KATATONIA  Viva Emptiness

Выпущенный в 1991 году, этот альбом Katatonia был перемикширован и частично перезаписан в 2003-м. Даже сейчас эта работа способна стать для многих откровением. В начале 90-х новая волна готического...

Выпущенный в 1991 году, этот альбом Katatonia был перемикширован и частично перезаписан в 2003-м. Даже сейчас эта работа способна стать для многих откровением. В начале 90-х новая волна готического рока только начинала формироваться. Если первую волну некогда составляли в основном выходцы из панк- и пост-панк-среды, то вторая неожиданно расцвела на базе экстремального металла, когда многие из стремящихся перещеголять друг друга по части замогильности музыкантов неожиданно обнаружили, что истязать гитарные струны, барабанные пластики и собственные голосовые связки до последнего предела для этого необязательно. Более того - прецеденты в истории мировой культуры уже имеются.
Особенно интересно здесь то, что Moonspell или Paradise Lost переходили от металла к готике осторожно и постепенно, а музыканты Katatonia напялила на себя балахоны трагических шутов единым, навсегда опережающим время рывком. Однако по прошествии времени дошедшие в своем осторожном сползании до готического электро-попа "Host" и до сих пор проводящие границу между собой и нововолновыми готами Paradise Lost, равно как и экспериментирующие чуть ли не с трип-хопом Moonspell считаются королями жанра и законодателями моды, в то время как нахрапом взявшие новую высоту Katatonia до сих пор не смогли перекрыть свою удачную эскападу образца 1991 года, и так и остались "группой для знатоков".
Кажется, они не особенно и стремились к мировой славе. Эта музыка обращена внутрь себя. Либо слушатель принимает, как свои, и разделяет с музыкантами настроения изматывающе-монотонной "Burn The Remembrance", неспешно-меланхоличной "A Premonition" или депрессивной, полной изломанных ритмов "Wealth", либо равнодушно проходит мимо. Третьего, увы, не дано. Впрочем, исключения из правила возможны даже здесь. На альбоме есть хит, способный заинтересовать не только поклонников готики - минималистически-взрывная баллада "One Year From Now". Жестокое соло слайд-гитары в нем приписано некому М. Норрману. То ли имеется в виду аллюзия на М. Нормана, сочинившего тему слайд-гитары для первого фильма про агента 007, то ли еще более интригующая правда.
Рамки исповедуемого музыкантами жанра крайне узки. Однако держась в этих рамках, они делают все возможное и даже невозможное.

17.04.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)