АКЦИЯ  Russendisko - совсем другая история

"Русские" пластинки, изданные на Западе - это целая история. Чаще всего они становятся значительно более громким событием на брегах нашего смутного Отечества, нежели там, где их издают. Однако сегодня речь пойдет о музыкальном явлении, которое, будучи продуктом современной русскоязычной культуры, практически неизвестно в России - и весьма популярно в Германии. Зовут его Russendisko. Звуки беседуют с одним из его создателей...

"Русские" пластинки, изданные на Западе - это целая история. Чаще всего они (или сам факт их выхода) становятся значительно более громким событием на брегах нашего смутного Отечества, нежели там, где их издают. Однако сегодня речь пойдет о музыкальном явлении, которое, будучи продуктом современной русскоязычной культуры, практически неизвестно в России и весьма популярно в Германии.
Зовут его Russendisko. И если поискать материалы об этом проекте в интернете - 98 процентов из них будет на немецком. К остальным двум можно отнести пару-тройку упоминаний в прессе - а теперь и эту статью.

В конце года увидел свет "Russendisko Hits" - любопытнейший музыкальный сборник. По сути, его выход стал верхушкой айсберга субкультуры, имя которой - музыкальная пропаганда качественной русской музыки на Западе. Составители без ложной скромности считают, что "выход сборника для музыкального мира - достаточно важное событие". Но уже здесь кроются некие нюансы: посмотрев трек-лист сборника, понимаешь, что среди привычных Леприконсов, Spitfire, Вопли Вiдоплясова, Ногу Свело, Маркшейдер Кунст, Ленинград и Distemper, примерно половину сборника составляют работы групп, имена которых ничего отечественному слушателю не скажут...

Так что же такое Russendisko? - на этот вопрос лучше всего ответит один из создателей проекта, по совместительству - автор Звуков,Ru - Юрий Гуржи, постоянно проживающий в Германии и хорошо известный в музыкальных кругах Берлина:

Юрий Гуржи: - У нас не было цели отобразить этим диском новейшие достижения русских музыкантов. В Amsterdam Klezmer Band играют одни голландцы, их вообще нелегко причислить к русской музыкальной действительности, также как и берлинскую группу Рот-Фронт, поющую в основном по-венгерски. Диск называется "Russendisko Hits", и он полностью соответствует своему названию. Нам хотелось порадовать свою аудиторию, безуспешно пытавшуюся найти эту музыку в местных магазинах - и судя по первым отзывам, нам это удалось.

Звуки.Ru: - Вообще говоря, я знаю пару контор в Америке, которые пропогандируют русскую музыку - тоже преимущественно силами эмигрантов. Нельзя сказать, чтобы такие начинания были особо успешны, но диаспора их ценит. Ваша аудитория - принципиально другая?

Юрий: - О да. Наша аудитория на 80 процентов немецкая, мы не имеем никакого отношения к диаспоре, работаем в немецком клубе и не имеем даже русской версии сайта. Мой коллега Володя Каминер - популярный немецкий писатель (каждая из его книг - бестселлер), ведущий собственной телепрограммы на ТВ, с января мы вместе делаем немецкоязычную радиопередачу.

Звуки.Ru: - Не мог бы ты рассказать, как ты вообще оказался в Германии, и как появился проект Russendisko?

Юрий: - Я просто приехал сюда жить. Вернее, попробовать жить - не исключался вариант возвращения - в случае провала операции.
После продолжительной паузы в музицировании, вызванной переездом из Харькова в Германию, я по счастливой случайности познакомился с русско-немецкой группой Унтервассер (с большим удивлением констатирую, что в Звуках упоминается наш диск) - было это году в 96-ом. Унтервассер - это проект московских художников И. Дубровской и С. Воронцова, последний - басист Среднерусской Возвышености, которую я почитал с того момента, как увидел их пионером в программе Взгляд (вот большое интервью с ним).
Мы стали играть вместе (что продолжалось до конца прошлого года), и мои коллеги пригласили своего товарища Каминера отснять наш первый совместный концерт. На следующий день мы познакомились ближе, когда мы с "Унтервассер" пришли к нему домой посмотреть отснятый материал. С тех пор мы с будущим коллегой встречались все чаще, обмениваясь бесконечными кассетами и компактами из наших богатых фонотек. В какой-то момент Оля, жена Володи, предложила нам обнародовать наши сокровища - устроить вечеринку для друзей и всех потенциально заинтересоываных.
Мероприятие, концепция которого в тот момент была простой - крутим песни на русском языке, под которые можно танцевать и которые нам нравятся - решено было назвать "Russendisko" - в ГДР на жаргоне так называли дискотеки, которые согласно предписанию сверху крутили музыку в пропорции 40 процентов западной, 60 процентов - эстрада восточного блока, т.е. в принципе это словосочетание носит скорее негативную окраску. И вот 3 года назад в октябре мы провели Russendisko в первый раз - на тот момент в Тахелесе, самом большом берлинском сквоте. Реклама была минимальной - 2-3 плаката, эпизодический трэйлер на радио. Пришло человек 300-400. Мы очень удивились.

Звуки.Ru: - Что же тут удивительного?.. Диаспора в Германии вполне приличная, даже по статистике Звуков видно - вторая по величине после Штатов. К примеру, меломанов из Германии, которым интересна русская музыка, гораздо больше, чем, скажем, израильтян.

