Наступил новый 2003 год, в котором аналитические агентства прогнозируют рост подключений к интернету и увеличение скоростей и способов подключения в странах, где уровень доступа к глобальной Сети довольно высок. Между тем, не все могут похвастаться позитивными прогнозами на предстоящие 12 месяцев. Для музыкальной индустрии 2003 год может стать знаковым - к 2004 году о лейблах будут говорить либо в прошедшем времени, либо в контексте бизнес-революций, где компаниям удается переродиться. Не все аналитики придерживаются единого мнения относительно будущего музыкальной индустрии. Так, февральский номер журнала Wired содержит статью Чарльза Манна (Charles Mann), в которой автор обсуждает планы дальнейшего существования музыкальной индустрии. Планы, предупреждает журналист, весьма неперспективные. Музыкальные компании в том виде, в котором мы их знаем сегодня, могут прекратить свое существование в ближайшее время, а точнее -уже в этом году. Мнение, безусловно, радикальное, и поверить в то, что завтра с лица планеты исчезнет индустрия с миллиардными доходами, довольно трудно. Тем не менее, многие сторонние наблюдатели и инсайдеры склоняются к мысли о том, что нынешний год может кардинальным образом изменить мир коммерческой музыки.

Status quo

Прошедший год практически ни одна музыкальная компания не может назвать успешным. Рост пиратства, как оффлайнового, так и онлайнового, заставил многие музыкальные компании к концу года сообщить о полученных убытках или же о небольшой прибыли, размеры которой заметно сократились. Продажи компакт-дисков упали на 11 процентов, а число пользователей KaZaa увеличилось на 3 процента. Если в 2000 году по всему миру было продано 785 млн. дисков, то в прошлом году Nielsen SoundScan заявил о показателе в 681 млн. Тенденции налицо.
Не принесли пока громких успехов и платные музыкальные службы.

В то же время обострились и конфликты между студиями звукозаписи и компьютерной индустрией. Мы уже неоднократно рассказывали о противостоянии этих двух отраслей, но не стоит забывать о том, что из пяти крупнейших лейблов компания Warner Music является подразделением AOL Time Warner, зарабатывающей деньги на продаже высокоскоростных подключений к интернету, BMG принадлежит немецкому концерну Bertelsmann, который стал первым и последним крупным инвестором Napster, а Sony Music является частью крупного японского кайрацу, основную роль в котором играет Sony Electronics.

Пример Sony особенно показателен. Если вся музыкальная индустрия за весь прошедший год продала продукции на 20 млрд. долларов, то только компьютерное подразделение корпорации Sony продало электроники и ПК на 42 млрд. долларов. Естественно, что при таких сравнительных объемах продаж руководство склонно видеть музыку как продукцию, способствующую продажам цифровой техники и всего лишь. Следующий крупный рынок для Sony, как пишет Wired - это мобильные телефоны со встроенным MP3-плейером. Снова-таки, объемы потенциальных продаж только для Sony превышают объемы продаж музыкальной индустрии в целом, а основным шагом к популяризации таких телефонов станет доступность качественной цифровой музыки в мобильных сетях.

Отношения музыкальной и компьютерной индустрии нельзя охарактеризовать как дружеские и открытые. Причиной тому являются разные весовые категории компьютерщиков и лейблов. Если вернуться к показателю в 20 млрд. ежегодных продаж всей музыкальной индустрией, то такой же объем доходов достигается корпорацией Microsoft всего за два-три квартала. И это только Microsoft. Не случайно Лес Вадас (Les Vadasz) из Intel Corporation сравнил открытое противостояние лейблов и компьютерных компаний с "чиреем на соответствующем органе слона".

Светлое будущее

Было бы наивно предполагать, что музыкальные компании и нанятые акционерами топ-менеджеры лениво следят за изменяющейся ситуацией. Как и положено бизнесу, руководство компаний пытается найти выход. В ближайшее время, как утверждает New York Times, под удар попадут маркетинговые и рекламные бюджеты аудиокомпаний. На сегодняшний день именно на эту статью приходится 36т процентов всех расходов, что делает ее снижение крайне заманчивым для менеджемента.

Параллельно с этим музыкальная индустрия продолжает бороться с пиратством, как в оффлайне, так и онлайне. Между тем, несмотря на падение Napster и видимые успехи RIAA и адвокатских контор в деле защиты авторских прав, онлайн-обмен цифровыми файлами продолжает процветать, и потерю покупателей многие музыкальные компании объясняют именно этим фактом.
А потери очевидны - первое полугодие прошлого года Sony Music завершила с внушительным убытком в 132 миллиона долларов, а Universal Music Group в третьем квартале прошлого года недосчиталась 89 процентов ожидаемых доходов. Warner Music для поддержания прибылей уволила 1,000 сотрудников, право на пособие по безработице также обрели 50 сотрудников BMG.

Кто виноват и что делать?

Задавшись извечными вопросами, постараемся проанализировать ситуацию, не примыкая ни к одной стороне. По сути, бизнес-модель крупных лейблов базировалась и базируется на доставке компакт-дисков заинтересованным покупателям. Все остальные подразделения студии звукозаписи, как то поиск талантов и отдел маркетинга также играют немаловажную роль, однако хлеб на стол все-таки приносит отдел по продажам компакт-дисков (ради простоты мы проигнорируем другие носители, удельный вес которых не настолько важен).

Приход интернета и глобальных коммуникаций в дома и квартиры среднестатических граждан, а также удешевление средств для производства компакт-дисков привел к тому, что потребность в посреднике между музыкантом и покупателем отпала. Если в интернете за относительно короткое время можно скачать высококачественные аудиотреки, а в ближайшем магазине офисных товаров можно купить сотню чистых болванок CD-R, то процесс доставки музыки до потребителя на этом заканчивается. Пуристы, конечно же, укажут на cover art и другие плюсы "официальных" компакт-дисков, однако в большинстве случаев для большинства пользователей запись файлов на болванку является вполне приемлемым способом создания альбомов.

Аналогично почтовые службы сегодня "потеряли" миллионы клиентов, которые вместо открыток и конвертов с марками отправляют электронные сообщения. Если следовать аналогии с музыкальным бизнесом, то почтовые и телеграфные ведомства всех стран должны судиться с поставщиками услуг e-mail, цитируя резкий спад бизнеса. Судите сами - каждое отосланное сообщение электронной почты можно оценить в одну некупленную почтовую марку. Аналогия не вполне точная, поскольку есть все же такие категории отправлений, которые по электронной почте не отправишь. Важные документы и бандероли предпочтительней отправлять "оффлайном", а текстовые письма и фотографии -онлайном. В случае музыкальной индустрии цифровая экономика играет еще большую роль - нет на компакт-диске ничего такого, что нельзя было бы отправить по e-mail или выложить на сайт. Аналогично в тот день, когда доступными и повседневными станут карманные ПК и планшетные компьютеры, об опасных тенденциях заявит книжная индустрия.

Эксперименты Bon Jovi и других команд в области онлайн-дистрибуции показывают понимание этой проблемы многими музыкантами. Компакт-диск, покупаемый в магазине должен содержать что-то такое, что нельзя было бы переписать с помощью продуктов Roxio и Ahead. Билеты на концерт и автографы исполнителей нельзя выложить в сеть или скачать в KaZaa. А вот музыку - можно, был бы широкий канал.

Большие перспективы

Если до этого краткосрочной перспективой любого лейбла, представленного в RIAA (Recording Industry Association of America), были судебные процессы над сетями обмена, университетами и провайдерами, то недавний уход Хиллари Роузен с поста директора RIAA говорит о том, что приоритеты меняются. В прогнозах на 2003 год инсайдеры не скрывают пессимизма - по общим оценкам представители музыкальной индустрии ожидают очередного спада продаж компакт-дисков на 6%, что составит отсутствие платежеспособного спроса на около 40 млн. CD. Что в таком случае делать музыкальным компаниям? Один из возможных вариантов выживания в подобных условиях - это консолидация. Сегодня в долгах и незавидном финансовом положении находится концерн Vivendi, и не исключено, что к принадлежащей ему компания Universal Music Group уже присматриваются потенциальные женихи. Аналогично циркулируют слухи о возможном слиянии EMI с AOL Time Warner и подразделением Warner Music. Консолидация позволила бы уменьшить расходы на сотрудников и подвести единый маркетинговый бюджет. Противниками подобный стратегии являются правительства, в основном европейских стран, которые любые попытки слияния на рынке с пятью участниками трактуют как создание монополии. Еще один вариант развития ситуации - рост уровней защиты цифрового контента. На конференции MIDEM (на той самой, где Робби Уильямс одобрил пиратство) компания Microsoft представила музыкальной индустрии свои решения для создания защищенных компакт-дисков. Бывалые пользователи интернета, однако, знают, что подобные решения имеют тенденцию быть взломанными, и при этом даже единственный взлом даст ход появлению практически всех новых альбомов в сети обмена.

Дабы избежать различных интерпретаций пиратства обозреватель Business Week Стивен Уайльдстром предлагает музыкальным и компьютерным компаниям определиться с правами покупателя. Не все технологические компании настроены на обострение отношений с лейблами, пишет Уайльдстром. Скажем, лидеры индустрии в лице Intel и Microsoft настроены на взаимовыгодное сотрудничество, однако к введению драконовских правил использования цифровых продуктов не готовы и они. Покупатель, заплативший за диск, должен получить возможность загрузить цифровой файл на свой персональный плейер, записать на болванку во избежание потери файла.

Перемены в музыкальной индустрии должны произойти в ближайшее время. Студент одного из американских вузов недавно описал автору этой статьи ситуацию с распространением музыки в своем университете. В общежитии, в сеть которого объединено более 1000 компьютеров, студентами компьютерных дисциплин установлено несколько файл-серверов, с которых каждый студент может загрузить практически любой последний альбом. Через несколько лет на крупнейшие музыкальные рынки мира придет поколение, для которого оплата музыки будет в диковинку.

26.01.2003, Александр МОСКАЛЮК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • о вкусах не спорят! МанДонна - классная тЁтка Ж)
    радует фраза! Ж) - Приходит поколение, для которого удивительно платить за музыку....
    Написал(a): Yopt, 01/07/2003 17:28
  • Этого достаточно )
    Написал(a): Pyot, 28/01/2003 17:18
  • Pyot, практика конечно обычная, но некорректная по отношению к читателям, поэтому считаю законным по этому поводу возмутиться. Да и журналистам оно, хочется мне думать, полезнее - пусть хотя бы отдают себе отчет, что это лажа, а не искусство прятать морковки, что ушки торчат и всем все видно.
    А в чем, собственно, суть вашего вопроса? Что конкретно хотелось узнать то? :))
    Написал(a): linski, 28/01/2003 13:06
  • Какой накал страстей... Ну обычная журналистcкая практика - делать из слоненка слона. Иначе как заставишь других лоботрясов обратить внимание на свою статью.
    Может у вас, linski, что-то личное? )
    Написал(a): Pyot, 28/01/2003 11:02
Цифровая музыка - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника23/09

1994 – Первый концерт группы «Чиж и Ко»  »»

Albert AMMONS

George MATTHEWS

John COLTRANE (1926)

Mighty Joe YOUNG (1927)

Ray CHARLES (1930)

Ben E. KING (1938)

Roy BUCHANAN (1939)

Earl TURBINTON (1941)

Jeremy STEIG (1942)

Julio IGLESIAS (1943)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить