СБОРНИК  Нашествие. Шаг двенадцатый

В 12-м выпуске "Нашествия" собран в основном относительно мягкий, поп-роковый материал. Скорее всего, это означает, что Михаил Козырев готовится отпраздновать свою любимую цифру "13", дав простор в...

В 12-м выпуске "Нашествия" собран в основном относительно мягкий, поп-роковый материал. Скорее всего, это означает, что Михаил Козырев готовится отпраздновать свою любимую цифру "13", дав простор в следующем сборнике всяческому панку, альтернативе, тяжеляку и прочей безысходности.
Настоящих звезд национального масштаба здесь три. И все они представили на диске далеко не лучшие свои песни. Поэтому интересно поговорить, прежде всего, о песнях молодых групп - тех, что, по терминологии составителей, "НА ШАг впереди".
Пресловутый формат "Нашего радио" стал вещью самоподдерживающейся: все время появляется масса похожих друг на друга групп, которые по уровню все-таки далеки от лучших представителей жанра. Общее впечатление - большинство новых команд пока собственного лица не имеют, и отдельного разговора вряд ли заслуживают. Как курьезы можно отметить разве что стопроцентно попсовую песню "За три звезды" группы Москва-Луна, практически целиком состоящую из повтора вынесенной в заголовок фразы, и "Проливным дождем" группы Саломея, которая является еще одной местной вариацией на тему "american soul", вроде творчества певицы Арианы.
Много раз в текстах песен упоминается курение и все, что с ним связано. В весьма достойной вещи "Открытый космос" группы Нечто "дни летят, как сигареты". Бывает и хуже - вот у группы Лезвие "весь мир в сигарету скручен". Вася В. просто сообщает, что он ищет окурок, когда нет сигарет. А у группы Звери присутствует всего лишь "щелчок зажигалки" - но звучит он так же многозначительно, как взводимый курок. Потому что песня эта - провинциальный романс с таким вот либретто: "Она такая: да, вот... Нам нужно с тобой расстаться, все дела. Я говорю: а чё такое? Ну, не хочу тебе рассказывать... Ну я такой сразу: ну ладно, говорю, я поехал. (...) И она говорит: ну, ты многого не знаешь, там... Я тебя обманывала все время. Когда, говорит, ты уезжал, я еще с двумя крутила, там, роман, встречалась..."
Эта разговорная вставка в середине слушается неожиданно глубоко и свежо. Даже непонятно становится: что для чего? Эта вставка - для эффекта песни, или, наоборот, песня - для восприятия предельно натуралистичного монолога? Экстремальный надрыв в припеве кажется отчасти карикатурным, особенно в обрамлении бойких клавишных. Оказывается, пацанская тематика актуальна не только для шансона или рэпа. Ее можно попытаться выразить и в начисто лишенном музыкальной оригинальности варианте поп-рока. Сейчас "Звери" балансируют на грани: с одной стороны - соблазн коммерческой эксплуатации найденных "уличных" фишек, с другой - возможность настоящего художественного вскрытия заявленной темы. Куда они двинутся дальше - большой вопрос.
Кстати, название песни, кажется, на диске указано неверно. Во всяком случае, в теле- и радиоэфире под названием "Такая сильная любовь" звучит совсем другая песня "Зверей". А в этой припев начинается с фразы "любовь зарядила дожди, пистолеты..."
А вот у Партизанского радио пистолет (тот же самый?) уже возведен в ранг бойфренда героини. Видимо, как следствие - настоящий женский рок-вокал, мощный, низкий, на расщепленных связках. Нестандартная (особенно по нынешним временам) ритм-секция. Лиричная, мелодически выразительная гитара. К третьему-четвертому прослушиванию созревает ощущение, что песня эта - раскрученный хит, который слышал уже десятки раз. Это - явно не "русский рок". Это рок - настоящий, будто бы только что изобретенный, будто заново родившийся. Если России суждено иметь свою инкарнацию того тренда, который на Западе представлен White Stripes, Strokes и т.п. - она, вероятно, будет именно такой, как "Партизанское радио". "Пистолет" - очень красивая и выразительная песня, и по образам, и по мелодике, и по исполнению. Будем надеяться, что это - самое многообещающее открытие сборника.
Бони Нем и Кирпичи к молодежи не отнесешь; к звездам, впрочем, тоже - разве что с натяжкой. Кирилл Немоляев выдает очередной как-бы-кавер - глумливую и артистичную версию песни "Только этого мало" (стихи Арс. Тарковского, музыка В.Матецкого, аранжировка Rammstein...) Немоляев - настоящий артист. Оригинального жанра. Эксцентрик и пародист. Песня - как анекдот. Раз-другой послушать - очень прикольно. Больше - становится скучно.
Очень выразительна песня "Кирпичей" "Джедаи". Запоминается; больше того, врезается в мозги очень плотно. Слушатель получает полное представление о том мире, в котором живет Вася В. В этой песне - как и во всем новом альбоме группы - Вася преподнес себя очень ярко и рельефно. Что же выражает эта песня? Полную замкнутость на себе, отважном неудачнике. Хорошо артикулированную обиду на весь мир. А особенно - на музыкальную индустрию. Вот ведь гады - не признают гения! (Признают, признают, конечно, это просто имидж такой...) В отместку непризнанный гений и дальше будет умным, но плохим и злым мальчиком. То есть назло бабушке отморозит уши.
Определенный интерес представляют Враги и Палата Люкс. Первые представлены на сборнике стильной композицией "Танго". Напряженное и колкое звучание, много баса, скрипучая перкуссия... Вокал тоже звучит напряженно, но так, будто вокалист не очень уверен в себе, и интонировать с той же уверенностью, которая есть в аранжировке, не решается. Собственного голоса у группы пока нет - скорее, наблюдается какой-то калейдоскоп интонационных влияний: от Иван Кайф до Кортнева. Имея темой песни оголтелую стервозность ("Дура"), невольно ждешь чего-нибудь типа Восьмой марты. А от "Палаты люкс" получаешь, как ни странно, типичные, очень знакомые интонации и вокальные приемы: именно так поют все вокалистки, имеющие за плечами традиционную эстрадно-джазовую школу. По духу напоминает стебные песенки Несчастного случая - разве что более шумно и по стилю ближе к ска.
В эпиграфе к диску Козырев говорит: "Какие-то вещи обречены стать хитами, какие-то забудутся". Мы пока скажем скромно: в "Шаге 12" определенно есть несколько интересных песен. А насчет хитов - к Козыреву.

22.12.2002, ALEF (ЗВУКИ РУ)