Юрий: - Нет, у нас уже тогда преобладала нерусская публика - видимо, привлеченная экзотическим плакатом.
Мы очень удивились сами, и удивили хозяев "Бургера", которые по случайности зашли на огонёк. В тот момент они своё заведение только открывали и формировали культурную программу. Бургер в ГДР 70-ых был эдаким диссидентским Сайгоном, позже как-то захирел и потерял своё значение - еще до объединения Германий... и стоял заколоченый, как будто законсервированый, таким, как был покинут, пока хозяйка, фрау Бургер, его не продала. Бургер пригласил нас к себе - устраивать RD в их стенах ежемесячно. Мы согласились - и с тех пор сохраняем ему верность вот уже три года.
С каждым разом к нам приходило все больше народу - работала устная пропаганда, появились первые статьи в прессе. Каминер опубликовал свой первый сборник рассказов, по счастливому стечению обстоятельств названый Russendisko. Книга вскоре стала бестселлером - и привлекла к нам еще больше публики. Чаще всего заинтересованые читатели приходили посмотреть на автора бестселлера в другой ипостаси - и после этого ещё не раз возвращались, проникшись музыкой.

Звуки.Ru: - С какой музыки вы тогда начинали?

Юрий: - В принципе, с той же самой. Но у меня были иллюзии, что советскую эстраду 60-ых - периода до ВИА - легко можно совместить с современной музыкой.... что оказалось ошибкой, так как они колоссально различаются по частотам, и в тех же песнях Зацепина, которые сами по себе прекрасны и аранжированы с большим вкусом - катастрофически не хватает kick в живот. Вобщем, наш формат вырабатывался со временем.
С тех пор все развивается примерно в том же духе - коллега написал ещё несколько бестселлеров, Бургер расширился, толпа на RD растет, мы стали ездить - с чтениями и диско - по городам и весям Европы, пробомбив фактически все крупные города Германии и отметившись в Австрии, Швейцарии, Голландии, Италии и Чехии. По северу Италии я ездил один, как бы с туром, и там на моих парти не было вобще ни одного русского, а итальянцы заводились и плясали с полоборота.
Как-то в Кельне нас столкнули с писателем Ником Хорнби, который тоже любит подиджеить на публике после успеха High Fidelity. Мы начинали на час раньше, и когда пришел его черед - а он работал не в подвале без света как мы, а в серьёзном зале этажом выше, - публика рассосалась..... и вернулась к нам - вся - через 15 минут, а позже и сам Хорнби пришел пожать нам руки, и слушал внимательно, присев в стороне.
Недавно в любви к нам публично - по ТВ - признались корифеи немецкого хип-хопа Fettes Brot.

Звуки.Ru: - Сильно ли изменился репертуар Russendisko за эти три года?

Юрий: - Ну, все что связано с псевдо-роком, неотвратимо исчезает. Музыка - на мой взгляд - все более живая.

Звуки.Ru: - Верно ли я понимаю, что вас в последнее время интересует т.н. "русский псевдошансон" и ска?

Юрий: - Хммм... Псевдошансон - постольку-поскольку. Очень интересует музыка, питающаяся фолк-корнями (не поворачивается язык назвать это фолк-роком).

Звуки.Ru: - Если ска и фанк на тусовках я могу еще как-то себе объяснить (это действительно в основе своей танцевальная музыка), то с чем связан твой интерес к маргинальным балладам?

Юрий: - Маргинальные баллады нас не интересуют, но часто у шансонье проскакивают в меру тацевальные грувы - что в комбинации с "душевностью" вокала может быть очень мило. В лучших проявлениях - это качественный задорный трэш.

Звуки.Ru: - Видимо, сейчас вам приходится гораздо больше внимания уделять так называемой "музыке по заявкам"? Напрягает ли вас это? Идете ли навстерчу пожеланиям трудящихся?

Юрий: - Ну нет, у нас постоянно приток новых кадров, поэтому они - к счастью - не знают на память нашего репертуара... а пожелания случаются регулярно - иногда они раздражают, и тогда не исполняются - либо - реже - помогают, когда ничего в голову не приходит.

Звуки.Ru: - Как будет распространяться диск, и планируются ли к выходу другие сборники?

Юрий: - С середины января диск появится в продаже во всех музыкальных магазинах Германии, Австрии и Швейцарии. Его продажей займется Триконт - самый старый независимый лэйбл Германии, имеющий дистрибьюцию по всей Западной Европе, в Америке и Японии.
Другие сборники тоже будут - когда у нас снова появятся силы пообщаться с деятелями русского шоу-бизнеса.

Звуки.Ru: - Ваш первый релиз носит, скорее, танцевальный характер. Между тем, как я успела заметить, в своих статьях ты отдаешь предпочтение музыке довольно сложной, тяжелой и авангардной. Чем можно объяснить такой резкий разрыв в предметах описания и продвижения?

Юрий: - Разрыва нет. Музыка, о которой я пишу по-русски, неизвестна широкой публике в России, музыка, звучащая на Russendisko, незнакома в Западной Европе.

Звуки.Ru: - Спасибо! Желаю дальнейших успехов тебе и действительно мирового успеха - проекту Russendisko!

Услышать сэмплы из композиций, вошедших в сборник "Russendisko Hits", вы можете здесь.

21.01.2003, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)