OYSTER BAND  Остановка - это смерть

Мы не любим слов "народная музыка", зато любим слово "фолк". А на языке английских критиков оно долгое время обозначало нечто отстойное, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из 4 букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и эта музыка. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band. Истоки The Pogues - в панке, Oyster Band изначально исполняли именно фолк. Но как исполняли!..

Слова - сами по себе вещь странная, а при переводе с одного языка на другой они становятся, как говаривала Алиса, все страньше и страньше. От словосочетания "народная музыка" за версту веет нафталином, от него тянет в сон, мерещатся дородные тетки в кокошниках и лысеющие мужики в косоворотках с балалайками наперевес. Мрак и ужас. Теперь произнесем английское "фолк" или "этно". Замерим пульс у подопытного - признаков аллергии не обнаружено. А скажем "фолк-панк" или же "этно-бит" - так пациент и вовсе оживится, припомнит неистовство The Pogues или же изыски Наташи Атлас (Natacha Atlas), порывисто затрясет головой и побежит на "Горбушку" за пачкой компактов. Между тем в английском языке, - точнее, в той его разновидности, на которой изъясняются музыкальные журналисты, это самое слово "folk" долгое время считалось жутко неприличным и отстойным, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из четырех букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и музыка, попадающая под это определение. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band.

Конечно же, была жизнь и до того - Fairport Convention и Steeleye Span, только же это еще самое начало лохматых семидесятых. Если что и было в их музыке толкового, то забылось и мхом поросло, оказалось затоптано ботинками панков и хард-рокеров. Но в том и сила фолк-музыки, что она испытана и отфильтрована веками, поэтому для нее переждать лет десять-двадцать - совсем не проблема.
Если истоки The Pogues - в панке, то Oyster Band изначально исполняли именно фолк. В 1973 году известный английский скрипач Дэйв Арбус (Dave Arbus), которому случалось поигрывать на записях The Who, собрал коллектив, названный The Fiddler`s Dram. Арбусу ассистировали молодые музыканты, так или иначе имевшие отношение к Кентерберийскому университету: гитарист Алан Проссер (Alan Prosser), скрипач/пианист Иэн Тэлфер (Ian Telfer), басист Иэн Кири (Ian Kearey). Со временем те же самые люди стали поигрывать фолк-стандарты, но назывались они тогда уже более замысловато - The Whitstable Oyster Co. Ceilidh Band. К концу десятилетия интересы Арбуса и его более молодых коллег разошлись, с двойной природой группы было покончено, а название существенно упростилось.В результате в 1981 году появился Oyster Band, исполнявший смесь фолка с энергичным электрическим роком. Помимо Проссера, Тэлфера и Кири в группу вошли Джон Джонс (John Jones, вокал) и Рассел Лэкс (Russell Lax, барабаны). Каждый из музыкантов вносил в группу свое персональное видение обновленного фолка: Тэлфер был по происхождению шотландец, Джонс - из Уэльса, а у всех вместе получался подлинно британский фолк-рок.

Первую половину 80-х Oyster Band проводят в постоянных поездках по стране, сами себя записывая и сами же распространяя свои записи без всяких там рекорд-компаний. Компании в то время боялись не только слова "фолк", они побаивались и политизированных текстов песен: когда Oyster Band не исполняли классику британского фолка, они как заправские панки свирепо набрасывались на правительство и лично Маргарет Тэтчер. Пять лет такой жизни изрядно закалили группу и создали ей такую бойцовскую репутацию, какой можно было только позавидовать. Так что в 1986 году, когда дело дошло до первого нормального контракта и первого нормального альбома, за плечами у Oyster Band осталось многое - мили, годы и несколько самопальных альбомов. Это был зрелый коллектив, который точно знал, что он хочет и что он может.

Группой заинтересовалась независимая рекорд-компания с характерным названием Cooking Vinyl (то есть "винил домашнего изготовления"). И тогда, и сейчас компанию преимущественно интересовала нестандартная гитарная музыка с фолк- или психоделическими корнями. В разное время там оказывались Билли Брэгг (Billy Bragg), Cowboy Junkies, The Church, XTC. Политическая острота Cooking Vinyl тоже не пугала, за что фирма получила репутацию радикалов. Короче говоря, это было самое место для Oyster Band.

В 1986 году музыканты выплескивают накопившуюся энергию и ярость в первом официальном альбоме Step Outside, придавая классическим фолк-гармониям мощь электрическую мощь и скорость. В масс-медиа их не понимают - а где имидж? А где выстроенные отношения с прессой? Всё-таки фолк, пусть и новый - это ненормальная музыка.
Два года спустя выходит Wide Blue Yonder, он повторяет ключевые треки Step Outside с добавлением нескольких новых песен, том числе кавер-версии Билли Брэгга "Between the Wars". Специализированный журнал "Folk Roots" называет эту работу альбомом года.

Wide Blue Yonder стал последним альбомом, на котором сыграл Иэн Кири. После его ухода новым басистом группы стал Чоппер (Chopper), чье боевое крещение случилось на альбоме Ride (1989). Здесь из 12 треков 10 написаны группой (основные авторы - Тэлфер и Проссер), кавер-версий только две, но зато какие! Во-первых, стандарт "New York Girls", превращающийся на концертах в бесконечное веселье всей аудитории; во-вторых, неожиданное обращение к творчеству New Order "Love Vigilantes". Однако отторжения материала в последнем случае не происходит, потому что сюжетная линия песни - возвращение солдата с войны - вполне могла быть темой средневековой баллады.

Следующий год приносит группе удовольствие совместной работы с превосходной фолк-певицей Джун Тэбор (June Tabor). Альбом Freedom & Rain (1990) поднимает на новый уровень творчество и Джун, и группы: ранние альбомы Тэбор страдали некоторой скудостью аранжировок, в записях же Oyster Band никогда не было столь великолепного прочувствованного вокала. Для альбома Тэлфер отобрал только одну свою песню - слишком уж высок уровень остального материала: Ричард Томпсон (Richard Thompson), Лу Рид (Lou Reed), The Pogues и проверенная годами фолк-классика. В итоге - бесспорная удача, и Тэлфер в дальнейшем продолжит сотрудничество с Джун, поставляя певице песни для ее сольных альбомов.

После концертного альбома From Little Rock to Leipzig (1990) группа записывает новый материал на Deserters(1992) и получает восторженные отзывы уже не только от специализированной прессы, но и от таких респектабельных изданий, как Daily Telegraph и Q. Вообще, в 90-е обнаруживается, что странная, неправильная, немодная группа Oyster Band вдруг стала ключевой фигурой заметного и признанного музыкального течения: ведь соединять фолк с роком или электроникой теперь стало вполне обычным и прибыльным делом. Holy Bandits(1993) также имел успех, и для подросшего поколения фэнов группе пришлось заново записать 12 своих лучших песен для альбома Trawler(1994).
Но если кто-то предполагал, что хвалебные отзывы и сравнения с REM заставят Oyster Band утихомириться, он ошибался. Они отправились в студию вместе с Пэтом Колье (Pat Collier), - бывшим панк-басистом Vibrators и продюсером The Men They Couldn't Hang, и вышли оттуда с мощным Shouting End of Life (1995) - альбомом, где насыщенное роковое звучание сочеталось с традиционным для фолка сильным содержанием. Критика считает его самой политизированной из работ группы, но именно Shouting End of Life становится и самым крупным коммерческим успехом Oyster Band.

Давние враги Oyster Band - британские консерваторы - теряют власть, и это обстоятельство становится новым источником вдохновения для группы. Deep Dark Ocean (1997) звучит мягче и умиротвореннее, чем предыдущие записи. "Внезапно мы почувствовали, что в нас больше нет такой злости, как прежде", - говорят музыканты. Виноват в этой случившейся перемене Тони Блэр или же возраст музыкантов - сказать сложно. Тем более, что умиротворение - по-прежнему не лучшее слово для описания живых выступлений Oyster Band.
Под конец тысячелетия группа решила расстаться с Cooking Vinyl и создать свой собственный лейбл. Они назвали его "Running man", - "бегущий человек".
Oyster Band знают, что остановка - это смерть.

04.03.2003, Сергей ОСИПОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1981
Место образования: Великобритания
Материалы по теме:
Остановка - это смерть

Песня на 24 часа – Marilyn MANSON Мэрилин Мэнсон записал кавер на композицию Джонни Кэша для саундтрека к фильму "24 часа на жизнь". »»

Что новенького пишут? – Taylor SWIFT Тейлор Свифт выпустила клип, составленный из газетных заголовков и статей »»

Позвоните родителям – Frank OCEAN Фрэнк Оушен выиграл многомиллионный иск у собственного отца »»

Травма – Ed SHEERAN Эд Ширан попал под машину и отменяет гастроли из-за переломов »»

Ведьма из Дублина – NICK CAVE & The BAD SEEDS Nick Cave & The Bad Seeds начинают совместный тур с Патти Смит »»

Можем повторить – THE RAMONES Альбом Ramones "Rocket To Russia" будет переиздан в честь 40-летнего юбилея »»

Выборы-выборы – ЛЕНИНГРАД Ксения Собчак стала кандидатом в президенты. Шнур выпустил агитационный ролик в ее поддержку. Видео. »»

Лучше страны не найдешь – PIANOБОЙ Pianoboy выпустил клип о счастливой воображаемой стране на реальной даче »»

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку – MORRISSEY Чтобы снять новый клип, Моррисси провел весь день в инвалидном кресле и в компании футболиста »»

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Доставай Метлу – APOCALYPTICA Apocalyptica анонсировала большой российский тур со своей знаменитой программой "Metallica" »»

Просто человек – БИРТМАН "Мы готовим супер-сенсацию, которую вы сможете ощутить еще до предстоящего концерта, этот мир… »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

R.I.P. – THE TRAGICALLY HIP Лидер группы The Tragically Hip Горд Дауни скончался от рака мозга »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника21/10

1940 – Родился Манфред Манн, британский клавишник, аранжировщик и композитор, лидер групп Manfred Mann и Manfred Mann's Earth Band. За свою музыкальную карьеру Манфред играл на многих клавишных инструментах, а его соло на синтезаторе Minimoog принесло музыканту широкую известность  »»

Don BYAS

Owen BRADLEY

Dizzy GILLESPIE

Malcolm ARNOLD (1921)

Celia CRUZ (1924)

Manfred MANN (1940)

Steve CROPPER (1941)

Elvin BISHOP (1942)

Ron ELLIOTT (1943)

Phil RYAN (1946)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить