер.
Но, собственно, это все важно ровно настолько, насколько вообще важны названия альбомов, заголовки книг, прогнозы погоды на завтра. Важнее другое: как возникло танго - такое, каким мы его слышим благодаря Пьяццолле.

В Аргентине танго появилось примерно полтора века назад, в борделях и барах. Там пили, плакали и плясали иммигранты из Европы и Африки - вместе с мелкими преступниками и сутенерами. "Канья, милонга, женщины, ободряюще бранное слово Росендо, его хлопок по плечу, который мне хотелось считать похвалой, - в общем, я был счастлив сверх меры. Подруга в танцах попалась мне чуткая - угадывала каждое мое движение. Танго делало с нами все, что хотело - и подстегивало, и пьянило, и вело за собой, и отпускало, и опять захватывало". Это Борхес, это Буэнос-Айрес, это милонга - аргентинский танец, смешавшийся с традициями иммигрантов, что, как считают некоторые исследователи, и породило аргентинское танго. От африканцев был взят ритм, от испанцев - мотивы, а само слово "танго", говорят, возникло от "tangere" - латинского "касаться".

Прикосновение и ярость, страсть и судьба, опьянение и похмелье, секс и драка, - танго сочетало в себе все, что имело отношение к эмоциям. Его "салонная" разновидность захлестнула Европу в 1910 году, попав туда с аргентинской театральной труппой, приехавшей на Всемирную выставку в Париж. В Аргентине же царствовали "тангейрос" - музыканты, исполняющие танго.

Астор Пьяццолла часть жизни пытался уйти от танго к более серьезной музыке - к симфонической, к джазу. Десять лет своей жизни он писал все, кроме танго. Сонаты, симфонии, концерты для фортепиано, - и в 1953 году, получив приз как лучший молодой композитор года, поехал учиться в Париж. Там, как гласит легенда, преподавательница Нади Буланже, посмотрев его творения, сказала: "Очень хорошо написано. Вот тут я вижу Стравинского, тут - Бартока, тут - Равеля, но Пьяццоллу я нигде найти не могу". Истинный Пьяццолла, объяснила Нади Буланже, - в танго. И Пьяццолла выкинул всю музыку, которую сочинял в течение десяти лет.
Но его задачей было не поддерживать мифологию танго, ставшего 'ностальгической и скучной имитацией', а создать новую музыку, всю из голосов и ритмов современного Буэнос-Айреса. Это и стало "великим преобразованием танго" - чего сторонники традиционной музыки долго не могли простить Пьяццолле.

Классический секстет, исполняющий танго, состоял обычно из двух бандеонистов, двух скрипок, баса и фортепиано. Пьяццолла создал в 1955 свой "Октет Буэнос-Айрес", добавив к классическому составу виолончель и электрогитару. Составы его ансамблей (следующим станет квинтет "Nuevo Tango') будут меняться, неизменным останется лишь дух танго, в равных пропорциях смешанный с желанием совершить музыкальную революцию, перевернуть все представления о танго. После появления 'Conjunto 9', созданного в 70-е, о музыке Пьяццоллы начнут говорить: это уже не танго, это джаз-рок. "Это моя музыка, - ответит он, - и она ближе всего к танго".

Пьяццола, почти как борхесовский Пьер Менар, автор 'Дон Кихота', переписал аргентинское танго. Не слово в слово, конечно. Он внес в танго полифонию, джазовые элементы, и этим, как ни странно, лишь подчеркнул присущую этой музыке драму и эротизм. "Вся моя жизнь - танго, - объяснял композитор. - Грустное танго. Не потому, что я грущу, совсем нет, я счастлив, я люблю хорошее вино, вкусную еду, я люблю жить, - у моей музыки нет причин быть грустной. Но она грустна, потому что это танго. В ней есть драма, но нет пессимизма".

В 1985 году Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса. Город, который с осторожностью отнесся к покушению на одну из своих святынь - традиционное танго, - принял Пьяццоллу. А значит, и признал за ним право играть "популярную современную музыку Буэнос-Айреса".
Буэнос-Айрес - "это центр, окраина, пригород, незамеченный и желанный, никогда не мой и не твой". Таким и является танго Пьяццоллы - одновременно и центр, и окраина, и вызов стилю, и следование ему.

Если Буэнос-Айрес, то танго, если Борхес, то поэт, если ярость и любовь, то Пьяццолла. Все меняется, исчезает, течет, застывает на аргентинском солнце, раскаляется жаркими ночами докрасна. Пьяццолла гастролирует по миру, Борхес гладит корешки книг в своей Библиотеке, с улицы доносится знакомый ритм, мир слепо застывает, слушая музыку. Главное, что связывает для нас этих людей, - не подробности их биографии, не время, в которое они жили, не их подруги и друзья, не их совместная работа. Главное - что благодаря им двоим мы узнали дух Буэнос-Айреса. Этот образ, может быть, не имеет ничего общего с реальным, из плоти и камня, городом, - но для русского читателя и слушателя состоит именно из этих букв и звуков. Потому что без сумерек и ночей Буэнос-Айреса, - писал Борхес, - создать настоящее танго невозможно.

Послушать Астора Пьяццоллу на Звуках.Ru:
Itineary Of A Genius

24.04.2003, Ксения РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье

Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2015 года – САУНДТРЕК "Омерзительная восьмерка" и другие - в итоговой колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 лучших треков для путешественников – МУЗЫКА Дорожный плейлист от неутомимой путешественницы Виктории Базоевой. »»

Все самое две тысячи пятнадцатое – ЗВУКИ РУ Звуки подводят итоги года. Самое интересное, новое и важное из того, что принес нам с вами 2015-й… »»

Музыкальные мемы 2015 – ИЗ ЖИЗНИ Звуки вспоминают самые забавные музыкальные мемы уходящего года. »»

16 главных альбомов 2016 года – МУЗЫКА Самые ожидаемые пластинки альбомы 2016 года по версии Звуков. »»

Атака на Париж – ИЗ ЖИЗНИ Теракты в Париже: зрители взяты в заложники в клубе Bataclan на концерте Eagles of Death Metal.… »»

Маша, Медведь и РАО – ПРАВО Продолжение сериала "Как избавиться от РАО". Рассказываем, как получать деньги от теле- и… »»

Обратный отсчет #201: альбомы недели – МУЗЫКА Возвращение Roots Manuva, дебютный LP Floating Points и очередной посмертный альбом Джей Диллы в… »»

Как избавиться от РАО за 10 дней – ПРАВО Статья-инструкция для всех музыкантов, сонграйтеров и их друзей. Мы поможем вам начать зарабатывать… »»

Обратный отсчет #197: Альбомы недели – МУЗЫКА Новый материал от 4 позиции Бруно, последняя порция ремиксов от Бьорк и возвращение Eagles Of Death… »»

"Мы два с половиной часа обсуждали не то?" – ПРАВО Обсуждение закона о СРО в Госдуме превратилось в шоу с участием звезд эстрады. »»

Пока горячо – ФЕСТИВАЛЬ Музыканты, чьи гастроли сотрясут концертное лето этого года. »»

Step by Step: иногда они возвращаются – MUSE Реабилитация группы Muse, итоги минувшего года и планы на новый – в отчетной колонке Сергея… »»

Это был долгий путь – U2 Грандиозный тур U2 iNNOCENCE+eXPERIENCE подходит к концу. Звуки - о том, как это было в Лондоне. »»

Держи врага ближе – The PRODIGY The Prodigy везут в Москву программу, не перегруженную песнями с последнего альбома. »»

Битва за железный трон – FOO FIGHTERS 2 часа рубилова со сломанной ногой - Грол и компания продолжают мировое турне! »»

Гори ясно – RAMMSTEIN Rammstein выступят в Москве в июне. »»

Живость характера – EMANCIPATOR Американский даунтемпо-продюсер везет в Москву программу по мотивам новой пластинки "Seven Seas". »»

Хрупкая география – Rafael Anton IRISARRI Многоликий американский электронщик выступит в центре "Марс" с эмбиент-программой. »»

Мы к вам приедем – MAROON 5 Maroon 5 выступят в России этим летом. »»

"Тишина очень нужна для психики музыканта. Я даже батарейки из всех часов в доме вынимаю" – PIANOБОЙ Дмитрий Шуров о новом альбоме "Take Off", работе "на заказ" и о том, что будет твориться в музыке,… »»

"Если бы кто-нибудь решил создать водку в нашу честь, мы были бы рады" – THREE DAYS GRACE Стартует российсктий тур Three Days Grace. Звуки поговорили с Нилом Сандерсоном о новом вокалисте… »»

"Мы стараемся не спекулировать на национальных моментах" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков о "шароварщине", записи альбома "Wasserwaage" и концертах в России. »»

R.I.P. – David BOWIE Умер Дэвид Боуи, Человек со звезд. »»

"Артисты быстро стареют, а потом долго остаются молодыми" – Алексей РОМАНОВ Алексей Романов о книге собственных стихов, нынешнем состоянии Воскресения и любимых гитарах. »»

"King Crimson - это проект номер один в моей жизни" – KING CRIMSON Музыканты King Crimson - о мировом турне и о том, каково это - всю жизнь отдать музыке »»

"Я хотел воздать должное тому, что электронная музыка уже неподвластна времени" – Jean-Michel JARRE Жан-Мишель Жарр о том, как собрать на одном альбоме цвет современной электроники. »»

"Я бы написал себе в прошлое: "Иди обратно в архитекторы!" – Ю-ПИТЕР Вячеслав Бутусов об отношении к музыке и совместном альбоме с БГ. »»

"Мы отыграем тур. Но сперва совершим набег на гримерку!" – BARENAKED LADIES Barenaked Ladies о своей юной аудитории, астронавте Крисе Хэдфилде и взгляде в будущее. »»

