OYSTER BAND  Остановка - это смерть

Мы не любим слов "народная музыка", зато любим слово "фолк". А на языке английских критиков оно долгое время обозначало нечто отстойное, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из 4 букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и эта музыка. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band. Истоки The Pogues - в панке, Oyster Band изначально исполняли именно фолк. Но как исполняли!..

Слова - сами по себе вещь странная, а при переводе с одного языка на другой они становятся, как говаривала Алиса, все страньше и страньше. От словосочетания "народная музыка" за версту веет нафталином, от него тянет в сон, мерещатся дородные тетки в кокошниках и лысеющие мужики в косоворотках с балалайками наперевес. Мрак и ужас. Теперь произнесем английское "фолк" или "этно". Замерим пульс у подопытного - признаков аллергии не обнаружено. А скажем "фолк-панк" или же "этно-бит" - так пациент и вовсе оживится, припомнит неистовство The Pogues или же изыски Наташи Атлас (Natacha Atlas), порывисто затрясет головой и побежит на "Горбушку" за пачкой компактов. Между тем в английском языке, - точнее, в той его разновидности, на которой изъясняются музыкальные журналисты, это самое слово "folk" долгое время считалось жутко неприличным и отстойным, даже шутка такая была: "отгадайте ругательство из четырех букв, первая - F, последняя - K. Ответ - FOLK". Столь же отстойной считалась и музыка, попадающая под это определение. Так было, пока не пришли The Pogues и Oyster Band.

Конечно же, была жизнь и до того - Fairport Convention и Steeleye Span, только же это еще самое начало лохматых семидесятых. Если что и было в их музыке толкового, то забылось и мхом поросло, оказалось затоптано ботинками панков и хард-рокеров. Но в том и сила фолк-музыки, что она испытана и отфильтрована веками, поэтому для нее переждать лет десять-двадцать - совсем не проблема.
Если истоки The Pogues - в панке, то Oyster Band изначально исполняли именно фолк. В 1973 году известный английский скрипач Дэйв Арбус (Dave Arbus), которому случалось поигрывать на записях The Who, собрал коллектив, названный The Fiddler`s Dram. Арбусу ассистировали молодые музыканты, так или иначе имевшие отношение к Кентерберийскому университету: гитарист Алан Проссер (Alan Prosser), скрипач/пианист Иэн Тэлфер (Ian Telfer), басист Иэн Кири (Ian Kearey). Со временем те же самые люди стали поигрывать фолк-стандарты, но назывались они тогда уже более замысловато - The Whitstable Oyster Co. Ceilidh Band. К концу десятилетия интересы Арбуса и его более молодых коллег разошлись, с двойной природой группы было покончено, а название существенно упростилось.В результате в 1981 году появился Oyster Band, исполнявший смесь фолка с энергичным электрическим роком. Помимо Проссера, Тэлфера и Кири в группу вошли Джон Джонс (John Jones, вокал) и Рассел Лэкс (Russell Lax, барабаны). Каждый из музыкантов вносил в группу свое персональное видение обновленного фолка: Тэлфер был по происхождению шотландец, Джонс - из Уэльса, а у всех вместе получался подлинно британский фолк-рок.

Первую половину 80-х Oyster Band проводят в постоянных поездках по стране, сами себя записывая и сами же распространяя свои записи без всяких там рекорд-компаний. Компании в то время боялись не только слова "фолк", они побаивались и политизированных текстов песен: когда Oyster Band не исполняли классику британского фолка, они как заправские панки свирепо набрасывались на правительство и лично Маргарет Тэтчер. Пять лет такой жизни изрядно закалили группу и создали ей такую бойцовскую репутацию, какой можно было только позавидовать. Так что в 1986 году, когда дело дошло до первого нормального контракта и первого нормального альбома, за плечами у Oyster Band осталось многое - мили, годы и несколько самопальных альбомов. Это был зрелый коллектив, который точно знал, что он хочет и что он может.

Группой заинтересовалась независимая рекорд-компания с характерным названием Cooking Vinyl (то есть "винил домашнего изготовления"). И тогда, и сейчас компанию преимущественно интересовала нестандартная гитарная музыка с фолк- или психоделическими корнями. В разное время там оказывались Билли Брэгг (Billy Bragg), Cowboy Junkies, The Church, XTC. Политическая острота Cooking Vinyl тоже не пугала, за что фирма получила репутацию радикалов. Короче говоря, это было самое место для Oyster Band.

В 1986 году музыканты выплескивают накопившуюся энергию и ярость в первом официальном альбоме Step Outside, придавая классическим фолк-гармониям мощь электрическую мощь и скорость. В масс-медиа их не понимают - а где имидж? А где выстроенные отношения с прессой? Всё-таки фолк, пусть и новый - это ненормальная музыка.
Два года спустя выходит Wide Blue Yonder, он повторяет ключевые треки Step Outside с добавлением нескольких новых песен, том числе кавер-версии Билли Брэгга "Between the Wars". Специализированный журнал "Folk Roots" называет эту работу альбомом года.

Wide Blue Yonder стал последним альбомом, на котором сыграл Иэн Кири. После его ухода новым басистом группы стал Чоппер (Chopper), чье боевое крещение случилось на альбоме Ride (1989). Здесь из 12 треков 10 написаны группой (основные авторы - Тэлфер и Проссер), кавер-версий только две, но зато какие! Во-первых, стандарт "New York Girls", превращающийся на концертах в бесконечное веселье всей аудитории; во-вторых, неожиданное обращение к творчеству New Order "Love Vigilantes". Однако отторжения материала в последнем случае не происходит, потому что сюжетная линия песни - возвращение солдата с войны - вполне могла быть темой средневековой баллады.

Следующий год приносит группе удовольствие совместной работы с превосходной фолк-певицей Джун Тэбор (June Tabor). Альбом Freedom & Rain (1990) поднимает на новый уровень творчество и Джун, и группы: ранние альбомы Тэбор страдали некоторой скудостью аранжировок, в записях же Oyster Band никогда не было столь великолепного прочувствованного вокала. Для альбома Тэлфер отобрал только одну свою песню - слишком уж высок уровень остального материала: Ричард Томпсон (Richard Thompson), Лу Рид (Lou Reed), The Pogues и проверенная годами фолк-классика. В итоге - бесспорная удача, и Тэлфер в дальнейшем продолжит сотрудничество с Джун, поставляя певице песни для ее сольных альбомов.

После концертного альбома From Little Rock to Leipzig (1990) группа записывает новый материал на Deserters(1992) и получает восторженные отзывы уже не только от специализированной прессы, но и от таких респектабельных изданий, как Daily Telegraph и Q. Вообще, в 90-е обнаруживается, что странная, неправильная, немодная группа Oyster Band вдруг стала ключевой фигурой заметного и признанного музыкального течения: ведь соединять фолк с роком или электроникой теперь стало вполне обычным и прибыльным делом. Holy Bandits(1993) также имел успех, и для подросшего поколения фэнов группе пришлось заново записать 12 своих лучших песен для альбома Trawler(1994).
Но если кто-то предполагал, что хвалебные отзывы и сравнения с REM заставят Oyster Band утихомириться, он ошибался. Они отправились в студию вместе с Пэтом Колье (Pat Collier), - бывшим панк-басистом Vibrators и продюсером The Men They Couldn't Hang, и вышли оттуда с мощным Shouting End of Life (1995) - альбомом, где насыщенное роковое звучание сочеталось с традиционным для фолка сильным содержанием. Критика считает его самой политизированной из работ группы, но именно Shouting End of Life становится и самым крупным коммерческим успехом Oyster Band.

Давние враги Oyster Band - британские консерваторы - теряют власть, и это обстоятельство становится новым источником вдохновения для группы. Deep Dark Ocean (1997) звучит мягче и умиротвореннее, чем предыдущие записи. "Внезапно мы почувствовали, что в нас больше нет такой злости, как прежде", - говорят музыканты. Виноват в этой случившейся перемене Тони Блэр или же возраст музыкантов - сказать сложно. Тем более, что умиротворение - по-прежнему не лучшее слово для описания живых выступлений Oyster Band.
Под конец тысячелетия группа решила расстаться с Cooking Vinyl и создать свой собственный лейбл. Они назвали его "Running man", - "бегущий человек".
Oyster Band знают, что остановка - это смерть.

04.03.2003, Сергей ОСИПОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1981
Место образования: Великобритания
Материалы по теме:
Остановка - это смерть

Снова отмена – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль "Арма 17" отменили за сутки до мероприятия »»

Молоко за вредность – TAME IMPALA Tame Impala собирается подать в суд на китайского производителя молочных продуктов. »»

В подворотне нас ждет маниак – FALL OUT BOY Ветераны поп-панка Fall Out Boy показали новую песню с маниакально-депрессивного альбома »»

Четыре танкиста и Кейв – Nick CAVE Ник Кейв и Уоррен Эллис написали саундтрек для фильма о генерале Стэнли Маккристале. »»

Уму-разуму – BEYONCE 4 студентки получат именную стипендию от Бейонсе »»

Настоящее зверство – QUEENS OF THE STONE AGE Новый альбом Queens of the Stone Age записан и смикширован. »»

Госпожа режиссер – GOLDFRAPP Элисон Голдфрапп взяла режиссуру клипов группы в свои руки. И выпустила клип с танцорами, ястребами… »»

Back to USSR – МАШИНА ВРЕМЕНИ Андрей Макаревич рассказал о "силовом" срыве концерта "Машины времени" в нижнем Новгороде »»

Мой сладкий пирожок – Katy PERRY Кэти Перри завалили пирогами в Твиттере »»

Природное явление – Tori AMOS Тори Эймос готовит к выходу новый альбом, в котором изучает исцеляющие силы природы. »»

От него сияние исходит – ФЕСТИВАЛЬ Борис Гребенщиков станет арт-директором нового фестиваля "Части света" »»

Игра на выживание – TWO DOOR CINEMA CLUB Ирландские поп-рокеры Two Door Cinema Club исполнят в Москве программу со своего третьего альбома… »»

Some сом – ФЕСТИВАЛЬ В line up Ahmad Tea Music Festival, помимо Ричарда Эшкрофта, добавились молодые и бойкие Catfish… »»

Поля Авалона – GLASTONBURY Line-up площадки Avalon фестиваля Glastonbury настоятельно требует внимания »»

Черные мистерии – MAYHEM Норвежская блэк-металл-группа Mayhem приедет в Россию с культовым альбомом »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

20:00 – JAM Club. Джаз-клуб Андрея Макаревича – MARIMBA PLUS MARIMBA PLUS »»

20:00 – Театръ – ЙОРШ ЙОРШ »»

20:00 – 16 ТОНН – ARMS AND SLEEPERS ARMS AND SLEEPERS »»

Хроника30/04

1966 – Американский философ и музыкант Антон Шандор Ла-Вей, работавший в разное время помощником укротителя в бродячем цирке и органистом в стриптиз-баре, объявил о создании церкви Сатаны, став ее верховным жрецом  »»

2008 – Во время выступления Роджера Уотерса в Калифорнии его знаменитая надувная свинья улетела в небеса и была найдена за много километров от площадки. Нашедшим свинью гражданам подарили пожизненные билеты на фестиваль Coachella  »»

Reverend Gary DAVIS

Willie NELSON (1933)

Wayne KRAMER (1948)

Николай ФОМЕНКО (1962)

Филипп КИРКОРОВ (1967)

Сергей ХОМЯКОВ (1969)

Darren EMERSON (1971)

AKON (1973)

Петр НАЛИЧ (1981)

BAAUER (1989)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить