ЗВУКИ РУ  2003 год: Run Like Hell

Предположить, что следующий год для отечественной музыкальной промышленности будет намного спокойней предыдущего, рискнет лишь самый стойкий оптимист. То есть оптимист со стойкими отклонениями в психике, - убежден Дмитрий Бебенин...

Предположить, что следующий год для отечественной музыкальной промышленности будет намного спокойней предыдущего, рискнет лишь самый стойкий оптимист. То есть оптимист со стойкими отклонениями в психике. Ибо стальная колесница Кали-Юги продолжает набирать ход. Нет, Земля не катится в пропасть - она всего лишь проносится сквозь этакий отравленный пояс, пересекает помрачающее рассудок каждого из живущих космическое течение. По выходу из него выживут самые стойкие. Но - явно не оптимисты.
Все в мире происходит волнами. Помрачение рассудка - тоже. Слыхали о психических эпидемиях, сводящих мотивацию человеческих поступков к прямолинейному "все побежали - и я побежал"? Папа дяди Федора (не Чистякова) оказался не прав: с ума теперь сходят такими же дружными коллективами, как и во время эпидемии гриппа. Возможно, что в следующем году нас ожидает окончание нескольких психических эпидемий. И не столько, увы, потому, что заболевшие вдруг прозреют, сколько потому, что хворь выкосит всех (или почти всех) предрасположенных к ней.

  • Экспансия "классических мюзиклов" на российскую театральную сцену закончится, только когда закончатся и сами мюзиклы. Правда, их продолжают писать. Эту заразу не смог остановить даже удар террористов по "Норд-Осту".
    Остается лишь надежда на то, что примерно к середине следующего года у потенциальных зрителей начнется банальная реакция отторжения и выработается иммунитет. И именно в этот момент небезызвестному ВИА Несчастный Случай следует выпустить полную версию своего "Дня Радио". Возможно, на видеокассете. Парадокс, но эта самая интересная потенциально музыкально-театральная постановка сезона до сих пор не получила должного резонанса. Стоит полюбоваться - радиомагнат Михаил Козырев играет издевательскую пародию на самого себя! Выпущенный недавно "саундтрек" спектакля, в котором группа не оставляет камня на камне от сиротских бой-бэндов, панков выходного дня, авторской песни, "сексплуатации", ню-металла, жлоб-рока и блатняка, к сожалению (или к счастью) пока что нельзя назвать полноценным релизом. Репризы между песнями не только не дают особого предствления о сюжете, но и сами по себе производят впечатление не слишком удачно подобранных. Да и некоторые шутки - как сюжетные, так и музыкальные - местами подзатянуты. Однако еще не поздно. И у музыкантов, и у актеров есть время на то, чтобы несколько "подтянуть" свое пока что сыроватое, но весьма перспективное творение, и одним решительным ударом закрыть безумную эпоху опереточного ревизионизма.

  • Закончится и другая эпидемия. Эпидемия саморазрушения творческих союзов. Музыкальные коллективы, где больше одного "сингера-сонграйтера-вокалиста", на нашей сцене и так сравнительно редки, а в последнее время, когда выяснилось, что гарантированно продать свои творения сложившемуся кругу особо преданных фанатов можно под любым соусом, эта зараза косит даже те группы, в которых творческое ядро не предполагалось изначально, но со временем выкристализовалось в муках и тяжком труде. И вот эти кристалы раскалываются - один за другим.
    Сперва неизменный с первого альбома и 1985 года костяк Арии - Валерий Кипелов и Владимир Холстинин - мучительно распиливал группу пополам. Потом, сразу после выхода "Единочества", на удивление стабильный с конца 80-х состав ДДТ покинул ради сольного творчества гитарист и басист Вадим Курылев. Не успела публика очухаться, как развалился тот самый дуэт гитары и скрипки, который носил имя Ночные Снайперы еще задолго до образования одноименной группы. Группа, стало быть продолжит существование, но дуэта больше не будет. На этом фоне выпуск сплиновским флейтистом сольного альбома выглядит тревожным симптомом: в какой-то момент начало казаться, что Ян вот-вот станет вторым в группе человеком после А. Васильева, и эти двое начнут сочинять песни вместе и петь на два голоса. Не сложилось. Жаль.
    Тревожно. Кто у нас еще остался из не "однорыльных" составов? Из стариков - Чайф да Машина Времени, да и та похудевшая на одну творческую единицу и периодически "бродящая" не больно-то отличающимися по стилю от своего основного направления сольниками Макаревича и Маргулиса. Из нового поколения - Би-2 да Король И Шут. Ну что ж - остается надеяться, что хотя бы эти выживут. Как самые умные (или хотя бы самые сильные).

  • Третья эпидемия только начнется. И это будет экспансия наших поп-артистов на мировой музыкальный рынок. Не вялотекущий уже лет десять выпуск нашими экстремальными командами малобюджетных релизов на независимых фирмах, а настоящее вторжение.
    Пример Алсу и t.A.T.u. вдохновит многих. Правда, после надлежащей переоценки ценностей. А это уже - удел избранных, и лишенных предрассудков людей. К примеру тот, кто считает, что коряги-манекенщицы - идеал женской красоты лишь потому, что их портреты помещают на обложки, шансов не имеет. Постигший же, что если такие... цезура-запятая-цензура-запятая-цензура... то он - и подавно всех сделает - только такой сумасшедший нахал и может рассчитывать на свой бокал шампанского.

  • Процесс сей будет сопровождаться двумя побочными эффектами.
    Во-первых, как это ни парадоксально, но некоторые из вышедших на международный уровень артистов принципиально откажутся переводить свои творения на "международный английский". Расчет на самом деле простой: даже такие средние в общем-то музыканты, как Rammstein, смогли заинтересовать своими немецкоязычными песнями весь мир, и это было отнюдь не однодневное поветрие. Кроме того, говорящих по-немецки людей в мире, как ни крути, все-таки больше, нежели знающих финский и шведский. Кто будет здесь первым? Точно сказать трудно, но видимо, тот, кому просто будет в лом возиться с переводами. Иногда даже лень - двигатель прогресса. Обезьяна стала человеком, когда взяла в лапы палку, дабы сшибить банан, за которым было западло карабкаться. И уже за этим героем-лентяем потянутся пропадающие по клубам исполнители этнических баллад, rockabilly и power-metal, до сих пор почему-то уверенные в том, что пение по-английски само по себе делает их музыку более "фирменной".

  • Другим побочным эффектом этого прорыва будет затяжной конфликт артистической братии с родным налоговым законодательством. Уже сейчас попытки избегнуть оного выглядят не слишком убедительно: чуть ли не каждая рекорд-компания в стране стала частью какого-нибудь международного гиганта звукозаписывающей индустрии, всякого приезжающего к нам на гастроли музыканта терзают вопросами о проблемах борьбы с пиратством, родные поп-звезды соревнуются друг с другом на европейских смотрах песни и пляски от MTV по итогам продаж своих альбомов и синглов... И любая наша звезда по-прежнему считает своим долгом напомнить в интервью, что ни копейки с продаж дисков не получает, и вообще, живет в нищете. Сомнительно, что все эти международного масштабы гиганты, диктуя нашему брату свои условия, не выполняют единственного своего: принятой во всем мире системы выплат по контрактам. Так что, готовьтесь - грядет буря.

  • А вот серия показушных скандалов с пиратами пойдет на убыль. Да, проблема остается, но в не в Центральной России, а преимущественно в регионах. В Москве и Питере число дистрибьюторов контрафакта явно идет на спад. После тщательного прочесывания лотков главного рассадника варезной продукции, именуемого Горбушкой, автору этих строк удалось обнаружить лишь одну явную подделку - удешевленное издание альбома "Еще Раз О Черте" Запрещенных Барабанщиков. Альбома, содержащего главным образом перепевки старых эстрадных хитов и дврово-блатных песен. Диагноз ясен. В конце концов, пиратские перепечатки оригинальных релизов. Так что ход - за производителями законного товара. Как только обложки некоторых лицензионных компактов перестанут напоминать своим качеством варезные аналоги, и лишатся окорбляющих потребителя дискриминационных надпечаток вроде "не для продажи в Москве" - ситуация перестанет выходить из-под контроля. Первыми эту нехитрую истину осознали сравнительно молодые SPV. Кто следующий?

    Так что кое-какие позитивные сдвиги в грядущем году все же произойдут. Но - только в том случае, если решившиеся на них герои не сломаются на полдороге. Не шарахнутся прочь от стальной колесницы, не позволят себя одурманить отравленному поясу и живыми выбегут из клокочущих бездн ада.

  • 30.12.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)