Десять лет назад, когда Amorphis выпустили свой дебютный альбом, о существовании этих финнов, гордо вознесшихся над общим уровнем модного тогда у экстремалов дэт-дума, подобно сверкающей вершине айсберга над унылыми ледяными полями, впервые стало известно в мире. В полном соответствии с названием группа менялась от альбома к альбому, вызывая восторг у хэдбенгеров и неподдельный интерес у эстетов. На исходе десятилетия очередной эксперимент группы под названием "Tuonella" стал "последней каплей, переполнившей чашу" - плотину прорвало. Началось "финское вторжение". Мир приветствовал утонченный готический арт-рок Nightwish, леденяще-манерных H.I.M. и сверхтяжелый струнный квартет Apocalyptica. Но ни на секунду не забывал о том, что все это великолепие - результаты эволюции металлической суб-культуры в совершенно неожиданных направлениях.
Все это великолепие видела и Москва. Лишь те, кто стоял у истоков "финского вторжения", оставались доселе в тени. Настало время исправить это упуение. И вот на десятом году своего существования Amorphis решительно пересекли "карельский перешеек". Народному ликованию не было предела. Клуб "Авалон" тут же издал и разбросал по местам скопления металлистов рекламку-приманку примерно такого содержания: всего семь чириков с носа - и в ночь с 14 на 15 декабря каждый желающий может набухаться в обществе своих кумиров до потери пульса. За выпивку, правда, платить придется отдельно. Супермаркет "Ля-Ля Парк" традиционно вскипел на предмет того, что есть бутлег и как с ним бороться. В общем, работа нашлась для всех.

В столицу группа прибыла прямиком из Петрограда. Там ее выступление предваряли местные 10 Тонн. Ни послушать их, ни осмотреть местные достопримечательности, перни, впрочем, не успели. Назначенную на разогрев в Москве команду они, кстати говоря, тоже впервые услышали лишь на саундчеке. И кроме традиционно-сувенирных Gorky Park о нашей музыке им по-прежнему ничего не было известно.
Сет-листы московского и питерского концерта ничем не отличаются от той программы, что группа играет по Европе в целом. Вот только разные специнструменты вроде саксофона и финских гуслей группа не вывозит за пределы Финляндии: глупо таскать за собой все турне сессионщиков ради пары песен и пущей экзотики. Удивительно, но вопрос об отличаях в программе до сих пор является пунктиком для многих наших репортеров. Видимо, одним до сих пор кажется, что нашего брата в чем-то, да обделяют. А другие, напротив, все еще расчитывают на "зондер бехайнлюнг".
С момента выхода третьего альбома "Elegy" в группе запевает Паси Кошкинен, также известный по проекту Ayatara. Несмотря на то, что в старых композициях группы ему приходится петь низкие гроулинговые партии, доставшиеся по наследству от гитариста Томи Койваусори, в новых работах группы чувствуется явный отход от этих рыков белого медведя в теплую погоду. А на новом альбоме, который сейчас находится в работе, гроулинга не будет вовсе. Ну и правильно. Нафиг рычать, если умеешь петь? Для жути, что ли? Неинтересно...
Не секрет, что в отличае от многих металлистов последнего поколения Amorphis знают толк в старом добром роке. Их музыка изначально несла в себе большой психоделический заряд, полученный от Doors и Hawkwind. Вот только каверов этих легендарных команд группа на концертах не играет: "У нас столько собственных песен, успеть бы их сыграть за концерт..." Не секрет и то, что песенная лирика группы содержит массу отсылок к таким литературным памятникам, как "Калевала" и "Кантелетар". Интересно, на сколько еще альбомов хватит группе финского фольклора? На этот вопрос кто-то из музыкантов недоуменно ответил: "А почему только финского?"

Московский концерт по слежавшейся традиции открывала группа Катарсис. Поскольку последние пару лет этот коллектив появляется на разогреве у любой более-менее известной и хотя бы немножечко тяжелой западной группы, обходить вниманием его наличие более невозможно. Следует наконец разобраться с творчеством этих ребят - "раз и навсегда", как поет неожиданно случившийся в партере среди метал-хэдов простой филевский панк Чача "Крейзи".
Итак. Группа исполняет усложненный, на пределе личной виртуозности каждого из шести музыкантов, пауэр-метал с сильными псевдо-классическими амбициями. К сожалению, в единую картину их вычурные запилы, хоть убей, никак не складываются. Герметичеки запакованный в смокинг ударник вполне компетентно долбит по бочке тридцать вторыми - однако терпеть эту ковровую бомбардировку ушей на протяжении всего концерта довольно проблематично. Кроме того, сомнительно, чтобы этот прием был действительно необходим во всех песнях. Один из двух гитаристов, судя по действительно неплохой песне "Сердце Мира", владеет флейтой. На среднем уровне, конечно, но лучше бы он так на ней и играл. Глядишь, и разыгрался бы. Ибо две гитары для группы - явно ненужная роскошь. Сверкающая в лучах прожекторов гривой волос и ослепительным декольте клавишница во всех вещах кроме упомянутой с крайне героическим видом и точностью программы "cakewalk" исполняла какие-то довольно однообразные рисунки, которыми вообще-то должны ведать гитаристы. С тем же успехом она могла просто менять перед каждой песней бронзовые диски музыкальной шкатулки, разогнанной до скорости циркулярнной пилы. Прямо как у Вилли П.: "А если кроме избы и коня, то что ты вообще можешь?" Наконец, вокалист в шелковой рубахе и тяжелом плаще. Уфф... Дыхалка у парня мощная, слов нет. И петь диафрагмой, а не связками он умеет, - это факт. Однако все перечеркивают донельзя однообразные интонации - из песни в песню страдальчески-захлебывающиеся. Будто это не металл вовсе, а Лева из Би-2 с Николаем Басковым напополам соображают.
Когда-то принципиально англоязычная и свято уверенная в правильности такого подхода, группа в последнее время перешла к понятной русскому народу лирике и даже заручилась при написании двух песен поддержкой Маргариты Пушкиной. Злые языки говорят, что это - исключительно из коммерческих соображений, из летнего расчета на скорый распад Арии и намерения втиснуться в опустевшую экологичесую нишу. Не вышло. Ария воскресла, и битву можно считать заранее проигранной: "шлягерный" потенциал Катарсиса крайне мал. У них очень много металла и очень мало собственно песен. За исключением того же "Сердца Мира" вспомнить нечего. Даже соавторство Пушкиной не пошло впрок. Такой вот был разогрев.

Неудивительно, что первую же песню хедлайнеров публика восприняла, как самый настоящий отдых для ушей. Самое интересное, что музыканты не напрягали при исполнении партий ни себя, ни публику, но каждый их пассаж народ в партере встречал лесом рук, восторженными воплями и вскипанием волос на головах. Включая абсолютно не вписывающиеся в шаблоны хэви-метал растянутые приходелические соло, обильно реверберированные в духе Pink Floyd или U2 риффы, и обычную в 70-е годы, но совершенно невероятную в наши дни для клавишников спарку "хаммонд-орган - муг-синтезатор".
С самого начала вниманием публики завладел Паси. Он не принимал героических поз, не шеголял в навороченных шмотках, не подпускал оперных обертонов и не срывался на отчаянный фальцет. Он просто пел - пел так, как умеет только он. Не столь технично, кстати говоря, как предыдущий оратор. Зато диапазон его возможностей куда шире, а интонации - на порядок богаче. Задумчивые гипнотизирующие пассажи а-ля Джим Моррисон, пронзительные, резкие и железно-ледяные готические интонации, кричащий хард-роковый вокал и утробный дэтовый рык - публика получила все, что хотела и даже больше. Причем, переходя от одной манеры к другой в рамках подчас одной песни, Паси и к концу программы оставался более, чем в форме.
Оба гитариста, что интересно, работали на классических "Les Paul" с их густым низким звуком. Незаменимые в блюзе и классическом хард-роке, эти гитары не слишком популярны у металлистов последних поколений. Есть, правда, одно исключение - португальцы Moonspell, исследующие примерно ту же, что и Amorphis, область музыкальной вселенной и точно так же возвышающиеся над общим уровнем сходной музыки. В каверах Hawkwind в этот вечер и вправду, не было нужды: сотканные Эса Холопайненом невесомые психоделические полотна действовали на сознание аудитории не хуже, - а может, и лучше.
Не забывала группа и о своих тяжелых корнях. Мы услышали и "Castaway" с ее шаманскими плясками в интродукции и леденящим слайдовым соло в финале, и "In The Beginning", где музыкальные темы сменяет друг друга добрый десяток раз, а электроорган врубает похлеще любой гитары, и - совсем уже под конец шоу, после третьего выхода на бис - всенародно любимый "средневековый менуэт" "Black Winter Day".
Порой же, когда парящие в сработанных светотехниками метели и полярном сиянии музыканты исполняли что-то медленное и печалное, вроде "Tuonella", а пришедшие на концерт в черных бархатных платьях и готическом макияже барышни зачарованно пожирали глазами происходящее на сцене, стоило оглянуться на колышущийся пред сценой лес сложенных в "united" пальцев, как возникало чувство некой перекошенности происходящего. Полно, да металл ли это? Да, именно это - настоящий тяжелый металл. Живой, переливающийся, способный принять любую форму и смертельно опасный, подобно ртути. Основной рабочий материал шестерых дерзновенных алхимиков по имени Amorphis.

Итог? В очередной раз остается недоумевать по актуальному уже добрых полтора десятка лет поводу.
За каким лешим гордые рокеры с просторов нашей необъятной из кожи вон лезут и "играют на разрыв аорты" лишь для того, чтобы соответствовать каким-то там стандартам, если практически под боком, в маленькой северной Финляндии, обитают парни, сумевшие за десять лет проложить дорогу для себя и всех своих товарищей в мировую рок-культуру благодаря главным образом непохожести ни на кого, кроме себя самих?
Вопрос по-прежнему остается без ответа.

15.12.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
AMORPHIS - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Финляндия
Релизы:
2012 Circle
2003 Far From The Sun

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%