ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА  "О'Я!"

Впервые Оркестровая Яма обратила на себя внимание публики ещё добрых десять лет своими клубными концертами. Драм-машина, закольцованные и хитро сдвинутые друг относительно друга партии мелодических...

Впервые Оркестровая Яма обратила на себя внимание публики ещё добрых десять лет своими клубными концертами. Драм-машина, закольцованные и хитро сдвинутые друг относительно друга партии мелодических синтезаторов, и абсурдная эстетизация сумеречного состояния души не могли остаться незамеченными, хотя зачастую воспринимались публикой лишь, как забавный прикол. Тогда же по рукам разошлось первое демо группы - в нескольких вариантах, с различным порядком и набором песен, в разных обложках и под разными названиями. Варианты под названиями "Это Ли Не Рок-Н-Ролл?" и "Колю Позови" даже вызвали у публики некий интерес - опять-таки, преломленный призмами "абсурдности" и "прикольности".
Видимо, даже нынешнее переиздание творений Ямы будет воспринято лишь, как эффектный закидон. А жаль. Один лишь сэмпл икоты (загнанный в обычный аналговый ревер в докомпьютерные времена) в композиции "Мальчик" чего стоит. Да и вообще, группа по сути стала основоположником принципиально нового, опередившего свое время жанра - некой гротесковой альтернативы трип-хопу, которую можно условно назвать бодун-хоп. "Я хожу-брожу по городу под мухой с кошкой подмышкой", - меланхолично выпевает вокалист в песне "Котенок" под тягучие синтезаторные пассажи и отупляющий несешный ритм ударных. В следующем номере "Бутылка" ритм становится заметно быстрее, и даже демонстрирует явные тенденции к ускорению - но при этом как бы обтекает героя песни, заныкавшего от себя самого бутылку водки и теперь находящегося в творческом поиске: "Скорей всего - под крышкой пианино / Ой, музыку люблю - почти, как водку". Гениальная иллюстрация движения души от низкого к высокому с кокетливой оглядкой назад в финале.
Исключая вступительный трек "Аймнджахт", где и клавиши новее, и ударные поживее, практически все треки диска - с того самого многоликого демо образца середины 90-х. Жаль, правда, что на диск не вошла гениальнейшая "Колю Позови". Впрочем, материала у Оркестровой Ямы вообще было довольно много, и одним альбомом тут дело явно не ограничится. Тем более, что надо не останавливаться на достигнутом, а продолжать двигать в народ по сей день актуальную идею бодун-хопа.

13.03.2003, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)