PINK FLOYD  Апрельские сельхозработы

14 апреля 1969 года Pink Floyd впервые опробовали на своих концертах новую систему расстановки колонок и управления ими. Размещенные по всем четырем углам зала группы динамиков контроллировались звукооператором посредством присоединенного к пульту устройства под мудреным названием "азимут-координатор". Любой современный геймер без труда бы узнал в этом устройстве банальный джойстик, но по тем временам идея такого управления только что появившимся квадро-звуком была революционной. Новый звук - новые идеи. Листаем календарь...

Апрель - время браться за лопаты и готовить почву, проращивать на окошке семена и запасаться сборно-разборными парниками. Работы - хоть отбавляй, и от нее во многом зависит, что ты будешь употреблять в пищу осенью и зимой. Эта простая истина справедлива не только в отношении садоводов-любителей, но и знаменитого британского рок-ансамбля Pink Floyd, с 1969 года прописавшегося в новом, только что созданном филиале компании "EMI" с говорящим названием "Harvest". С тех пор многие их весенние почины приносили урожай лишь к осени.

14 апреля 1969 года Pink Floyd впервые опробовали на своих концертах новую систему как расстановки колонок, так и управления ими. Размещенные по всем четырем углам концертного зала группы динамиков контролировались звукооператором посредством присоединенного к пульту устройства под мудреным названием "азимут-координатор". Любой современный геймер без труда бы узнал в этом устройстве банальный джойстик, но по тем временам идея такого управления только что появившимся квадро-звуком была революционной.

Новый звук - новые идеи. Новое прочтение уже известных песен. Уже на третий день выступлений с азимут-координатором, 17 апреля, в клубе "Mothers" Pink Floyd записали свой концерт, который позднее должен был лечь в основу их двойного концертного альбома. Предполагалось, что на альбом войдут концептуальные сочинения "The Man" и "The Journey", исполнявшиеся на концертах 1969 года под общим названием "The Massed Gadgets Of Auximines". Построенная на переосмысленных и перекроенных номерах из всех трех выпущенных группой к тому моменту альбомах и на нескольких новых сочинениях, эта концертная программа включала и ряд не имеющих прямого отношения к музыке действий, включая плотницкие работы в первом отделении, распивание на сцене чая во время антракта и, в начале второго отделения - имитацию сна под квадрофоническую фонограмму храпа. Однако по непонятной причине программа вскоре развалилась на составляющие. Три композиции были вскоре перезаписаны в студии, причем одна из них, "Biding My Time", издавалась с тех пор лишь один раз на сборнике "Relics". Другая планировавшаяся ко включению в программу песня под названием "Embryo" была впоследствии забракована самими музыкантами, и так и осталась незавершенной. Доступна она сейчас лишь на бутлегах. Наконец, единственный экземпляр пленки с записью сыгранной на концерте 17 апреля композиции "Interstellar Overdrive" был передан радио-DJ Джону Пилу для радиотрансляции. Буквально на следующий день дом Пила был ограблен. Пленка пропала. Претерпевший массу изменений альбом был выпущен лишь в конце октября. Интересно, что записывавшие радиотрансляции упомянутых концертов фанаты выпустили для собственного удовольствия полную версию "The Massed Gadgets Of Auximines". К сожалению эта "разумная альтернатива" довольно бестолковой программе "Ummagumma" до сих пор не имеет официального статуса.

В это же время басист Роджер Уотерс и гитарист Дэвид Гилмор помогали Сиду Баррету, ушедшему из группы 6 апреля прошлого, 1968 года, доводить до ума его первый сольный проект. Дело оказалось плохо организованным и трудоемким. Не в последнюю очередь - из-за самого Баррета, который к тому моменту уже сошел на собственную орбиту, причем перемещался по ней с непредсказуемостью пресловутого астероида Черный Джо. Творческий процесс Сида менее всего был похож на процесс в обычном смысле этого слова. Его песни напоминали заметки стороннего наблюдателя, слегка сбрендившего в своем "прекрасном далеко". Как вспоминает дизайнер Pink Floyd Сторм Торгесон, "Сид жил в те дни на таблетках. Его так утомляла работа в студии, что он постоянно падал со стульев...".

Pink Floyd частенько выносили на суд публики еще не изданные композиции. Так, знаменитая сюита Atom Heart Mother несколько раз исполнялась под названием "The Amazing Pudding". Не менее популярное сочинение Dark Side Of The Moon весной 1972 года объявлялось, как "A Piece For Assorted Lunatics", а одна из его частей, ныне известная, как "The Great Gig In The Sky", первоначально именовалась "The Mortality Sequence". Впрочем, для группы, первоначально называвшейся аж Megadeath, такая чехарда с именами - дело обычное.
Разумеется, подобные пре-премьеры давали много работы бутлегерам. Другое дело, что с момента концертного исполнения до окончательного освидетельствования в студии песня могла измениться до неузнаваемости. Именно так произошло некогда с композициями "Raving And Drooling" и "Gotta Be Crazy", выпущенными на пиратском концертнике "British Winter Tour '74". Если хорошенько повозиться, ошметки первоначальных сочинений можно отыскать в глубине песен "Sheep" и "Dogs" с альбома "Animals".
В апреле 1975 года группа впервые исполнила перед публикой композицию "Have A Cigar". Пел ее тогда еще сам Уотерс. По какой-то причине Роджер не смог позднее правильно попасть в мелодию во время позднейших студийных сессий, и Гилмор отклонил предложение исполнять песню хором, потому что его не устраивал текст (к тому моменту Уотерс уже узурпировал процесс написания лирики песен). В итоге в студийной версии партию лидер-вокала исполнил заслуженный деятель британской психоделики и хороший приятель музыкантов Рой Харпер. Он же выступил вместе с группой на фестивале "Knebworth '75". Впоследствии, уже во время сольных концертов Уотерса и его Bleeding Heart Band эту композицию исполнял клавишник Пол Гаррак.

Интересно, что подобным образом группа продолжала разбрасываться собственными сочинениями даже в последние годы своего существования. А ведь это была уже другая эпоха - эпоха драконовских контрактов, массовых расправ с бутлегерами и неприменного издания каждого чиха рок-звезд на всевозможных носителях.
13 апреля 1992 года состоялась премьера документального фильма об автогонках "La Carrera Panamericana". Pink Floyd, в составе которых на тот момент помимо Гилмора, Ричарда Райта и Ника Мэйсона играли Джон Карин (клавишные), Гай Пратт (бас), Тим Ренуик (гитара) и Гэри Уоллес (перкуссия), выступили в роли авторов музыкального сопровождения. Интересно, что кроме, как в этом фильме, композиции "Pan Am Shuffle", "Carrera Slow Blues", "Mexico'78" etc. не звучали, не исполнялись на концертах и не выходили отдельно от фильма в виде саундтрека. Помимо этого Гилмор, Мэйсон и менеджер группы Стив О'Рурк приняли участие и в самих гонках, хотя их результаты и были более чем скромны. Мэйсон пришел к финишу восьмым, а Гилмор и О'Рурк разбили свою машину, причем для Стива это приключение кончилось переломом ноги.

Многие плоды весенних (и не только) трудов Pink Floyd до сих пор еще не извлечены из закромов студий звукозаписи. Возможно, их явление народу произойдет лишь тогда, когда герметически запакованное в "котелках с секретом" психоделическое варево достигнет крепости хорошего благородного коньяка.

31.03.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.pinkfloyd.com

Группа PINK FLOYD

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...

Подробности из жизни:

Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок

Состав:

Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал

Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…

Далее... →