СБОРНИК  The Celtic Circle

"Целевая аудитория" этого двойного компакт-диска с внушительным оглавлением (32 песни) - не фанатичные, углубленные "фолкеры", а простые зажиточные труженики жизни, забредшие в субботу на "новую...

"Целевая аудитория" этого двойного компакт-диска с внушительным оглавлением (32 песни) - не фанатичные, углубленные "фолкеры", а простые зажиточные труженики жизни, забредшие в субботу на "новую "Горбушку" прикупить "чего-нибудь для релаксации", или внезапно по выходе из кинотеатра вдохновившиеся творчеством Толкиена. Основную часть компиляции составили, увы, песни, не имеющие к кельтской традиционной и шотландской или ирландской народной музыке 18-20 вв. никакого отношения вовсе, или имеющие отношение весьма опосредованное: en masse это типичные "муви саундтрекс" стилизованные под кельтскую традицию. Стилизация тоже проходит с большей (Лорена МакКеннит "The Mystic's Dream" и "Skellig", Майре Бреннан "Eirigh Suas A Storin", Шонед О'Конор и The Chieftains "Factory Girl") или меньшей степенью удачливости и аутентичности. Из всех возможностей кельтских свирелей, дудочек, бодранов и т.д. создатели пластинки предпочли изданную синтезатором протяжную ноту волынки, аккомпанирующую не менее протяжному женскому голосу в трогательном лиричном миноре. Кстати, львиная доля вокальных партий на "The Celtic Circle" отдана на откуп слабому полу.

Некоторые имена и вовсе притянуты в "кельтский круг" за уши. Единственным приходящим на ум объяснением их появления в этом кругу может служить их ангажированность вкупе с известной долей романтизма в музыке. Видно у составителей совершенно не нашлось возможностей включить в "сборник кельтской народной музыки" ни группу Cruachan, ни пьяного "главного ирландца всех времен" Шейна МакГована, ни гуру The Dubliners, ни даже каких-нибудь завалящих The Pogues. (С миру, в пределах лейбла, так сказать по нитке.) Мы уж умолчим о героях ЦДХ Slua Si, а то как бы настоящие русские ирландцы с досады не плюнули в экран.

Все сказанное, однако ж, вовсе не разумеет некачественность выставленного товара. Классная группа Nightwish, спору нет, и композиция "Sleeping Sun" из тех, что берут за душу темными ненастными вечерами, когда люди от Ольстера до Мунстера собираются вместе посидеть, попить "Гиннеса". Единственное - не имеет никакого отношения к теме собрания. С таким же успехом Мария Кац могла бы представлять традиционный русский фольклор на конкурсе "Евровидение". То же самое относится к Within Temptation и совсем уж нежданной-негаданной "Who Wants To Live Forever".

В еще большей степени наш спорный необъективный тезис следует распространить на тексты песен, в лучшем случае относящим слушателя к голливудски-средневековым аллюзиям на артуровские темы. Но в семье народов не без ирландца. Есть же, например, "Последняя битва Кухулина" Джефа Джонсона и Брайана Даннинга, в которой коварные сыновья Калатина, возможно, все-таки отрубили голову свирепому уладскому герою. Возможно - потому-что это инструментальная композиция, кстати, одна из самых подвижных на первом диске, с тонкими, уладскими, конечно же, свирелями и намеками на компьютерный вариант бодрана.
В список "исключений" (читай, собственно "кельтских" песен) следует также добавить Алана Стивела с песней на больную ирландскую тему "Brian Boru", под банджо и с ритмом перкуссии, как раз характерной для "клубной" (сиречь "пабной") ирландской музыки. И Анне Эбрел с Гилем Лебигом ("Ar Galon Digorr") к нему в компанию.
Резюме: амбиентная музыка для людей, чья молодость состоялась тогда, когда словечко "амбиентность" еще не натекло в словари отечественной прессы из западных журнальчиков.

03.04.2003, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)