OYSTER BAND  Остановка - это смерть

Мы не любим слов "народная музыка", зато любим слово "фолк". А на языке английских критиков оно долгое время обозначало нечто отстойное, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из 4 букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и эта музыка. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band. Истоки The Pogues - в панке, Oyster Band изначально исполняли именно фолк. Но как исполняли!..

Слова - сами по себе вещь странная, а при переводе с одного языка на другой они становятся, как говаривала Алиса, все страньше и страньше. От словосочетания "народная музыка" за версту веет нафталином, от него тянет в сон, мерещатся дородные тетки в кокошниках и лысеющие мужики в косоворотках с балалайками наперевес. Мрак и ужас. Теперь произнесем английское "фолк" или "этно". Замерим пульс у подопытного - признаков аллергии не обнаружено. А скажем "фолк-панк" или же "этно-бит" - так пациент и вовсе оживится, припомнит неистовство The Pogues или же изыски Наташи Атлас (Natacha Atlas), порывисто затрясет головой и побежит на "Горбушку" за пачкой компактов. Между тем в английском языке, - точнее, в той его разновидности, на которой изъясняются музыкальные журналисты, это самое слово "folk" долгое время считалось жутко неприличным и отстойным, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из четырех букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и музыка, попадающая под это определение. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band.

Конечно же, была жизнь и до того - Fairport Convention и Steeleye Span, только же это еще самое начало лохматых семидесятых. Если что и было в их музыке толкового, то забылось и мхом поросло, оказалось затоптано ботинками панков и хард-рокеров. Но в том и сила фолк-музыки, что она испытана и отфильтрована веками, поэтому для нее переждать лет десять-двадцать - совсем не проблема.
Если истоки The Pogues - в панке, то Oyster Band изначально исполняли именно фолк. В 1973 году известный английский скрипач Дэйв Арбус (Dave Arbus), которому случалось поигрывать на записях The Who, собрал коллектив, названный The Fiddler`s Dram. Арбусу ассистировали молодые музыканты, так или иначе имевшие отношение к Кентерберийскому университету: гитарист Алан Проссер (Alan Prosser), скрипач/пианист Иэн Тэлфер (Ian Telfer), басист Иэн Кири (Ian Kearey). Со временем те же самые люди стали поигрывать фолк-стандарты, но назывались они тогда уже более замысловато - The Whitstable Oyster Co. Ceilidh Band. К концу десятилетия интересы Арбуса и его более молодых коллег разошлись, с двойной природой группы было покончено, а название существенно упростилось.В результате в 1981 году появился Oyster Band, исполнявший смесь фолка с энергичным электрическим роком. Помимо Проссера, Тэлфера и Кири в группу вошли Джон Джонс (John Jones, вокал) и Рассел Лэкс (Russell Lax, барабаны). Каждый из музыкантов вносил в группу свое персональное видение обновленного фолка: Тэлфер был по происхождению шотландец, Джонс - из Уэльса, а у всех вместе получался подлинно британский фолк-рок.

Первую половину 80-х Oyster Band проводят в постоянных поездках по стране, сами себя записывая и сами же распространяя свои записи без всяких там рекорд-компаний. Компании в то время боялись не только слова "фолк", они побаивались и политизированных текстов песен: когда Oyster Band не исполняли классику британского фолка, они как заправские панки свирепо набрасывались на правительство и лично Маргарет Тэтчер. Пять лет такой жизни изрядно закалили группу и создали ей такую бойцовскую репутацию, какой можно было только позавидовать. Так что в 1986 году, когда дело дошло до первого нормального контракта и первого нормального альбома, за плечами у Oyster Band осталось многое - мили, годы и несколько самопальных альбомов. Это был зрелый коллектив, который точно знал, что он хочет и что он может.

Группой заинтересовалась независимая рекорд-компания с характерным названием Cooking Vinyl (то есть "винил домашнего изготовления"). И тогда, и сейчас компанию преимущественно интересовала нестандартная гитарная музыка с фолк- или психоделическими корнями. В разное время там оказывались Билли Брэгг (Billy Bragg), Cowboy Junkies, The Church, XTC. Политическая острота Cooking Vinyl тоже не пугала, за что фирма получила репутацию радикалов. Короче говоря, это было самое место для Oyster Band.

В 1986 году музыканты выплескивают накопившуюся энергию и ярость в первом официальном альбоме Step Outside, придавая классическим фолк-гармониям мощь электрическую мощь и скорость. В масс-медиа их не понимают - а где имидж? А где выстроенные отношения с прессой? Всё-таки фолк, пусть и новый - это ненормальная музыка.
Два года спустя выходит Wide Blue Yonder, он повторяет ключевые треки Step Outside с добавлением нескольких новых песен, том числе кавер-версии Билли Брэгга "Between the Wars". Специализированный журнал "Folk Roots" называет эту работу альбомом года.

Wide Blue Yonder стал последним альбомом, на котором сыграл Иэн Кири. После его ухода новым басистом группы стал Чоппер (Chopper), чье боевое крещение случилось на альбоме Ride (1989). Здесь из 12 треков 10 написаны группой (основные авторы - Тэлфер и Проссер), кавер-версий только две, но зато какие! Во-первых, стандарт "New York Girls", превращающийся на концертах в бесконечное веселье всей аудитории; во-вторых, неожиданное обращение к творчеству New Order "Love Vigilantes". Однако отторжения материала в последнем случае не происходит, потому что сюжетная линия песни - возвращение солдата с войны - вполне могла быть темой средневековой баллады.

