PROCOL HARUM  The Well's On Fire

Гэри Брукер, Мэтт Фишер и Кит Рид снова вместе. Можно писать и играть такие же хорошие песни, как и раньше. Сущность Procol Harum всегда состояла именно в том, что эта группа играла просто музыку....

Гэри Брукер, Мэтт Фишер и Кит Рид снова вместе. Можно писать и играть такие же хорошие песни, как и раньше.
Сущность Procol Harum всегда состояла именно в том, что эта группа играла просто музыку. Никакой не рок, и тем более - не джаз-рок и не арт-рок. С 1967 года и по сей день ни один ярлык к песням группы категорически не желает липнуть. Это просто песни. Но при этом - очень хорошие песни. Спокойные, размеренные, уходящие корнями в чисто британскую традицию пения под фортепиано в дружеских компаниях. Как столь до мозга костей консервативная формация "выстрелила" в революционные шестидесятые - загадка. Хотя, кажется, критиков тогда просто заинтриговал необычный по тем временам формат ансамбля с двумя клавишниками.
Конечно, с годами многое теряется, либо усыхает до каких-то общепринятых стандартов. Добрая половина номеров на новом альбоме - типичный "рок для взрослых": добротный, но слишком похожий на многое уже игранное различными исполнителями. Только благодаря неподражаемым интонациям Брукера и характерной игре Фишера на хаммонд-органе песня "Shadow Boxed" (с эпизодическим, труднозаметным и малополезным участием небезызвестного Рождера Тейлора) хоть как-то отличается от современного FM-мейнстрима. По-настоящему похожей на тот Procol Harum, который все знают и любят, группа становится лишь в "Robe Of Silk", напоминающей материал периода "Shine On Brightly"; псевдоклассической "Fellow Travellers"; где даже барабаны смикшированы с намеком на давнюю "Whiter Shade Of Pale"; эпической балладе "The Emperor's New Clotes" и, разумеется, в финальном инструментале Фишера "The Signature", где вздрагиваешь, услышав первую же ноту ("шо, опять?") - а потом все встает на свои места. По-крайней мере, этот инструментал в отличие от "Repent Walpurgis" имеет гораздо более оптимистичный финал, хотя по драматизму оба сочинения вполне сравнимы.
Впрочем, кое-где некоторая непохожесть на самих себя старичкам весьма к лицу. Хуковые и моторные номера вроде "So Far Behind" или "Every Dog Will Have His Day" и в былые времена были не слишком характерны для группы. Нет, периодически Procol Harum экспериментировали с подобным звучанием - однако, удачу эти эксперименты принесли им только сейчас. Интересно, что в обоих упомянутых номерах гитарист-новобранец Джефф Уайтхорн играет практически по тем же канонам, что и его именитый редшественник Робин Трауэр - но не покидает ощущение, что Трауэр, доверь ему здесь гитарные партии, просто не понял бы и безнадежно запорол эти номера. Что же, иногда действительно понимающих твои замыслы соратников находишь лишь на склоне лет.
А коль скоро в группе наконец-то появился врубающийся в "природу вещей" гитарист - есть надежда, что этот альбом для группы не последний. И что продолжение никого не разочарует.

17.03.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)