David BOWIE  Существуете ли вы, мистер Джонс?

Становится ли сам собой Дэвид Боуи, когда ему не надо никого играть? Когда ему не надо никого играть? И существует ли он вообще, когда становится сам собой?

Каждый миг ты играешь новую роль. Каждый твой собеседник - зритель. Не исчезаешь ли ты, когда остаешься наедине с собой? - вопрошает актрису, героиню романа С. Моэма "Театр", ее сын. Да, вопрос из серии проклятых.
Становится ли сам собой Дэвид Боуи, когда ему не надо никого играть? Когда ему не надо никого играть? И существует ли он вообще, когда становится сам собой?

Дэвид Роберт Джонс появился на свет 8 января 1947 года. Общее свойство Козерогов - добиваться самой смутно представляемой цели самым окольным путем. Выражение "через задницу гланды автогеном удалять" - это про них. Вместе с тем, многие Козероги порой вносят разлад во многие социальные институты, когда всего лишь начинают честно играть по правилам, этими институтами установленными, но никем внутри них почему-то не соблюдаемыми.
В молодости Дэвид примкнул к сообществу стиляг-модернистов (модов). Тусовка эта в то время уже перевалила через момент своего расцвета и медленно, но верно вырождалась в клубные посиделки и гонки на мотороллерах. Дэвид же по старинке "предпочитал художественные галереи, музеи, театры, и все такое. Нет, раз или два в неделю я обязательно отмечался в клубах. Но по тем временам это считалось очень редко..."
Cейчас не меньше, чем музыкальным творчеством, Боуи увлекается живописью. Во время своих последних европейских гастролей он написал 150 картин и провел в Вене выставку своих новых работ. Но, как это ни странно, певец плохо переносит запах красок, поэтому постоянно ищет им заменитель. Так, например, в Вене он встретился с австралийским художником Германом Нитцшем, который написал несколько картин кровью животных.
Другая подробность из его жизни связана с тем, что Боуи видит только одним глазом. Будущий артист получил травму в школьной драке, в результате чего один его глаз ослеп. Тем не менее впоследствии певец от этого в какой-то степени выиграл, поскольку физический недостаток помог ему сформировать свой артистический облик.

Первый саксофон Дэвид получил в подарок от родителей. Первую группу основал еще в 1963 году. Впрочем, имея весьма расплывчатое представление о своих целях, Дэвид некоторое время еще и метался между работой дизайнером в рекламном агентстве, изучением азов буддизма и выступлениями в театре пантомимы. К концу десятилетия, став относительно заметной фигурой в ангеграундных кругах, Дэвид сменил фамилию, дабе его не путали с одним из участников американского бой-бэнда Monkees. Он стал Дэвидом Боуи (David Bowie) в честь марки армейского ножа, он записал первую по-настоящему хитовую песню "Space Oddity", он сменил с тех пор несчетное количество масок, и почти никогда не оглядывался назад. Ну, разве что в гневе, и то редко.
"После смерти отца я на протяжении нескольких недель не испытывал никаких чувств: меня словно бы отключили от внешнего мира. А потом случилась странная вещь: вышел сингл, и у меня появился первый хит. Так нелепо началось первое действие гигантской трагикомедии".

Есть теория, согласно которой каждый новый сборошеный актером образ отправляется гулять по миру призраком, бесхозной синтетической душой-гомункулом. Сколько же таких привидений тянется за Дэвидом через всю его биографию? А ведь все это довольно устойчивые фантомы - если учесть, что Боуи не только воплощал на сцене и в песнях, но и лично выпестовал в глубинах души и рассудка каждый из этих образов. "Я всегда от чего-то убегал, - рассказывает артист, - Если была хоть какая-то вероятность того, что я могу достичь быстрого успеха, я делал шаг назад. Я боялся того, что меня могут заставить идти не в том направлении. Я никогда не хотел быть просто музыкантом. Я хотел быть чем-то большим..."
Да и как не оставить старый образ, если он чего доброго, вступит в конфронтацию с новым? Ведь противоборствующие концепции одного автора - это не выдумка. Не почувствовавть "перекошенности полей напряжения", не услышать конфликта в исполнении Дэвидом Боуи периода "Scary Monsters" песни "The Man Who Sold The World" может лишь чертовски бесчувственный болван.
"Я использую себя, как холст и пытаюсь нарисовать на себе правду о нашем времени", - говорит Боуи. Иногда выходит жутковато - вроде видео к той же "Look Back In Anger", где в одном персонаже совмещаются трагизм и фарс, Дориан Грей со своим портретом и анекдотический пьяница, бреющий зеркало. Правда о нашем времени частенько оказывается столь абсурдна. И не побояться сказать миру об этом - уже само по себе подвиг. А уж нарисовать эдакую мерзость на себе... брр! Однако, порой это необходимо, если не хочешь, подобно герою Набокова из "Приглашения На Казнь" плыть по течению и в итоге оказаться, благодаря абсурду повседневной жизни, между плахой и топором.