Следующий год приносит группе удовольствие совместной работы с превосходной фолк-певицей Джун Тэбор (June Tabor). Альбом Freedom & Rain (1990) поднимает на новый уровень творчество и Джун, и группы: ранние альбомы Тэбор страдали некоторой скудостью аранжировок, в записях же Oyster Band никогда не было столь великолепного прочувствованного вокала. Для альбома Тэлфер отобрал только одну свою песню - слишком уж высок уровень остального материала: Ричард Томпсон (Richard Thompson), Лу Рид (Lou Reed), The Pogues и проверенная годами фолк-классика. В итоге - бесспорная удача, и Тэлфер в дальнейшем продолжит сотрудничество с Джун, поставляя певице песни для ее сольных альбомов.

После концертного альбома From Little Rock to Leipzig (1990) группа записывает новый материал на Deserters(1992) и получает восторженные отзывы уже не только от специализированной прессы, но и от таких респектабельных изданий, как Daily Telegraph и Q. Вообще, в 90-е обнаруживается, что странная, неправильная, немодная группа Oyster Band вдруг стала ключевой фигурой заметного и признанного музыкального течения: ведь соединять фолк с роком или электроникой теперь стало вполне обычным и прибыльным делом. Holy Bandits(1993) также имел успех, и для подросшего поколения фэнов группе пришлось заново записать 12 своих лучших песен для альбома Trawler(1994).
Но если кто-то предполагал, что хвалебные отзывы и сравнения с REM заставят Oyster Band утихомириться, он ошибался. Они отправились в студию вместе с Пэтом Колье (Pat Collier), - бывшим панк-басистом Vibrators и продюсером The Men They Couldn't Hang, и вышли оттуда с мощным Shouting End of Life (1995) - альбомом, где насыщенное роковое звучание сочеталось с традиционным для фолка сильным содержанием. Критика считает его самой политизированной из работ группы, но именно Shouting End of Life становится и самым крупным коммерческим успехом Oyster Band.

Давние враги Oyster Band - британские консерваторы - теряют власть, и это обстоятельство становится новым источником вдохновения для группы. Deep Dark Ocean (1997) звучит мягче и умиротвореннее, чем предыдущие записи. "Внезапно мы почувствовали, что в нас больше нет такой злости, как прежде", - говорят музыканты. Виноват в этой случившейся перемене Тони Блэр или же возраст музыкантов - сказать сложно. Тем более, что умиротворение - по-прежнему не лучшее слово для описания живых выступлений Oyster Band.
Под конец тысячелетия группа решила расстаться с Cooking Vinyl и создать свой собственный лейбл. Они назвали его "Running man", - "бегущий человек".
Oyster Band знают, что остановка - это смерть.

04.03.2003, Сергей ОСИПОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1981
Место образования: Великобритания
Материалы по теме:
Остановка - это смерть

R.I.P. – ИЗ ЖИЗНИ Убит посетитель концерта The Exploited »»

Тихо в лесу – TOKIO HOTEL Немецкие эмо-рокеры Tokio Hotel выпустили клип на второй сингл с нового альбома. »»

Во имя разума – Сергей ШНУРОВ Шнур сочинил матерные стихи про передачу РПЦ Исаакиевского собора. »»

Винтаж, шарман – Lana Del REY Новое видео Ланы дель Рей "Love" разрешило загадку таинственных постеров »»

Снова в бою – Paul MCCARTNEY Два бывших участника The Beatles Пол Маккартни и Ринго Старр впервые за семь лет появились вместе в… »»

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Подсчитали - прослезились – ПРАВО РАО признается в хищениях миллионов: первые итоги финансового аудита »»

Борода в тылу врага – DEPECHE MODE Depeche Mode нацепили бороды и встали на трибуну мавзолея в новом видео »»

Итоги Brit: нет героев среди живых – НАГРАДА Дэвиду Боуи посмертно присуждена BRIT Awards сразу в 2 номинациях; лучшая группа - 1975. Расходимся. »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

10 мыслей о 59-й церемонии – ГРЭММИ Слезы Адели, живот Бейонсе, фляга Рианны и другие узелки на память о "Грэмми-2017". »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

R.I.P. – Larry CORYELL Гитарист-виртуоз Ларри Корьелл, которому обязан появлением на свет стиль фьюжн, скончался в 73 года… »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Пони и радуги – ИЗ ЖИЗНИ Новое течение "Unicorn music" состоит из ретро-элементов. Мы расскажем, как создать музыкальное… »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

20:00 – 16 ТОНН – ГРОМЫКА ГРОМЫКА »»

20:00 – Союз композиторов – Леван ЛОМИДЗЕ & BLUES COUSINS Леван ЛОМИДЗЕ & BLUES COUSINS »»

20:00 – Red – СЕРЕБРО СЕРЕБРО »»

20:00 – B.B.King – CROSSROADZ CROSSROADZ »»

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить