CLOCK DVA  Слышишь город?..

В конце 70-х английский Шеффилд яростно дымил трубами бурно развивающихся металлургических заводов. Промышленный подъем, лязг металлоконструкций, синхронная ритмика тысяч станков - все это делало Шеффилд весьма особенным местом. Особенным настолько, чтобы именно там на свет родилась индустриальная музыка. Cегодня наш герой - Эди Ньютон, сделавший своим вторым именем словосочетание ClockDVA...

В конце 70-х английский Шеффилд яростно дымил трубами бурно развивающихся металлургических заводов - через 20 лет все это придет к бесславному упадку, и местный пролетариат отправится зарабатывать на жизнь мужским стриптизом (см. одноименный фильм Питера Катанео). Но в 70-е промышленный подъем, лязг металлоконструкций, синхронная ритмика тысяч станков - все это делало Шеффилд весьма особенным местом. Особенным настолько, чтобы именно там на свет родилась индустриальная музыка.

Сам термин "industrial" уже существовал - его придумали для описания своей ушераздирающей музыки безумные экспериментаторы Throbbing Gristle, попутно получив свою обильную порцию помоев со стороны музыкальной критики, и тем не менее, - пробив брешь в стене общественного безразличия. Почва была подготовлена, чтобы из Шеффилда индустриальная музыка полилась как и положено - в промышленных количествах.

В июне 1977 в шеффилдском университете прошла мало кем замеченная частная вечеринка, на которой отметилась странная группа под названием Dead Daughters. К осени того же года вышеупомянутое трио превращается в более многочисленную и шумную компанию, ставшею местной легендой под именем The Studs (сокращение от The Students). Перечень участников этой группы способен сейчас привести любого мало-мальски сведущего меломана в состояние священного трепета. Эди Ньютон (Adi Newton), Мартин Уэйр (Martyn Ware), Иэн Крейг Марш (Ian Craig Marsh), Глен Грегори (Glen Gregory), Ричард Кёрк (Richard H. Kirk), Стивен Мэллиндер (Stephen Mallinder), Кристофер Уотсон (Christopher Watson)... Поясним, что Уэйр и Марш - создатели Human League, они же с Гленом Грегори потом сделают Heaven 17. Маллиндер, Керк и Уотсон - не кто иные, как Cabaret Voltaire. Но сегодня наш герой - Эди Ньютон, сделавший своим вторым именем словосочетание Clock DVA, то есть ЧасыДВА.

Изначально все эти отчаянные молодые люди вдохновлялись панк-роком, отчего их репетиции и редкие концерты превращались в анархические импровизации на темы классических рок-хитов и тем популярных кинофильмов. Постепенно разрушительный пафос сменяется более конструктивным подходом, а основными инструментами становятся синтезаторы, чей холодный нечеловеческий звук как нельзя лучше отражает окружающую промышленную атмосферу. Ньютон, Уэйр и Марш выделяются в трио The Future, но сотрудничество их длится недолго: Уэйр и Марш - сторонники чисто электронной музыки, Ньютон же не хочет никаких ограничений в экспериментах со звуком. Поэтому он начинает свой собственный путь, а Марш и Уэйр с новым вокалистом Филиппом Оуки (Philip Oakey) отправляются прямой дорогой в историю поп-музыки под именем Human League.

Эди Ньютон обьединяет свои усилия с приятелем Стивеном "Джаддом" Тернером (Stephen "Judd" James Turner), который играет на бас-гитаре - так в 1978 году появляется название ClockDVA, составленное из английского и русского слов - по примеру того языка, на котором изьясняются герои "Механического апельсина" (оттуда же, кстати, и Heaven 17).
Часы в название были вставлены из-за сюрреалистического смысла этого предмета, часто обыгрывавшегося в произведениях искусства. Традиционные рок-инструменты, из-за которых Ньютон разругался с Маршем и Уэйром, были представлены гитаристом Дэйвидом Джеймсом Хэммондом (David James Hammond), а Стюарт Марк Эллиот-Кэмп (Simon Mark Elliot-Kemp) рулил электронными приборами, издававшими потусторонние шумы.

Первая продукция Clock DVA совершенно не была предназначена для массового потребителя - эти треки виделись музыкантами как своего рода музыкальная терапия, нечто, способное в силу своей футуристичности и необычности полностью отрезать индивидуума от окружающей реальности. Таких электронно-футуристических подборок в 1978 году группы выпустила две штуки - обе распространялись на 60-минутных кассетах, причем первая называлась не иначе как "Lomticks of Time" ("Ломтики времени"). В 1979 году были записаны еще две часовые кассеты, известность группы постепенно доходит до Лондона, и независимая фирма Small Wonder делает группе предложение записать EP. Пять треков записаны, но по ряду причин остаются неизданными.
Дело доходит до серьезного релиза только в 1980 году, когда руку ClockDVA протягивают герои индустриальной музыки Throbbing Gristle, которые предлагают выпустить Ньютону альбом на их собственном лейбле Indusrial Records. СlockDVA к этому времени составляют Ньютон (вокал), Хэммонд (гитара), Тернер(бас), Чарли Коллинс (Charlie Collins, саксофон) и Роджер Куэйл (Roger Quale, ударные). Из пятнадцати часов импровизаций, записанных при помощи Cabaret Voltaire, они комплектуют семитрековый альбом "White Souls In Black Suits" (1980). Музыка представляет собой ритм-трек белого фанка, пропущенный через металлургический пресс - причем, неоднократно.

