Ностальгия - двигатель торговли. В первый раз я написала это 9 лет назад, и с тех пор меня регулярно тянет вставить сей афоризм в любой репортаж с концерта, подобного тому, что случился 14 марта в ГКЦЗ "Россия". Однако удачно сказанная фраза может быть новой лишь один раз - дальше она превращается в расхожий штамп, разменную монету остряка. Как и удачно найденная музыкальная форма, эксплуатировать которую до бесконечности могут лишь люди, остро нуждающиеся в кредитах социума.
Несколько седовласых призраков богемно-интеллектуального прошлого материализовались в Москве прямиком из 1969 года, подкинув наблюдателям неплохой повод для размышлений о механизме создания трибьют-бэндов.

К примеру, знаете ли вы, что команда, исполняющая в своей программе ранние вещи группы King Crimson, впервые заявила о себе всего год назад - летом 2002 года?
Знаете ли вы, что основной целью сплочения этой команды Майкл Джилз называет "привнесение прошлого в настоящее"?
А в курсе ли вы, что нынешние гастроли трибьют-бэнда 21st Century Schizoid Band чуть было не повлекли за собой отказ от гастролей настоящего, ныне действующего и благополучно развивающегося состава KC, записавшего с 70-х более десяти альбомов, последний из которых вышел в прошлом году?

Итак, пора представить публике всех героев нынешнего шоу и всех, кто старается держаться от этого шоу подальше.

  • Иэн Макдональд (Jan McDonald - флейта, синтезатор, саксофон, меллотрон, перкуссия) - мультиинструменталист, автор двух авангардных пьес и сольника 'Drivers Eyes'. Соавтор двух "программных" альбомов King Crimson образца все 69-го: "In The Court of The Crimson King" и "In The Wake of Poseidon". После распада группы переключился на сессионную работу.
  • Майкл Джилз (Michael Giles, барабаны, перкуссия, вокал) - тоже "шизоид" из 69-го, однако был заменен на Энди Маккаллоха еще в период работе над "Lizard". Выпустил вместе с Макдональдом релиз 'McDonald And Giles', не имевший никакого успеха, после чего тоже стал сессионным музыкантом, и на этой ниве преуспел.
  • Пасынок Майкла Джакко (Jakko Jakszyk) на гитаре - разумеется, он был слишком мал для того, чтобы играть в оригинальном составе CK, однако именно ему отчим и предложил стать лидер-вокалистом и гитаристом команды, катающей по городам и весям программу из трех альбомов и нескольких робких сольников.
  • Плюс брат Майкла Питер на басу. Правда, через полгода в Майкле Джилсе просыпается неуютное чувство, и он покидает состав. Его заменяют на Иэна Уоллеса (Jan Wallace) - тоже сессионщика.
    И тут в студии Питера Гэбриела, где новый состав пытается записать альбом каверов, материализуется второй саксофонист CK - Мел Коллинз (Mel Collins - флейты, синтезатор, саксофон, альт-сакс), игравший в составе группы в 70-м. Период творческого расцвета Коллинза пришелся на работу с группой на альбоме "Lizard". Ныне он - полноправный член трибьют-группы 21st Century Schizoid Band.

    Как видите, все эти люди имеют к King Crimson самое непосредственное отношение. Они - соавторы первых альбомов, верные соратники Роберта Фриппа (Robert Fripp) и Синфилда (Peter Sinfield), постоянные герои заднего плана. Более того: их из старого состава - трое, а Фрипп выступает под вывеской CK один. Но в том-то и отличие лидера от "группы поддержки": лидер неуклонно двигается вперед, а '21st Century Schizoid Band' не предлагает слушателю ничего, кроме декларации намерений эксплуатировать былые хиты - а там, авось, кривая вывезет.
    Дальше тест на чистоплотность проходят промоутеры шоу. Российские организаторы концерта тест позорно провалили, написав на всех афишах огромными буквами "King Crimson", а сверху мелким шрифтом - реальное название трибьют-бэнда. Узнав об этом, Фрипп объявляет на своем сайте, что у него резко пропало желание ехать в Россию. Предвидя, что наглая подтасовка не останется незамеченной, и группа услышит в своей адрес немало неудобных вопросов, организаторы отменяют аккредитацию прессы на концерт, а на пресс-конференцию допускают только "проверенные" издания со строгим фейс-контролем. Отмена съемки, полный отказ от комментариев. Странное ощущение, что ты попадаешь на закрытую вечеринку, устроенную провинциальными мафиози для коллег и друзей клана.

    А теперь давайте попробуем абстрагироваться от всей этой малоприятной предыстории, и я расскажу вам, что же, собственно, было на концерте.
    А было так: ниже всякой критики - разогревающая группа Африка (все, кто имеет обыкновение кидаться в музыкантов гнилыми помидорами, не забудьте добавить этим лабухам парочку от нашей редакции), недолгое ожидание в темноте, свет - и знакомая с детства "Peace - Beginning".
    Играют эти приятные седовласые джентльмены очень мощно и уверенно, вступление в два сакса - выше всяких похвал. Саксофон Макдональда определяет и течение дальнейшей программы: его ироничное соло в "Cat Food", пара самостоятельных вещей Иэна (кстати, Let There Be Lights" - очень красивая и цельная) тоже пестрят его красивыми партиями. Букально с первых композиций чувствуется, что оба лидера команды тяготеют в своих импровизациях к салонному джазу (каковым, собственно, и занимался один из них на протяжении последних 30 лет).
    Джакко старается поразить зал если не игрой, то хотя бы общением: старательно выговаривая трудные русские слова, он предваряет песни опусами типа: "В Англии в этом году много продавали сингл, который издали молодые русские лесбиянки. Но мы, к сожалению, не молодые, не русские и не лесбиянки - sorry, please forgive me. Не лесбиянки. Однако мы сыграем вам вот это..."... - и группа исполняет прекрасную, как сон, "Silence".
    Игра в две флейты в "In The Court Of The Crimson King" и I Talk To The Wind" (которой ради такого случая слегка изменили ритмический рисунок) достойна всяческих похвал. Уверенная, мощная "Ladies Of The Road" вызывает у публики бурю восторга.
    Однако и здесь все не так гладко: отвратительная работа звукооператора пускает под хвост всю работу ритм-секции, микрофоны "заводятся" на каждой второй вещи. Жуткий треск издают фронтальные колонки. Публика нетерпелво свистит каждый раз, когда происходит очередной сбой.

    Уже в самом конце звучит мудрая "Epitaph" - снова с нетипичной импровизацией, и снова - с "проваленными" микрофонами.

    На бис, разумеется, исполняют "The 21st Century Schizoid Man" - можно подумать, в этом концерте на бис могло звучать что-либо другое.

    Одним словом, раз уж взялись реанимировать легенду - реанимируйте ее по всем правилам. Ностальгия - слишком хрупкое чувство, чтобы позволять себе пренебрежительное отнощение к тем, в ком вы пытаетесь ее возбудить.
    А если для вас King Crimson - не продукт торговли, а предмет меломанской страсти, дождитесь лета, когда в Москву нагрянет с визитом Роберт Фрипп...

  • 15.03.2003, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

    Вставить эту статью в блог:
    21st CENTURY SCHIZOID BAND - Двигатель торговли - ваше мнение о статье
    • Ребята, всё-же, те кто побывал и на Шизоиде и на Короле, есть хоть какое-то сравнение. Честно говоря, мне кажется, что поставить рядом с King Crimson сейчас в мире просто некого!!!
      Написал(a): Shurik_ant, 01/07/2003 15:01
    • Таки плачет газета "Завтра" по твоему вдохновенному перу, Саша - не зря тебя звали. Не в смысле оценок, а в смысле болезненного интереса.
      Написал(a): Серега Кантере, 21/03/2003 15:12
    • Эх, Саша, а я тебя все прошу про Фриппа статью написать... вот они, статьи-то почти готовые...
      Написал(a): Соня Соколова, 20/03/2003 9:09
    • "И так это все понятно - концерты не ангелы организуют" (цитата из Crazy Peanut). Я бы добавил - и не ангелы выходят на сцену. Более того: объехав по нескольку десятков раз весь мир с Хуун-Хуурту и Farlanders, я встретил нескольких промоутеров-энтузиастов, которые (да-да!) - почти ангелы: пару немцев, голландца, чеха, американку-еврейку (!), эмигрировавшую из Бруклина на сказочную Аляску. А вот музыкантов-ангелов (увы) не встретил ни одного. Есть, пожалуй, три музыканта, которые вызывают у меня абсолютное уважение, и которые мне понятны и близки как личности. Это - лондонский ирландец Lu Edmonds (The Damned, Public Image Limited, The Mekons, 3 Mustaphas 3, Yat-Kha, Billy Bragg and The Blokes), лондонский же еврей Ben Mandelson (3 Mustaphas 3, Billy Bragg and The Blokes, один из отцов-основателей world music), и опять-таки нью-йоркский еврей Marc Ribot. Сразу два нью-йоркских еврея (полярная промоутерша и король авангардной гитары) и два лондонца в списке "почти ангелов". В то время, как среди музбизнесменов большинство самых отвратительных и алчных персонажей - как раз нью-йоркские и лондонские евреи и англосаксы.
      Написал(a): Александр Чепарухин, 20/03/2003 3:38
    Звуки.ру - новости партнёров:
    Досье
    Место образования: Великобритания
    Материалы по теме:
    Двигатель торговли

    Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

    Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

    Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

    Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

    А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

    Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

    Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

    Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

    Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

    Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

    Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового рока »»

    Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

    Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

    10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

    Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

    Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

    Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

    Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

    В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

    Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

    60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи »»

    60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

    60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

    Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

    Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

    "Моя музыка - существование на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

    "Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

    "Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

    "Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

    10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков »»

    Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

    Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

    10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

    Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

    Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

    10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

    Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

    Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

    OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

    Хроника23/09

    1994 – Первый концерт группы «Чиж и Ко»  »»

    Albert AMMONS

    George MATTHEWS

    John COLTRANE (1926)

    Mighty Joe YOUNG (1927)

    Ray CHARLES (1930)

    Ben E. KING (1938)

    Roy BUCHANAN (1939)

    Earl TURBINTON (1941)

    Jeremy STEIG (1942)

    Julio IGLESIAS (1943)

    Свежая реплика

    Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

    Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

    Перемен

    Пачка сигарет

    Звезда по имени Солнце

    Последний герой

    Следи за собой

    Закрой за мной дверь

    отправить