Знаменитые "фантастические" образы и альбомы Боуи надолго стали его визитной карточкой, начиная с пластинки "Космическая странность" ("Space Oddity"), которая стала первой в длинном ряду его хитов. Она посвящена астронавту майору Тому, который неожиданно испугался надвигающейся на него земной славы. Боуи сопроводил эту историю целым рядом авангардных сценических приемов. Эта его композиция имела невероятный успех. Он делал на сцене нечто совершенно непостижимое, к тому же был необычайно артистичен и сексуален. Его занятия пантомимой и пластикой помогли артисту сформировать странный, эстетский образ мима, паяца новой эры. Певец уже давно понял привлекательность космической темы, которую длительное время и разрабатывал. А чтобы вызвать еще больший ажиотаж вокруг своего имени, он шокировал публику своими признаниями о внутреннем родстве с образом инопланетянина Зигги Стардаста.

Многое из того, что Боуи некогда совершил легко и играючи, после чего пошел дальше, стало сейчас модным. Полный альбом чужих песен, выпущенный не до, а после нескольких оригинальных программ и намеренно демонстрирующий мелодические корни музыканта? Боуи одним из первых сделал это на альбоме собранной им в начале 70-х шок-роковой группы Spiders From Mars "Pin-Ups". "Я - игрушка в руках судьбы, а следовательно, и сам имею полное право экспериментировать со своим материальным окружением".
Так безумно с чужим материалом не обходился никто - ни до, ни после. Metallica на "Garage Inc." просто подобрала для исполнения наиболее близкие себе по духу вещи, сделав аранжировки некоторых чуть менее дилетантскими. Helloween на "Metal Jukebox" лишь адаптировали песни ABBA и того же Боуи под свой моментально узнаваемый стиль. Blind Guardian на "Forgotten Tales" вообще утонули в сессионных музыкантах - с такой помощью и страус бы взлетел. Боуи же в поисках истинных очертаний представленных на альбоме вещей ("Shapes Of Things") едва ли не теряет себя самого. Упомянутая песня Yardbirds становится здесь отрывком какой-то гротесковой оперы из потустороннего мира. Некоторая неопределенность, лишь пунктиром намеченная в прямолинейных рок-номерах The Who "I Can't Explain" и "Anyway, Anihow, Anywhere", в исполнении Боуи разрастается до состояния тягучих непролазных бредовых трясин. В почти такой же липкий кошмар превращается и "оттяг" классических рок-н-роллов "Every Things Alright" или "Don't Bring Me Down".

Почему-то в альбом не вошла кавер-версия хита Rolling Stones "Let Spend The Night Together Now". Если у роллингов общественность смущал сам смысл в общем-то вполне здорового призыва в рефрене, то у Боуи кричащей непристойностью отдает каждая нота, и вся песня звучит приглашением на какую-то масштабную оргию с массой извращений. "По-моему, творчество, которое не шокирует, начисто лишено всякого смысла. Мои эксперименты не всегда приятны; некоторые из них мне самому кажутся оскорбительными, подчас опасными..."

Масштабный флирт семидесятников с новой волной коснулся и Дэвида. Но как-то странно коснулся. В 1975 году Боуи записал пластинку под названием "Fame", которая ознаменовала переход певца к стилю соул (негритянской духовной музыке). Она вошла в многочисленные хит-парады, и уже на ее основе в Берлине Боуи сделал альбом, аранжировав свои мелодии средствами электронной музыки. Итогом этих поисков стал диск "Low", 1977).
Все восьмидесятые Боуи не столько старался адаптировать свои творения под новый стиль, сколько выжимал из новой волны все, что можно, пытая удачу с фанатизмом средневекового инквизитора. В эти годы именно его песни благодаря гарантированным заусенцам, шероховатостям и прорехам звучали наименее стерильно. "В 1983 году Боуи записал "Let's Dance" - он получился полностью танцевальным", - пишут, бездумно повторяя друг друга, рок-энциклопедии. Интересно, кто-нибудь из авторов подобных строк пытался что-нибудь сплясать под заглавную песню? Нет, строевая маршировка в этом ритме была бы просто идеальна, но...

С конца 60-х и по сей день в песнях Дэвида не изменилось лишь одно - некая некомфортность, какой-нибудь диссонирующий элемент, своего рода "камешек в ботинке". Это касается и рафинированных эстрадных номеров 60-х вроде древней "Love You Till Tuesday", и лощеных вроде бы поп-хитов 80-х наподобие "Modern Love". А из песни "John I'm Only Dancing", которую исполняли в 1972 году Spiders From Mars, вполне мог получиться отличный, в духе времени, буги-хит не хуже "Blockbuster" Sweet. С одной стороны, Боуи предпочел сотворить нечто взвинченное, режущее ухо, полное захлебывающихся саксофонов и гитар, да еще с какими-то непотребными зелеными танцорами в паутине на видео. С другой стороны, где сейчас Sweet, а где Боуи? Он не стал заложником ни одной из своих старых песен. И может довести до ума любую из них - причем в любом из предпочитаемых в данный момент направлений и когда захочет. Как и многие из взявших себе в те годы псевдоним, Дэвид Джонс, все больше времени в последние годы проводящий на родине лучших армейских ножей, в известной степени свободен от своего alter ego.
"Песни Дэвида Боуи не принадлежат мне - я лишь выпускаю их через себя в этот мир. Потом слушаю и поражаюсь: их автор, кто бы он ни был, по крайней мере испытывал сильные чувства! Мне таких познать не дано..."

17.01.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
David BOWIE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 8 января 1947
Место рождения: Brixton
Релизы:
2003 Reality
2002 Heathen
1995 Santa Monica '72

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%