APOCALYPTICA  Reflections

"...и тогда они остались втроем". К 1998 году финский струнный квартет Apocalyptica был признан самой коммерчески успешной группой Страны Тысячи Озер. Это и было почетно, и внушало тревогу за...

"...и тогда они остались втроем".
К 1998 году финский струнный квартет Apocalyptica был признан самой коммерчески успешной группой Страны Тысячи Озер. Это и было почетно, и внушало тревогу за будущее коллектива. Ибо когда в топы попадают экспериментальные коллективы (а квартет из четырех виолончелистов сам по себе - такая же необычная штука, как группа из четырех бас-гитар), это может быть как эффектной, но краткой вылазкой, так и заявкой на дальнейшую коммерцизацию. Заставить же говорить о себе мир и при этом не потворствовать вкусам толпы после одного хитреца по имени Роберт Фрипп мало кому удавалось.
С одной стороны, для выхода в высший свет было явно недостаточно исполнявшихся группой каверов Metallica, Slayer и Faith No More. С другой стороны, оригинальную идею электрофикации и металлизации виолончели хотелось развивать дальше, а формат ансамбля не вполне это позволял. С третьей стороны, изменять его слишком радикально было бы опасно для уникального стиля группы. В общем, куда ни кинь... "Cult" с коммерческим радио-хитом в исполнении Сандры Насич, по большому счету так и не выстрелил. Сократившись до трио, Apocalyptica пошла ва-банк, причем в несколько ином направлении.
"Все партии воспроизводятся только с помощью виолончелей, - рассказывали о своей работе музыканты в далеком 1998 году, - Мы считаем, что максимум, который мы можем себе позволить - это ударник или перкуссионист. На одной музыкальной ярмарке мы как-то сыграли песню Slayer вместе с их бывшим барабанщиком Дэйвом Ломбардо..." Вот оно! Неистовый итальянский виртуоз, разрывающийся в последние годы между работой в нескольких группах и оркестрах, нашел время, дабы прописать партии ударных в пяти композициях. Особенно впечатляет его работа в темах "Resurrection" и "Cortege". Именно струнной протяжности до сих пор не хватало трэш-стилю, дабы его парадоксальный высокоорганизованный хаос был по-настоящему совершенным.
Чуть-чуть расширили музыкальную палитру группы и другие инструменты. Но - это инструменты из арсенала классической музыки. И фортепиано в "Faraway", и скрипка в "Epilogue", и помогающий мэтру Ломбардо в уже упоминавшихся "Resurrection" и "Cortege" контрабас тщательно дозированы и никоим образом не пытаются примоднить звучание ансамбля. Похоже, Эйкка, Пааво и Пертту наконец-то нашли верную формулу синтеза хэви-метал и камерной классики.
Рок-сцена признала сей коктейль еще пару-тройку лет назад, в еще сыром, "безударном" его воплощении. Обратят ли внимание на вышедших из стен академии Сибелиуса настоящие знатоки классической музыки, а не те модники, что дивятся на группу, как на экзотическую штучку? "В их кругах бытует мнение, что вся "главная" музыка уже сочинена, - отмечают музыканты, - Мнение музыковедов нам абсолютно безразлично, мы вообще считаем себя рок-музыкантами... Только следующее поколение сможет оценить нас по достоинству" .
Что ж, возможно. Даже первый в мире электромузыкальный инструмент, изобретенный в двадцатых годах двадцатого века терменвокс, более полувека завоевывал право на исполнение "Лебедя" Сен-Санса на серьезных академических концертах. В любом случае, у электрической леди по имени виолончель большое будущее, а новый альбом Apocalyptica - смелый и убедительный шаг в будущее.
И все-таки, как бы ни причисляли себя к рокерам и не трясли хайрами на концертах музыканты, Apocalyptica - результат проникновения не металла в классику, но напротив - классики в металл.

20.02.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

APOCALYPTICA - свежие публикации:

Сайт: www.apocalyptica.com

APOCALYPTICA

Всё началось, а может быть и не началось летом 1993 года в летнем лагере для музыкантов-виртуозов недалеко от Хельсинки. Антеро (Antero Manninen), который был в лагере не...

Подробности из жизни:

Всё началось, а может быть и не началось летом 1993 года в летнем лагере для
музыкантов-виртуозов недалеко от Хельсинки. Антеро (Antero Manninen), который был в лагере не первый раз в лагере, поручили ознакомить с
лагерем двух новеньких - Макса (Max Lilja) и Эйно (Да, да именно ЭЙНО) (Eicca Toppinen). Они быстро сдружились, как в поговорке: виолончелист
виолончелиста видит издалека (по вывихнутой левой руке). Знакомство в лагере было организовано штатными психологами как концерт для
"внутреннего пользования", на котором музыканты пытались отразить себя и свои вкусы.
И вот в один из холодных летних финских вечеров эта троица раздумывала, что бы показать на этом концерте (а попросту -
соображала на троих), Эйно и Макс - два любителя тяжёлой музыки - высказали предложение сыграть на этом концерте Металлику. Антеро сказал,
что Металлика это плохо и они оба сумасшедшие, и…

Далее... →