MANIC STREET PREACHERS  Forever Delayed

Историю этой группы можно разделить на два этапа, на две жизни - жизнь до и жизнь после. В промежутке между двумя жизнями одна из самых неординарных команд 90-х Manic Street Preachers впала в кому -...

Историю этой группы можно разделить на два этапа, на две жизни - жизнь до и жизнь после. В промежутке между двумя жизнями одна из самых неординарных команд 90-х Manic Street Preachers впала в кому - в 1995 году пропал без вести Ричи Джеймс (Richey James), гитарист и создатель многих песен, человек, которому группа волей-неволей обязана своей скандальной популярностью. За день до американского тура он вышел из отеля, снял со счета несколько сот фунтов, сел в автомобиль и растворился в вечности. До сегодняшнего дня эта машина - единственная ниточка, дающая хоть какую-то надежду на то, что Ричи вернется.
История гласит, что Ричи был странным, взрывным, непредсказуемым человеком, генератором безумных идей и поступков (благодаря чему - частым гостем психиатрических клиник). В свое время музыкальные журналы всего мира обошла фотография, на которой Ричи, на глазах у журналиста, усомнившегося в искренности болезненного творчества коллектива, опасной бритвой разрезал руку до кости, выведя на ней кровоточащую надпись "FREAK". Подобные выходки превратили группу в эстетствующих эпатажных некроманьяков, упивающихся болью и страданиями, приносящих себя в жертву искусству. Но эти эпитеты были применимы лишь к Ричи, - остальные музыканты явно не хотели мириться с подобной категорической оценкой их творчества. Один из участников Manic Street Preachers Ник Уайр (Nicky Wire), друживший с Джеймсом с малых лет говорил о трагедии Ричи: "У нас было слишком хорошее невинное детство: футбол, музыка, магазины "секонд-хэнд"; мы и не думали, что жизнь так сложна. Когда нам стукнуло шестнадцать, мы поняли - все не так просто, как кажется".
На волне рассвета в Британии безликой эйсид-хаусовой истерии, подобно Clash и Sex Pistols Manic Street Preachers пытались всеми силами совершить рок-н-ролльную революцию, хотя бы в мозгах своих фанатов. Их левацкие замашки, радикальные взгляды и надрывная странная музыка стали своеобразным противовесом зарождающемуся брит-попу в лице тех же Suede. Они не купались в лучах славы, но в их истории есть что-то сверхъестественное и необъяснимое, выделяющее группу на фоне целого ряда не менее достойных рок-команд последнего десятилетия.
В 1986 гитарист Джеймс Брэдфилд (James Dean Bradfield), басист Ник Уайр, ударник Шон Мур (Sean Moore) и ритм-гитарист Фликер (Flicker) сформировали группу Betty Blue. Спустя пару лет Фликер покинул проект и группа взяла себе новое название - Manic Street Preachers. Собственно, именно тогда, летом 1988, старый товарищ Уайра по университету, а по совместительству водитель группы Ричи Джеймс примкнул к троице в качестве ритм-гитариста.

Первым синглом новорожденного коллектива стал "Suicide Alley", напоминавший своим звучанием, представлявшим смесь панка и хард-рока, ранние работы Clash. Сингл получил множество положительных откликов в прессе; журналы цитировали слова Ричи - "Мы настолько далеки от всего того, что есть в 80-х, насколько это возможно".
Миньон "The New Art Riot" EP появился летом 1990, продолжением которому послужили пара синглов "Motown Junk" и "You Love Us" в начале 1991. Синглы, а также провокационные выступления на сцене, с подстрекательскими надписями на майках вызвали волнения в журналистских рядах. Именно все журналы облетело фото Ричи с разрезанной кровоточащей рукой. После этого группе Sony незамедлительно предложила контракт на запись пластинки. Многие критики расценили выходку Джеймса как сильный рекламный трюк, но последующие несколько лет убедили их в том, что все они крупно заблуждались. Ричи и вправду оказался настоящим маньяком.
Превый релиз на Sony "Stay Beautiful" вошел в British Top 40 в конце лета 1991, переизданный в следующем году "You Love Us" вошел уже в Top 20. В феврале 1992 вышел долгожданный дебютный альбом "Generation Terrorists" - одна из самых знаменитых записей группы. Глэмовое звучание, отнюдь не оптимистические тексты, мрачная философия привлекли к себе внимание множества молодых "маньякоманов" с неоформившейся психикой и с суицидальными наклонностями. Группа заявила, что после дебютного альбома они самораспускаются, но осенний релиз сингла "Suicide Is Painless (Theme from 'MASH')", достигшего 7-го места в чартах, показал, что шоу продолжается. За группой прочно укрепилась скандальная дурная слава, причем британская пресса раздувала слухи о общем психическом нездоровье коллектива, медленно загоняя группу в угол, и делая из музыкантов "камикадзе от искусства". Они были причислены к алкоголикам и декадентам, ожидающим конца света и призывающим его в своих песнях.
Появившийся летом 1993 более ровный и мэйнстримовый альбом "Gold Against the Soul" имел достаточно спорную критику. Ник пытался всячески отгородиться от самоистязающего имиджа, в то время как у Ричи возникли настоящие проблемы. Постоянные, депрессии на почве алкоголизма и анорексии, нервные срывы превращали его в серьезно больного человека. На одном из концертов в Таиланде он исполосовал себе всю грудь ножом, который дал ему один из фанатов. В начале 1994 Ричи Джеймс был помещен в частную психиатрическую клинику, и группа была вынуждена дать часть концертов как трио. После возвращения Ричи из больницы группа выпустила третий альбом "The Holy Bible". Пластинка своим холодным звучанием вызвала противоречивую критику, но обвинения в адрес Manic Street Preachers поутихли. Репутация группы была в некотором роде восстановлена - Ричи снова играл в группе и даже давал интервью газетам, но все участники коллектива понимали, что с Ричи не все порядке: после выхода из больницы это был уже абсолютно другой человек.
1-го февраля 1995 года вышел из гостиницы, сел в автомобиль и исчез, оставив свой паспорт и кредитки. Спустя неделю он был объявлен в розыск, а его автомобиль был обнаружен в пригороде Бристоля в районе моста Severen Bridge, имевшего дурную славу моста самоубийц. Тем же летом полиция сделала заявление, относительно того, что Ричи Джеймса скорее всего нет в живых.

Убитые и раздавленные потерей Ричи, спустя некоторое время музыканты все же сделали официальное заявление о продолжении карьеры в качестве трио: "У нас больше никогда не будет второго гитариста. Место Ричи до конца нашей карьеры будет свободно".
В декабре 1995 Manic Street Preachers выступили на Уэмбли в одной связке с Stone Roses. Группа выглядела мрачнее тучи; Ник Уайр заявил, что некоторые из песен, написанные Ричи поклонники никогда не услышат. Гнев фанатов Ричи, протестовавших против продолжения группой карьеры, обрушился на остальных музыкантов. После трагедии они долго не могли прийти в себя, но, смирившись с судьбой, Manic Street Preachers выпустили альбом "Everything Must Go", которому предшествовал сингл "A Design for Life", посвященный кризису пролетарской культуры, занявший второе место в чартах. Пластинка стала самой зрелой и искренней за всю историю группы, даже самые отъявленные ненавистники творчества группы были вынуждены с этим смириться. Manic Street Preachers превратились в настоящих суперзвезд британского рока. Самые авторитетные издания назвали "Everything Must Go" альбомом года. Многие старые поклонники группы и "культа Ричи" так и не смогли смириться с растущим консерваторским имиджем группы, ноб не смотря ни на что, альбом получил свой заслуженный мультиплатиновый статус.
В 1996 вышел альбом "Everything Must Go", все композиции с которого, так или иначе были посвящены Ричи. Его успех не был выражен в тиражах подобных предыдущей пластинке, но слава Manic Street Preachers продолжала расти по всему миру, за исключением, может быть, Штатов. Вслед за запоздалым релизом "Everything Must Go" в Америке последовал тур вместе с Oasis, но из-за разногласий между братьями Галлахерами весь тур был практически отменен. Музыканты Manic Street Preachers вернулись домой, продолжив гастроли на родине и заработав к концу года группа целую порцию всевозможных музыкальных наград.
В августе 1998 свет увидел "This Is My Truth, Tell Me Yours", ставший очередным успешным релизом как в родной Британии, так и в Европе и Азии. Америка в очередной раз не проявила должного интереса к группе, лишь после очередного получения альбомом Manics мультиплатинового статуса и множества британских музыкальных наград американские лэйблы повернулись лицом к Уайру и компании.
Выпуск группой в 1998 альбомов "This is My Truth, Tell Me Yours" с супер-хитом " If You Tolerate This Your Children Will Be Next" и в 2001 "Know Your Enemy" в очередной раз подтвердил творческий потенциал одной самых интересных и неординарных команд последнего десятилетия.
Представленный вашему вниманию диск "Forever Delayed" - ни что иное, как история Manic Street Preachers, оформленная в виде учебника по исории группы. На треках живут грусть и печаль, нервозность и страдания, протест и крик души, спокойствие и умиротворение, постоянная загадка и суровая правда жизни, нет только одного - радости и хоть какого либо намека на веселье.
"Я часто смотрю свой альбом с фотографиями, сделанными на моей свадьбе, - сказал в свое время Ник. - Там есть одна общая фотография с Ричи, улыбающимся радостно и счастливо, и я думаю - неужели мы больше никогда не увидим этой улыбки? Именно ради нее мы и продолжаем играть. Ричи, где бы он ни был, наверняка поймет меня".

В статье использовались материалы Макса Шабалина.

19.01.2003, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)