Резонанс этой записи ограничивается узкими кругами посвященных, и тем не менее, приводит Clock DVA к контракту с независимой фирмой Fetish records. Так в 1981 году музыка Ньютона и компании впервые оказывается запечатленной на виниле - альбом "Thirst" (1981) достигает ушей столичных критиков и производит на них положительное впечатление. New Musical Express называет его "одной из величайших записей 80-х годов". Правда, 80-е только начинались, но что было совершенно точно, так это принадлежность Clock DVA именно к будущему, а не к прошлому.

Гитариста Хэммонда к моменту записи "Thirst" сменил Пол Уиджер (Paul Widger, экс-They Must Be Russians), но Ньютону и Тернеру это показалось мало: группа явно была на подьеме, перед ней открывались волнующие перспективы, и основатели ClockDVA вознамерились набрать более сильный состав, чтобы использовать эти возможности. Уиджер, Коллинс и Куэйл были уволены из группы (и немедленно создали The Box), их место заняли гитарист Джон Кэрраферс (John V. Carruthers) и саксофонист Пол Брауз (Paul Browse). Однако вслед за этими приобретениями следует внезапная гибель Стивена Тернера. Это на какое-то время приостанавливает деятельность группы, но в то же время становится сильнейшим эмоциональным вдохновением для Ньютона, подтолкнув его к написанию самых мощных композиций за всю историю группы.

Звучание группы в этот период существенно меняется, становясь более доступным, но сохранив при этом свою темно-футуристическую окраску. Ньютон добавляет к электронным ритмам штрихи авангардного джаза, сам взявшись за трубу и кларнет, а также усилив духовую секцию Майклом Уордом (Michael Ward), игравшим на флейте и саксе. ClockDVA к этому времени явно переросли рамки маргинально-подпольного проекта: критика без колебаний зачисляет их в ряды industrial new wave, а звукозаписывающий гигант Polydor принимает их на борт.

Первый альбом для Polydor записывается долго, меняются города и студии, уже в процессе записи появляются басист Дин Дэннис (Dean Dennis) и барабанщик Ник Сэндерсон (Nick Sanderson). Наконец завершенный при помощи продюсера Хью Джонса (Hugh Jones), альбом "Adavantage" (1983) становится крупнейшим достижением группы: неподражаемая атмосфера ранних записей группы сохранена, однако здесь синтезаторы уже не самоцель, они лишь одно из средств подчеркнуть настроение композиций наряду с мощными зафуззованными гитарами Кэрраферса и вокалом Ньютона. Это также первый и последний альбом ClockDVA, которому посчастливилось получить нормальную раскрутку - синглы, видеоклип, турне по Европе в поддержку альбома. Помимо пятерых участников группы, шестым на альбоме присутствует дух Стивена Тернера, которому посвящены одна из лучших песен Advantage - "Beautiful Losers", а также кавер-версия Velvet Underground "Black Angel`s Death Song".

В этот момент, когда, казалось бы, положение группы могло только вдохновлять к дальнейшим свершениям, Эди Ньютон покидает ClockDVA. Сразу же после парижского концерта он улетает в Амстердам, где вскоре начинает новый проект - The Anti Group Communications (TAGC). Если вспомнить, что примерно в это время весь жанр industrial new wave стал приходить в упадок, высказав большинство своих идей, поступок Ньютона видится как не самый худший выход из ситуации: по крайней мере, ClockDVA не стали безликой синтезаторной поп-группой.

Пока Ньютон в компании с Робертом Бэйкером (Robert Baker) под именем TAGC творил мультимедиа-арт-проекты , ClockDVA постепенно становятся легендой, а мрачно - футуристическая эстетика с подачи голливудских фильмов типа "Бегущий по лезвию бритвы" (Bladerunner) и "Терминатор', романов Уильяма Гибсона неотвратимо входит в моду под названием кибер-панк. Музыка, подобная ClockDVA - лучший саундтрек к этой эстетике, и в 1988 году Ньютон воссоединяется с Браузом и Деннисом под старым названием (гитарист Кэрраферс стал ценным приобретением для Siouxsie & The Banshees, барабанщик Саэндерсон успешно барабанил в Gun Club и Jesus & Мary Chain). Сингл с названием в духе времени - "Hacker" (1988) - знаменует возвращение группы, внимание прессы ("ClockDVA продолжают движение там, где останавливаются Kraftwerk!") и звукозаписывающих фирм гарантировано. Правда, это уже не гиганты типа Polydor, а независимые фирмы в разных странах мира: поначалу западногерманская Interfisch, потом американская Wax Trax, затем итальянская Contempo.

Альбом "Buried Dreams" (1990) продемонстрировал, насколько хорошо ветераны жанра управляются с сэмплированием и прочими новыми технологиями. Роберт Бэйкер из TAGC присоединяется к ClockDVA, заменив Брауза, и для Ньютона вопрос раздвоенности его проектов больше не стоит.

В начале 90-ых Contempo переиздает ранние записи ClockDVA на компакт-дисках, группа интенсивно гастролирует по Европе, радуя старых фэнов. В 1991 году Деннис покидает ClockDVA ради сольной деятельности (в том числе - под названием Sector), и группа фактически превращается в дуэт Ньютона и Бэйкера, которым на концертах ассистируют итальянские музыканты, а также Эндрю МакКензи (Andrew McKenzie) из Helfer Trio.
Эди Ньютон также публикует работы по магии чисел, виртуальной реальности и другим неоднозначным вопросам, которые так или иначе отражаются в песнях ClockDVA. Эти тексты, равно как и продолжающие время от времени выходить альбомы ("Digital Soundtracks" (1992), "Man Amplified" (1994), "Sign" (1996)), компиляции и многочисленные побочные проекты, весьма напоминают партизанскую деятельность в тылу самовлюбленной и пышной поп-музыки. Можно не обращать на это внимание, но проявления индивидуализма художника все равно будут появляться - цифровой элеткронный бит по форме, мистицизм по сути. Эди Ньютон всегда говорил, что его музыка - это смешение кибернетики и алхимии. Кровавые образы средневековья и компьютерные призраки виртуального пространства соседствуют в треках ClockDVA. Разве это возможно? Разве это невозможно? То, что вы считаете прошлым, запросто может оказать будущим.
И наоборот.

Послушать ClockDVA на Звуках:
The Act
"Buried Dreams"

20.02.2003, Сергей ОСИПОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
CLOCK DVA - Слышишь город?.. - ваше мнение о статье
  • Соня :) Я не про конкретные сайты и группы :)
    Ваш сайт мне нравится и претензий к нему никаких быть не может (я это - совершенно серьезно) :) Группа Тату лично мне не нравится совсем :) Статья, как я уже написал, мне понравилась :)

    Я говорю о тенденциях в восприятии вообще :)

    Просто так - зимние мысли в не совсем подходящем, но зато заметном, месте (в смысле - топике) :)
    Написал(a): vivaelrockapops.com, 25/02/2003 1:18
  • vivaelrockapops.com, как Вы, я надеюсь, заметили, на Звуках в равной степени представлена и отечественная музыка, и западная. Мы стараемся никого не обидеть.
    Аккуратно напоминаю, что у группы "Тату" есть своя гостевая книга и свои поклонники... которых не так уж мало. А вот поклонников ClockDVA в России - значительно меньше. Тем не менее, группа-то хорошая... к приеру, я, когда мне печалится, запоем слушаю "The Act" и Man Amplified". :)
    Написал(a): Соня Соколова, 25/02/2003 1:05
  • Хорошая статья, прочел ее с удовольствием :) Сразу же захотелось какой-нибудь эдакой индустриальности :)

    Также появились мысли не в тему :)
    Вот, столько тонн замечательной письменности посвящено западным группам и западному искусству вообще. Извините, блин, за банальность, но опять хочется отметить тенденцию к преклонению перед западом, когда вокруг масса простых людей всю свою жизнь кладет на то, чтобы самозабвенно позиционировать каких-либо деятелей поп-культуры оттуда :)

    Интересно, смог бы коммерчески-успешно существовать инет-портал, посвященный ТОЛЬКО отечественной поп-музыке ?

    И еще :) Вот сейчас ТАТУ в топе в европе :) Любая нация испытывала бы гордость оттого, что их земляки вставили пистон иноземцам, тем паче, снобливым бритишам :) Любая нация, кроме русской, которая поливает этих, и без того несчастных, девочек грязью, как только может :)
    Я сейчас говорю не о музыкальных пристрастиях, но о позиционировании собственной культуры, частью которой, хотите вы того или нет, являются ТАТУ :)

    Короче, привет от пелевинского Вавана :)

    Если кого-то загрузил - сорри :)))
    Написал(a): vivaelrockapops.com, 24/02/2003 22:23
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Sheffield, Yorkshire
Материалы по теме:
Слышишь город?..
Релизы:
1992 The Act
1992 Buried Dreams

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%