GRAVE DIGGER  Speed & Spade

Во время концерта Grave Digger в Мoскве преимущества старого доброго жесткого спида перед модным, но довольно бесхребетным пауэром стали для многих особенно очевидны...

Grave Digger - далеко не молодая команда. Первый альбом музыканты выпустили аж в 1984 году. Правда, уже к 1987 году по неизвестным причинам свернули свою деятельность лет на шесть. Впрочем, в ту пору, при несомненном качестве предлагаемых слушателю песен, группа была всего лишь одним из похожих друг на друга металлических составов Германии. Не хуже других - но и не лучше.

Все изменили девяностые. Первые альбомы реанимированной группы, вроде "Heart Of Darkness", кстати говоря, были встречены довольно скептическими отзывами. Но затем творческое коромысло группы вдруг качнулась в сторону концептуальности. Трудно сказать, было ли это попыткой "догнать и перегнать" King Diamond или хотя бы земляков из Blind Guardian. Скорее всего, мужикам просто надоело писать "просто песни". Как у Стругацких в "Улитке На Склоне": если все бегают - так хоть пускай на какую-нибудь дистанцию, что ли... Программа "Tunes Of War" (1997), повествующая о героической истории древней Шотландии, по инерции была осмеяна критикой: немцы пишут про скоттов? Играют на волынках? Во делать людям нечего! Правда, когда музыканты неожиданно стали чуть ли не первыми немцами, принятыми в члены клана Cavanaugh, а съемочная группа вышедшего в том же году фильма "Braveheart" подобных почестей не удостоилась, сразу стало ясно, кому здесь смеяться последним. "Это была хорошая шутка, - рассказывает бесменный вокалист группы Крис Болтендаль, - У нас даже есть соответствующий документ. Хотя для нас его значение, конечно, чисто символическое. Cavanaugh - это ведь не настоящий клан, а своего рода сообщество шотландцев, раскиданных по всему миру..."
Прорыв состоялся, хотя его и несколько смазал неожиданный уход басиста Томи Готлиха. На вахту заступил Йенс Беккер, монстр пяти струн и ветеран Running Wild. С ним и был записан очередной концептуальный альбом "Knights Of The Cross". Эта программа, темой которой стала история ордена Тамплиеров, оказалась значительно сильнее многих предыдущих - как бы ни стебались над лирикой группы интеллектуалы из отдела рецензий журнала "Fuzz". Вот только что фокус с "Tunes Of War" повторить не удалось - никакие потомки тамплиеров не проявились и с творческими успехами музыкантов не поздравили.
Некоторое время Grave Digger еще баловались с историческими сюжетами: сразу после выхода "Knights Of The Cross" музыканты предполагали, что следующий альбом будет посвящен Троянской войне. Зевать хочется. Но, то ли печальный пример уже надорававшихся на этой тематике Manowar отрезвил, то ли захотелось продолжить рыцарскую тематику - очередная программа вышла под названием "Escalibur". И на соответствующую тему. Хрен редьки не слаще. Альбом никому особенно не запомнился. Кроме того, из группы ушел гитарист Уве Лулис. Стало ясно, что с сюжетами древних легенд пора завязвать. На помощь "пограальцам" пришел гитарист Манни Шмидт, начинавший еще в Rage.
Впору признать после этого "диггеров" супергруппой - а нельзя: ибо тогда этого титула должна одновременно удостоиться чуть ли не половина германских металлических составов. Впрочем, вся Германия - давно уже один большой рок-колхоз. Последний альбом группы был не только лишен какой-либо концепции, но и названия. Усердно раскручивая его материал, Grave Digger наконец-то - с третьей попытки - добрались-таки и до Москвы.

Общение музыкантов с московскми поклонниками началось за сутки до официального концерта - на "закрытой вечеринке" для особо преданных фэнов и случайно зашедших лиц в клубе "Relax". Из-за мелких накладок две совершенно разные программы - вечерняя и ночная - смешались самым дурацким образом. Так что помимо традиционно-дежурных Shadow Host и совсем непонятно, за какие уши притянутых к тематике подобных вечеринок Ветер Воды (акустика, скрипка, дудочка, с микрофонами работать не умеют и не учатся - фон, свист, лажа), немецких гостей "разогревал" Иван Царевич (малополезная хард-роковая версия Че Те Надо?) и ню-металлический с шок-роковым имиджем Идол.
Вышедший на сцену после этой сборной солянки могучий седовласый Манни Шмидт поискал глазами пульт звукорежиссера и, найдя его совсем не там, где ему полагается быть, - не перед сценой, а почему-то за ней - очень удивился. С сомнением взял в руки предложенную гитару. И заиграл в сопровождении ритм-секции ShadowHost и поющего по бумажке вокалиста. Так заиграл, что от всего предыдущего бреда вмиг не осталось даже воспоминания. Через некоторое время на сцене оказался полный, если не считать клавишника, состав группы.
Наконец-то началась музыка...

Примерно то же самое произошло следующим вечером на основном концерте в паркетном зале МДМ. Разве что разогревающий коллектив был только один - все те же Shadow Host. Мальчики в ти-шотках с рисунками усердно и прилежно чесали гитары, картинно махали хайрами, и очень мелодично пели. Особого впечатления их старания, впрочем, ни на кого не произвели. При всем упоре группы на сочинение прихотливых аранжировок и сложных мелодий, запоминающиеся песни в их репертуаре до сих пор отсутствуют напрочь. Как, прочем, и приличествующая металлу энергетика исполнения.
После небольшого антракта по залу раскатились призывные трели забитых в синтезатор "волынок войны". Появившийся на сцене первым клавишник группы в традиционном черном плаще и страшной маске проурчал в микрофон некое приветствие и занял свое место за электроорганом, покрытым, будто гроб, черной драпировкой. Без костюма и маски ему никак нельзя - и дело даже не в том, что он лысый. Бывают героические лысые рокеры вроде Кэрри Кинга, Роба Хэлфорда или нового басиста Blind Guardian Оливера Хольцварта. А у него - доброе лицо, очки и усики. То есть если еще и лопату с обложки альбома в руки возьмет - только тирольской шляпы будет не хватать. Не могильщик, а какой-то садовод-любитель получится. Поэтому ради любимой музыки приходится шифроваться.
С первым ударом в барабан "диггеры" ринулись в атаку. После первых же двух песен публике стало ясно - группа обладает чем-то таким, чего нынешнему металлу отчаянно не хватает. И имя этому "чему-то" - отчаянность.
Последние десять лет тяжелый рок существует главным образом за счет усложнения музыкальной действительности и периодических попыток змеей просочиться в арт-роковый эдем. Новое поколение металлистов забывает о гипер-скоростях и необходимой энергетике исполнения. В принципе, хэви-стиль - это реакция поп-культуры на костенеющие под воздействием информационных лавин в душах и мозгах людей барьеры для восприятия. Хэви-метал пробивает их подобно самолету, рывком берущему звуковой барьер.
Грубость и "мясистость", поднимающиеся до уровня настоящего искусства - товарный знак именно тевтонского металла. Немцы здесь традиционно вне конкуренции - также как и негры по части блюза. Недюжинный голос Криса, резкий и грубый - неотъемлимая часть драйва группы. Манни Шмидт, бомбардирующий зал резкими, на прижиме, риффами при помощи двух гитар - Les Paul и ESP, обе силуэта "flying five" - тоже был хорош, как никогда.
Выступление прошло на едином дыхании. Входящие в концертную программу номера были все, как одна, - разящими наповал. Новенькая "Secret Fire", неплохой "Escalibur", классические уже "Witchhunter" и "Yesterday", " шотландская" "United" и эпическая "Kinghts Of The Cross"... При исполнении этого номера какая-то блондинка вылезла на сцену и весь первый куплет томно терлась о Криса различными частями своего тела. Когда же на столь вопиющее нарушение техники безопасности на сцене обратила внимание охрана, юная леди томно уплыла на предусмотрительно протянутых из партера руках братьев и сестер по металлу.

Отпускать музыкантов со сцены публика не желала категорически. Один выход на бис, второй, третий... Несколько раз Крис объявлял: "Последняя песня этого вечера...", и несколько раз партер требовал "продолжения банкета". В конце концов где-то на середине древней "Heavy Metal Breakdown" у Манни Шмидта накрылся усилитель, и концерт пришлось прекратить.

Заметьте, все это происходило отнюдь не со звездами первой величины. Grave Digger - всего лишь одна из многих групп, упорным трудом вписавших пару-тройку суперальбомов в историю рока, и пару-тройку лет мирового успеха - в историю собственную. Просто, как бы банально это ни прозвучало, мужики действительно способны работать с огоньком.
В целом же преимущества старого доброго жесткого спида перед модным в последние годы и довольно бесхребетным пауэром в этот вечер стали многим особенно очевидны. У Shadow Host изначально не было шансов как-то выгодно показать себя рядом с тевтонцами - энергетика исполнения в данном случае решала все.

10.02.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)