АКЦИЯ  Jazz.ru - импровиз длиной в 5 лет

Джазовая музыка у нас в стране остается, невзирая на все выкрутасы моды, субстанцией живой, востребованной и даже развивающейся. Представляющий джаз в России сайт Jazz.Ru отпраздновал свое пятилетие...

Джазовая музыка у нас в стране остается, невзирая на все выкрутасы моды, субстанцией живой, востребованной и даже развивающейся. Как вглубь, так и вширь. Открывшаяся осенью на третьем этаже клуба "Б2" специализированная джазовая сцена "Cool Train" не пустует более двух вечеров. Основанная небезызвестным Андреем Феофановым фирма звукозаписи "Boheme Records" никогда не оставляет публику без свежих джазовых релизов. Кроме того, у поклонников этой музыки есть свое представительство в сети - JAZZ.RU, отметивший на исходе года свое пятилетие.

Как возник на просторах сети этот сайт? "Имя было свободно, - рассказывают основатели портала, - А искать переводные материалы надоело..." В результате сейчас www.jazz.ru представляет собой не только обычную "сетевую газету" с репортажами и рецензиями, но и уникальный дискуссионый клуб, где сами музыканты нередко делятся с публикой и коллегами своими облеченными в публицистическую форму идеями и размышлениями по поводу путей развития любимой музыки. Не чураются подобных занятий даже те из них, кто, будучи по натуре людьми несколько старомодными, никак не врубятся в сугубо компьютерные "фишки". Но пускай "портал" им видится чем-то монументальным, в жаргонизме "рунет" чудится "враждебное слово отрицанья", а выражение "click here" звучит подобно угрозе дать щелбана - намерение донести до людей свою музыку и свои идеи, конечно же, сильнее.

Пятилетие этого занятного информационного ресурса околоджазовая общественность отмечала 15 декабря в стенах ЦДХ. Музыканты сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой. Порой один ансамбль превращался в совершенно иной после замены одного-двух "игроков". Музыки было много. Музыка была самая разная - от давно уже ставших классикой жанра сочинений Гершвина и Эллингтона до современных околоавангардных экспериментов. С последними особенно отличился ансамбль Второе Приближение. "Наша "Тарантелла" так запала в душу редактору Кириллу Мошкову, что он теперь каждый день напевает ее себе под нос", - сообщила, предваряя выступление, вокалистка. Да, похоже, теперь этот постоянно развивающийся согласно своим причудливым законам мотивчик будут мурлыкать себе под нос многие из побывавших на концерте. Так вот и рождаются настоящие шлягеры. Пускай и без единого осмысленного слова. Главное - настроение.

Интересное, хотя и несколько мрачно-мистическое звуковое полотно в восточных тонах соткал на глазах у публики известный бас-гитарист Алекс Ростоцкий. Играя исключительно на чистом звуке и выступая лишь в сопровождении трубача, он даже при таком весьма скудном выборе изобразительных средств смог создать нечто трудноназываемое, что, однако, западает в душу глубоко и поднимается из ее глубин по первому зову. Долго еще не отпустит вспоминающих выступление Ростоцкого этот суровый степной ветер...

Завершилось мероприятие несколькими энергичными композициями в исполнении бронебойного биг-бенда под управлением знаменитого и вездесущего Игоря Бутмана. Чертовски заводной сет, где нашлось место и для собственных сочинений предводителя оркестра, и для соло на всех инструментах при исполнении классического "Сент-Луис Блюза", был выше всяких похвал. "Чувство локтя" в ансамбле поразительное, а сам Бутман, успевавший и на саксофонах нескольких моделей играть, и всей своей бригадой дирижировать, как обычно, был неподражаем.

Музыка звучит. Диски выходят. Народу нравится. Даже большим оркестрам, как в старые добрые времена, есть, чем заняться. Жизнь продолжается. И джаз - тоже. Чего еще желать?

17.12.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)