BUTTERFLY TEMPLE  Купала, Кострома и heavy metal на среднерусской возвышенности

Группа Butterfly Temple была создана весной 95-го тремя американскими энтомологами, бывшими в Москве проездом: собирались проследовать на Суматру - ловить бабочек. Не получив, однако, транзитных российских виз, трое молодых людей самоорганизуются в суровую рок-группу, которая бабочек не ловит и ворон не считает. Читайте рассказ о группе и слушайте музыку..

Для российской pagan metal группы Butterfly Temple и ее многочисленных сторонников последние зимние и первые весенние дни выдались днями "Х" и днями "Ч" одновременно: Irond, "звукозаписывающая" компания "бабочников", отдала на откуп покупателей новый альбом группы "Тропою Крови По Воле Рода!", и одновременно у ВТ сбылась "мечта музыканта", когда москвичи вышли на одну сцену вместе со своими кумирами Moonspell.

Butterfly Temple была создана весной 95-го тремя американскими энтомологами, бывшими в Москве проездом: собирались проследовать на Суматру - ловить бабочек. Не получив, однако, транзитных российских виз, трое молодых людей самоорганизуются в рок-группу, исполняющую модный в середине 90-х doom, и black с ним же. В последующие 3 года группа записывает ряд демо-лент под общим рабочим названием "Этапы большого пути" или "Как молоды мы были!". К 98-у году Butterfly Temple отходят от подростковой антихристианской риторики и шаблонного "свирепого" звучания в пользу "славянского языческого металла" - новой моды металлического российского андеграунда - лидерами которого BT предстоит в скором времени стать. Музыка отныне отталкивается от русской фольклорной традиции, вбирает в себя элементы black и doom metal, "амбиентных" клавишных; партии вокала разделяются между Ксенией ("Сахарная мама"), Абрэем ("Вельветовый оркестр") и основным вокалистом, автором стихов и "лицом группы" Лесьяром.

В феврале 99-го BT заканчивают запись своего первого альбома "Велес", который затем издается собственными силами. "Велес" был благосклонно встречен российской "металлической" публикой, вполне заслуженно, увы, относящейся к производителям отечественного "металла" с изрядной долей скепсиса, а подчас и вовсе с нескрываемым сарказмом. За группой как-то сразу утверждается титул "русского Moonspell", основанием для чего может служить разве что "кавер-версия" "главной" песни португальцев "Alma Mater". Музыканты, однако, и не думают открещиваться, радуя зявлениями навроде: "Да, Moonspell - наша любимая группа!"

Если на "Велесе" сходство с Moonspell начиналось на "Alma Mater", и на ней же заканчивалось, то на "Колесе Чернобога" влияние раннего Moonspell угадывалось уже с поразительной отчетливостью. Альбом, выпущенный в 2001 г. восставшими из праха "распущенной" мэрскою волей пиратской индустрии "пионерами лицензионного рынка", компанией Irond Records, стал для группы семимильным шагом вперед. На смену колядкам и купаловским песням пришли темы про навок, оборотней, да Мару, более подходящие под голос Лесьяра - вполне допускаю, что именно таким пением сопровождались "Дикая охота" или экстатическое мухоморное исступление берсерка. "Помрачневшие" металлические кощуны ("Хорт Ямы", "Зри Сатано!") перемежались инфернальными музыкальными зарисовками к фильму ужасов и фрагментами из фильмов "Хмель" и "Русь изначальная", авангардными врезками и таким с трудом представимым в металлическом климате инструменте, как труба.