"Моя автобиография должна быть в жанре трагикомедии" – БРАВО Евгений Хавтан о критике в адрес нового альбома "Навсегда", прошлых и нынешних авторах текстов… »»

Рифмы и биты: микстейпы января – МУЗЫКА Микстейпы Migos, Future и Триагрутрики - в новой рубрике Звуков. »»

Вспомнить всё: техно-рейв из континентальной Европы – МУЗЫКА К 25-летию Гагарин-пати и технорейв-бума Звуки вспоминают хиты этого жанра и их историю. »»

Дело композитора вне всяких подозрений – Ennio MORRICONE 10 неизвестных саундтреков Эннио Морриконе, которые стоит услышать, пока он не получил "Оскар". »»

"Здесь нет оркестра!" – David LYNCH Дэвиду Линчу - 70: Звуки вспоминают ключевые музыкальные моменты из его фильмов. »»

Сияние звезды – David BOWIE О последнем альбоме Дэвида Боуи и смерти великого музыканта. »»

"Самоконтроль рынка должен быть. Но сейчас его спускают сверху, директивно" – ПРАВО Новый закон о СРО - защита от мошенников или попытка монополизировать рынок? »»

Сезон подарков – ИЗ ЖИЗНИ Звуки представляют главные релизы года, которые вы еще можете успеть подарить своим… »»

Опережая время – Георгий СВИРИДОВ К 100-летию композитора: "Время, вперед" как гимн прогресса и главный прото-техно хит современности. »»

Клуб подпольных миллионеров – ПРАВО В офисе Всероссийской организации по защите интеллектуальной собственности проходят обыски. »»

На должном – СКРИПТОНИТ Павлодарский рэпер Скриптонит "дарит стиль" на своем дебютном альбоме. »»

20:00 – Volta Club – ТАНЦЫ МИНУС концерт »»

20:00 – ВЕРМЕЛЬ – BEAT DEVILS концерт »»

20:00 – Известия Hall – ЧИЖ и Co. концерт »»

20:00 – Союз композиторов – BILLY'S BAND концерт »»

20:00 – Volta Club – ТАНЦЫ МИНУС концерт »»

20:00 – 16 ТОНН – МАРА концерт »»

20:00 – Архив – CARDIO BEAT концерт »»

Хроника13/02

1873 – В Казани родился Федор Шаляпин, знаменитый русский оперный и камерный певец, солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики. Его т.н. "высокий бас" оказал огромное влияние на мировое оперное искусство  »»

1961 – В Вашингтоне родился Генри Роллинз - рок-музыкант, вокалист, автор песен, директор лейбла 2.13.61, артист в жанре spoken word, публицист, автор книг, теле- и радиоведущий и актёр. Наибольшую известность получил как фронтмен культовых рок-групп Black Flag и Rollins Band  »»

1974 – В графстве Стаффордшир родился Робби Уильямс (настоящее имя - Роберт Питер Максимилиан Уильямс). Робби считается самым популярным британским певцом, исполняющим песни в таких жанрах, как поп, поп-рок, софт-рок, брит-поп и т. п  »»

1974 – В Стаффорширде родился Робби Уильямс - певец, автор песен, экс-участник бойз-бэнда Take That. Уильямс считается самым популярным британским певцом, исполняющим песни в жанрах поп, поп-рок, софт-рок, брит-поп и т. п. За характерный тембр голоса и манеру исполнения Элтон Джон назвал его…  »»

1976 – В Амхерсте, Новая Шотландия, родилась Лесли Фейст (aka Feist), известная канадская поп-рок-певица, участница группы Broken Social Scene  »»

Wingy MANONE

Arthur ROLLINI

Boudleaux BRYANT

Eileen FARRELL

Jack GOLD (1921)

Wardell GRAY (1921)

Buck HILL (1927)

Peter TORK (1942)

Bill SZYMCZYK (1943)

Peter GABRIEL (1950)

Tony BUTLER (1957)

Henry ROLLINS (1961)

Максим ЛЕОНИДОВ (1962)

Дмитрий РЕВЯКИН (1964)

Иван ДЕМЬЯН (1969)

Robbie WILLIAMS (1974)

Робби УИЛЬЯМС (1974)

FEIST (1976)

Свежая реплика

ГРЕЙ'С, СЕРГЕЙСЕРГЕЙ ГРЕЙ'С 12/02/2016 14:01 от Виталина Сергей, ты из немногих артистов, которых можно полюбить не только за талант и голос, но и за душу.Твоя харизма и юмор всегда поднимают настроение. Иногда кажется, что тебе не нужно прилагать больших усилий что бы покорить кого то, ты рожден таким. Но твое огромное трудолюбие и стремление с каждым днем все больше и больше повышают результат. Спасибо, что ты есть такой!!! ответить

А вы где были на лабутенах?

Ходили мы с Антоном смотреть Оксимирона

Водил меня Иван на Ельзi Океан

Водил меня Мусса на Деток Пикасса

Водил меня мой дед на группу Exploited

На Майкле Джире, нах - и в ох....х штанах!

отправить