Цифровая музыка  Музыкальная индустрия переживает последние дни?

Для музыкальной индустрии 2003 год может стать знаковым - к 2004 году о лейблах будут говорить либо в прошедшем времени, либо в контексте бизнес-революций, где компаниям удается переродиться.

Наступил новый 2003 год, в котором аналитические агентства прогнозируют рост подключений к интернету и увеличение скоростей и способов подключения в странах, где уровень доступа к глобальной Сети довольно высок. Между тем, не все могут похвастаться позитивными прогнозами на предстоящие 12 месяцев. Для музыкальной индустрии 2003 год может стать знаковым - к 2004 году о лейблах будут говорить либо в прошедшем времени, либо в контексте бизнес-революций, где компаниям удается переродиться. Не все аналитики придерживаются единого мнения относительно будущего музыкальной индустрии. Так, февральский номер журнала Wired содержит статью Чарльза Манна (Charles Mann), в которой автор обсуждает планы дальнейшего существования музыкальной индустрии. Планы, предупреждает журналист, весьма неперспективные. Музыкальные компании в том виде, в котором мы их знаем сегодня, могут прекратить свое существование в ближайшее время, а точнее -уже в этом году. Мнение, безусловно, радикальное, и поверить в то, что завтра с лица планеты исчезнет индустрия с миллиардными доходами, довольно трудно. Тем не менее, многие сторонние наблюдатели и инсайдеры склоняются к мысли о том, что нынешний год может кардинальным образом изменить мир коммерческой музыки.

Status quo

Прошедший год практически ни одна музыкальная компания не может назвать успешным. Рост пиратства, как оффлайнового, так и онлайнового, заставил многие музыкальные компании к концу года сообщить о полученных убытках или же о небольшой прибыли, размеры которой заметно сократились. Продажи компакт-дисков упали на 11 процентов, а число пользователей KaZaa увеличилось на 3 процента. Если в 2000 году по всему миру было продано 785 млн. дисков, то в прошлом году Nielsen SoundScan заявил о показателе в 681 млн. Тенденции налицо.
Не принесли пока громких успехов и платные музыкальные службы.

В то же время обострились и конфликты между студиями звукозаписи и компьютерной индустрией. Мы уже неоднократно рассказывали о противостоянии этих двух отраслей, но не стоит забывать о том, что из пяти крупнейших лейблов компания Warner Music является подразделением AOL Time Warner, зарабатывающей деньги на продаже высокоскоростных подключений к интернету, BMG принадлежит немецкому концерну Bertelsmann, который стал первым и последним крупным инвестором Napster, а Sony Music является частью крупного японского кайрацу, основную роль в котором играет Sony Electronics.

Пример Sony особенно показателен. Если вся музыкальная индустрия за весь прошедший год продала продукции на 20 млрд. долларов, то только компьютерное подразделение корпорации Sony продало электроники и ПК на 42 млрд. долларов. Естественно, что при таких сравнительных объемах продаж руководство склонно видеть музыку как продукцию, способствующую продажам цифровой техники и всего лишь. Следующий крупный рынок для Sony, как пишет Wired - это мобильные телефоны со встроенным MP3-плейером. Снова-таки, объемы потенциальных продаж только для Sony превышают объемы продаж музыкальной индустрии в целом, а основным шагом к популяризации таких телефонов станет доступность качественной цифровой музыки в мобильных сетях.

Отношения музыкальной и компьютерной индустрии нельзя охарактеризовать как дружеские и открытые. Причиной тому являются разные весовые категории компьютерщиков и лейблов. Если вернуться к показателю в 20 млрд. ежегодных продаж всей музыкальной индустрией, то такой же объем доходов достигается корпорацией Microsoft всего за два-три квартала. И это только Microsoft. Не случайно Лес Вадас (Les Vadasz) из Intel Corporation сравнил открытое противостояние лейблов и компьютерных компаний с "чиреем на соответствующем органе слона".

Светлое будущее

Было бы наивно предполагать, что музыкальные компании и нанятые акционерами топ-менеджеры лениво следят за изменяющейся ситуацией. Как и положено бизнесу, руководство компаний пытается найти выход. В ближайшее время, как утверждает New York Times, под удар попадут маркетинговые и рекламные бюджеты аудиокомпаний. На сегодняшний день именно на эту статью приходится 36т процентов всех расходов, что делает ее снижение крайне заманчивым для менеджемента.

Параллельно с этим музыкальная индустрия продолжает бороться с пиратством, как в оффлайне, так и онлайне. Между тем, несмотря на падение Napster и видимые успехи RIAA и адвокатских контор в деле защиты авторских прав, онлайн-обмен цифровыми файлами продолжает процветать, и потерю покупателей многие музыкальные компании объясняют именно этим фактом.
А потери очевидны - первое полугодие прошлого года Sony Music завершила с внушительным убытком в 132 миллиона долларов, а Universal Music Group в третьем квартале прошлого года недосчиталась 89 процентов ожидаемых доходов. Warner Music для поддержания прибылей уволила 1,000 сотрудников, право на пособие по безработице также обрели 50 сотрудников BMG.

Кто виноват и что делать?

Задавшись извечными вопросами, постараемся проанализировать ситуацию, не примыкая ни к одной стороне. По сути, бизнес-модель крупных лейблов базировалась и базируется на доставке компакт-дисков заинтересованным покупателям. Все остальные подразделения студии звукозаписи, как то поиск талантов и отдел маркетинга также играют немаловажную роль, однако хлеб на стол все-таки приносит отдел по продажам компакт-дисков (ради простоты мы проигнорируем другие носители, удельный вес которых не настолько важен).

Приход интернета и глобальных коммуникаций в дома и квартиры среднестатических граждан, а также удешевление средств для производства компакт-дисков привел к тому, что потребность в посреднике между музыкантом и покупателем отпала. Если в интернете за относительно короткое время можно скачать высококачественные аудиотреки, а в ближайшем магазине офисных товаров можно купить сотню чистых болванок CD-R, то процесс доставки музыки до потребителя на этом заканчивается. Пуристы, конечно же, укажут на cover art и другие плюсы "официальных" компакт-дисков, однако в большинстве случаев для большинства пользователей запись файлов на болванку является вполне приемлемым способом создания альбомов.

Аналогично почтовые службы сегодня "потеряли" миллионы клиентов, которые вместо открыток и конвертов с марками отправляют электронные сообщения. Если следовать аналогии с музыкальным бизнесом, то почтовые и телеграфные ведомства всех стран должны судиться с поставщиками услуг e-mail, цитируя резкий спад бизнеса. Судите сами - каждое отосланное сообщение электронной почты можно оценить в одну некупленную почтовую марку. Аналогия не вполне точная, поскольку есть все же такие категории отправлений, которые по электронной почте не отправишь. Важные документы и бандероли предпочтительней отправлять "оффлайном", а текстовые письма и фотографии -онлайном. В случае музыкальной индустрии цифровая экономика играет еще большую роль - нет на компакт-диске ничего такого, что нельзя было бы отправить по e-mail или выложить на сайт. Аналогично в тот день, когда доступными и повседневными станут карманные ПК и планшетные компьютеры, об опасных тенденциях заявит книжная индустрия.

Эксперименты Bon Jovi и других команд в области онлайн-дистрибуции показывают понимание этой проблемы многими музыкантами. Компакт-диск, покупаемый в магазине должен содержать что-то такое, что нельзя было бы переписать с помощью продуктов Roxio и Ahead. Билеты на концерт и автографы исполнителей нельзя выложить в сеть или скачать в KaZaa. А вот музыку - можно, был бы широкий канал.

Большие перспективы

Если до этого краткосрочной перспективой любого лейбла, представленного в RIAA (Recording Industry Association of America), были судебные процессы над сетями обмена, университетами и провайдерами, то недавний уход Хиллари Роузен с поста директора RIAA говорит о том, что приоритеты меняются. В прогнозах на 2003 год инсайдеры не скрывают пессимизма - по общим оценкам представители музыкальной индустрии ожидают очередного спада продаж компакт-дисков на 6%, что составит отсутствие платежеспособного спроса на около 40 млн. CD. Что в таком случае делать музыкальным компаниям? Один из возможных вариантов выживания в подобных условиях - это консолидация. Сегодня в долгах и незавидном финансовом положении находится концерн Vivendi, и не исключено, что к принадлежащей ему компания Universal Music Group уже присматриваются потенциальные женихи. Аналогично циркулируют слухи о возможном слиянии EMI с AOL Time Warner и подразделением Warner Music. Консолидация позволила бы уменьшить расходы на сотрудников и подвести единый маркетинговый бюджет. Противниками подобный стратегии являются правительства, в основном европейских стран, которые любые попытки слияния на рынке с пятью участниками трактуют как создание монополии. Еще один вариант развития ситуации - рост уровней защиты цифрового контента. На конференции MIDEM (на той самой, где Робби Уильямс одобрил пиратство) компания Microsoft представила музыкальной индустрии свои решения для создания защищенных компакт-дисков. Бывалые пользователи интернета, однако, знают, что подобные решения имеют тенденцию быть взломанными, и при этом даже единственный взлом даст ход появлению практически всех новых альбомов в сети обмена.

Дабы избежать различных интерпретаций пиратства обозреватель Business Week Стивен Уайльдстром предлагает музыкальным и компьютерным компаниям определиться с правами покупателя. Не все технологические компании настроены на обострение отношений с лейблами, пишет Уайльдстром. Скажем, лидеры индустрии в лице Intel и Microsoft настроены на взаимовыгодное сотрудничество, однако к введению драконовских правил использования цифровых продуктов не готовы и они. Покупатель, заплативший за диск, должен получить возможность загрузить цифровой файл на свой персональный плейер, записать на болванку во избежание потери файла.

Перемены в музыкальной индустрии должны произойти в ближайшее время. Студент одного из американских вузов недавно описал автору этой статьи ситуацию с распространением музыки в своем университете. В общежитии, в сеть которого объединено более 1000 компьютеров, студентами компьютерных дисциплин установлено несколько файл-серверов, с которых каждый студент может загрузить практически любой последний альбом. Через несколько лет на крупнейшие музыкальные рынки мира придет поколение, для которого оплата музыки будет в диковинку.

26.01.2003, Александр МОСКАЛЮК (ЗВУКИ РУ)