Диск "Сны северного моря" (2002) стал на сегодняшний день, пожалуй, лучшим в карьере ВТ. Проведя однажды "творческий отпуск" на русско-карельском Севере, ВТ возвратились домой с ворохом свежих идей. Некоторые из них оказались находками фольклорных экспедиций, превосходно аранжированными ВТ. Такие песни, как "Русалки", "Купало и Кострома", "По морю", авторства народных музыкантов и народных же стихотворцев, звучали как новые "Картинки с выставки", "картинки с выставки славянского языческого металла".
Сразу же за мистической синтезаторной интродукцией "В туман..." открывает пластинку агрессивная "Кровь выйдет из рек", которая могла бы сделаться одним из основных боевиков группы, не будь несколько затянута. Видимо, поймав волну, ребята несколько затянули и не остановились вовремя, желая растянуть удовольствие. Дальше начинается самое интересное. Композиция "Русалки", спетая а капелла в совершенно единственном лице девушки по имени Людмила, открывает череду тех самых миниатюрных музыкальных фрагментов, вычерпнутых из глубин народного творчества и аранжированных ВТ. Они, в свою очередь, чередуются с полнометражными песнями, без рекламных пауз, от чего создается ощущение целостности и неразделимости "языческого металла" с фольклорной традицией. Вслед за "Русалками" идет "Солнцестояние" - хит, боевик, творческая удача и весь прейскурант эпитетов, выписанных на бумажке телеведущих "Песни года". Интересная особенность альбома: на порядок уменьшившийся объем вокала Лесьяра. Партии чистого вокала, как обычно, исполняет Абрэй. На "Солнцестоянии" таковых девять десятых. Далее наступает кульминация альбома: самая лиричная "Купало и Кострома", сменяющаяся открытым рыком Лесьяра в однориффном зубодробительном блэк-метал "Сны северного моря". Завершает альбом совершенно бракованная песня "Последняя битва богов", "взятая из демо-работы "Книга Велеса" (98)" - очевидно затем, чтобы продемонстрировать, какой путь прошла группа за то время, как другие московские музыкальные гуру пили пиво на Горбушке и выясняли в чатах, есть ли в ненавистном Совке "митал", или нет.

По воле Рода-Вседержателя на новом альбоме ВТ пошли тропою "ускорения" и "утяжеления". Утяжеление - это когда "звук гитар" делается "более плотным". (Как звук гитар может сделаться "более плотным", я, хоть убейте, не знаю. Но так пишут в ведущих российских изданиях о тяжелой музыке. А они, как говорил один педофил мальчику, знают, что делают.) Термин же "ускорение", не сомневаюсь, всем собравшимся знаком хорошо. Особенно хорошо и особенно доходчиво это слышно на открывающей альбом "Вабить, кликать, стон глотать". Остальные композиции - на той же скорости, отчего у меня народилась вот такая забавная ассоциация с бегуном-средневиком, поддерживающим изнурительный бег на ровной высокой скорости. Исключение - открывающаяся кантеле-аморсофской преамбулой "Полны реки вражьей крови". Стоит, кстати, здесь же отметить усугубившуюся кровожадность стихов Лесьяра. Здесь исключение - "С сотней девушек сошелся", написанная по мотивам известного сюжета Калевалы об утонувшей девке: Waters of the sea so much blood of mine, fishes of the sea so much flesh of mine...
А еще на альбоме есть флейта Олега Мишина, ныне, вкупе с другим ех-End Zone'овцем Андреем Ищенко, занятым поднятием группы неизлечимой творческой импотенции Catharsis. Но все, что не делается, делается по воле Рода, и нам ли быть в печали?..

Послушать Butterfly Temple на Звуках:

"Сны северного моря"
"Тропою Крови По Воле Рода!"

10.03.2003, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
BUTTERFLY TEMPLE - свежие публикации:
  • Интервью - Откуда у русских их песни , 26.01.2007
    Нет русского более злого и угрюмого на вид, чем в черной коже лохматый металлист. Зачинатели "славянского языческого металла" Butterfly Temple на других непохожи. Их песни оригинальны, а источник - времена незапамятные, когда эпос пешком ходил по земле и рок-группы писали сплошь эпические альбомы. О месте эпоса в творчестве Butterfly Temple и о новом альбоме Звукам рассказывает вокалист группы Сергей "Абрей" Абрамов »»
  • Анонс - Тайно гладим Нави , 27.09.2006
    30 октября Butterfly Temple выступит с новой концертной программой и новой группой бывшего вокалиста »»
  • События - Место пусто не бывает , 18.04.2006
    Обновленный Butterfly Temple представит московской публике новые песни »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

На дорожку – Ozzy OSBOURNE Оззи Осборн начинает прощальный тур с России. Альбомов больше не будет »»

Все такие внезапные – GIZMODROME Участники King Crimson, Police, Level42 и пианист Gizmo встретились в тудии и неожиданно для себя… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника21/09

1972 – В 1972 родился Лиам Галлахер (Liam Gallagher), вокалист группы Oasis  »»

Leonard COHEN (1934)

Jesse Ed DAVIS (1944)

Stephen Edwin KING (1947)

Don FELDER (1947)

Phil TAYLOR (1954)

Frederic BEIGBEDER (1965)

Ольга АРЕФЬЕВА (1966)

Faith HILL (1967)

Liam GALLAGHER (1972)

Lindsey STIRLING (1986)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить