Десять лет назад, когда Amorphis выпустили свой дебютный альбом, о существовании этих финнов, гордо вознесшихся над общим уровнем модного тогда у экстремалов дэт-дума, подобно сверкающей вершине айсберга над унылыми ледяными полями, впервые стало известно в мире. В полном соответствии с названием группа менялась от альбома к альбому, вызывая восторг у хэдбенгеров и неподдельный интерес у эстетов. На исходе десятилетия очередной эксперимент группы под названием "Tuonella" стал "последней каплей, переполнившей чашу" - плотину прорвало. Началось "финское вторжение". Мир приветствовал утонченный готический арт-рок Nightwish, леденяще-манерных H.I.M. и сверхтяжелый струнный квартет Apocalyptica. Но ни на секунду не забывал о том, что все это великолепие - результаты эволюции металлической суб-культуры в совершенно неожиданных направлениях.
Все это великолепие видела и Москва. Лишь те, кто стоял у истоков "финского вторжения", оставались доселе в тени. Настало время исправить это упуение. И вот на десятом году своего существования Amorphis решительно пересекли "карельский перешеек". Народному ликованию не было предела. Клуб "Авалон" тут же издал и разбросал по местам скопления металлистов рекламку-приманку примерно такого содержания: всего семь чириков с носа - и в ночь с 14 на 15 декабря каждый желающий может набухаться в обществе своих кумиров до потери пульса. За выпивку, правда, платить придется отдельно. Супермаркет "Ля-Ля Парк" традиционно вскипел на предмет того, что есть бутлег и как с ним бороться. В общем, работа нашлась для всех.

В столицу группа прибыла прямиком из Петрограда. Там ее выступление предваряли местные 10 Тонн. Ни послушать их, ни осмотреть местные достопримечательности, перни, впрочем, не успели. Назначенную на разогрев в Москве команду они, кстати говоря, тоже впервые услышали лишь на саундчеке. И кроме традиционно-сувенирных Gorky Park о нашей музыке им по-прежнему ничего не было известно.
Сет-листы московского и питерского концерта ничем не отличаются от той программы, что группа играет по Европе в целом. Вот только разные специнструменты вроде саксофона и финских гуслей группа не вывозит за пределы Финляндии: глупо таскать за собой все турне сессионщиков ради пары песен и пущей экзотики. Удивительно, но вопрос об отличаях в программе до сих пор является пунктиком для многих наших репортеров. Видимо, одним до сих пор кажется, что нашего брата в чем-то, да обделяют. А другие, напротив, все еще расчитывают на "зондер бехайнлюнг".
С момента выхода третьего альбома "Elegy" в группе запевает Паси Кошкинен, также известный по проекту Ayatara. Несмотря на то, что в старых композициях группы ему приходится петь низкие гроулинговые партии, доставшиеся по наследству от гитариста Томи Койваусори, в новых работах группы чувствуется явный отход от этих рыков белого медведя в теплую погоду. А на новом альбоме, который сейчас находится в работе, гроулинга не будет вовсе. Ну и правильно. Нафиг рычать, если умеешь петь? Для жути, что ли? Неинтересно...
Не секрет, что в отличае от многих металлистов последнего поколения Amorphis знают толк в старом добром роке. Их музыка изначально несла в себе большой психоделический заряд, полученный от Doors и Hawkwind. Вот только каверов этих легендарных команд группа на концертах не играет: "У нас столько собственных песен, успеть бы их сыграть за концерт..." Не секрет и то, что песенная лирика группы содержит массу отсылок к таким литературным памятникам, как "Калевала" и "Кантелетар". Интересно, на сколько еще альбомов хватит группе финского фольклора? На этот вопрос кто-то из музыкантов недоуменно ответил: "А почему только финского?"

Московский концерт по слежавшейся традиции открывала группа Катарсис. Поскольку последние пару лет этот коллектив появляется на разогреве у любой более-менее известной и хотя бы немножечко тяжелой западной группы, обходить вниманием его наличие более невозможно. Следует наконец разобраться с творчеством этих ребят - "раз и навсегда", как поет неожиданно случившийся в партере среди метал-хэдов простой филевский панк Чача "Крейзи".
Итак. Группа исполняет усложненный, на пределе личной виртуозности каждого из шести музыкантов, пауэр-метал с сильными псевдо-классическими амбициями. К сожалению, в единую картину их вычурные запилы, хоть убей, никак не складываются. Герметичеки запакованный в смокинг ударник вполне компетентно долбит по бочке тридцать вторыми - однако терпеть эту ковровую бомбардировку ушей на протяжении всего концерта довольно проблематично. Кроме того, сомнительно, чтобы этот прием был действительно необходим во всех песнях. Один из двух гитаристов, судя по действительно неплохой песне "Сердце Мира", владеет флейтой. На среднем уровне, конечно, но лучше бы он так на ней и играл. Глядишь, и разыгрался бы. Ибо две гитары для группы - явно ненужная роскошь. Сверкающая в лучах прожекторов гривой волос и ослепительным декольте клавишница во всех вещах кроме упомянутой с крайне героическим видом и точностью программы "cakewalk" исполняла какие-то довольно однообразные рисунки, которыми вообще-то должны ведать гитаристы. С тем же успехом она могла просто менять перед каждой песней бронзовые диски музыкальной шкатулки, разогнанной до скорости циркулярнной пилы. Прямо как у Вилли П.: "А если кроме избы и коня, то что ты вообще можешь?" Наконец, вокалист в шелковой рубахе и тяжелом плаще. Уфф... Дыхалка у парня мощная, слов нет. И петь диафрагмой, а не связками он умеет, - это факт. Однако все перечеркивают донельзя однообразные интонации - из песни в песню страдальчески-захлебывающиеся. Будто это не металл вовсе, а Лева из Би-2 с Николаем Басковым напополам соображают.
Когда-то принципиально англоязычная и свято уверенная в правильности такого подхода, группа в последнее время перешла к понятной русскому народу лирике и даже заручилась при написании двух песен поддержкой Маргариты Пушкиной. Злые языки говорят, что это - исключительно из коммерческих соображений, из летнего расчета на скорый распад Арии и намерения втиснуться в опустевшую экологичесую нишу. Не вышло. Ария воскресла, и битву можно считать заранее проигранной: "шлягерный" потенциал Катарсиса крайне мал. У них очень много металла и очень мало собственно песен. За исключением того же "Сердца Мира" вспомнить нечего. Даже соавторство Пушкиной не пошло впрок. Такой вот был разогрев.

Неудивительно, что первую же песню хедлайнеров публика восприняла, как самый настоящий отдых для ушей. Самое интересное, что музыканты не напрягали при исполнении партий ни себя, ни публику, но каждый их пассаж народ в партере встречал лесом рук, восторженными воплями и вскипанием волос на головах. Включая абсолютно не вписывающиеся в шаблоны хэви-метал растянутые приходелические соло, обильно реверберированные в духе Pink Floyd или U2 риффы, и обычную в 70-е годы, но совершенно невероятную в наши дни для клавишников спарку "хаммонд-орган - муг-синтезатор".
С самого начала вниманием публики завладел Паси. Он не принимал героических поз, не шеголял в навороченных шмотках, не подпускал оперных обертонов и не срывался на отчаянный фальцет. Он просто пел - пел так, как умеет только он. Не столь технично, кстати говоря, как предыдущий оратор. Зато диапазон его возможностей куда шире, а интонации - на порядок богаче. Задумчивые гипнотизирующие пассажи а-ля Джим Моррисон, пронзительные, резкие и железно-ледяные готические интонации, кричащий хард-роковый вокал и утробный дэтовый рык - публика получила все, что хотела и даже больше. Причем, переходя от одной манеры к другой в рамках подчас одной песни, Паси и к концу программы оставался более, чем в форме.
Оба гитариста, что интересно, работали на классических "Les Paul" с их густым низким звуком. Незаменимые в блюзе и классическом хард-роке, эти гитары не слишком популярны у металлистов последних поколений. Есть, правда, одно исключение - португальцы Moonspell, исследующие примерно ту же, что и Amorphis, область музыкальной вселенной и точно так же возвышающиеся над общим уровнем сходной музыки. В каверах Hawkwind в этот вечер и вправду, не было нужды: сотканные Эса Холопайненом невесомые психоделические полотна действовали на сознание аудитории не хуже, - а может, и лучше.
Не забывала группа и о своих тяжелых корнях. Мы услышали и "Castaway" с ее шаманскими плясками в интродукции и леденящим слайдовым соло в финале, и "In The Beginning", где музыкальные темы сменяет друг друга добрый десяток раз, а электроорган врубает похлеще любой гитары, и - совсем уже под конец шоу, после третьего выхода на бис - всенародно любимый "средневековый менуэт" "Black Winter Day".
Порой же, когда парящие в сработанных светотехниками метели и полярном сиянии музыканты исполняли что-то медленное и печалное, вроде "Tuonella", а пришедшие на концерт в черных бархатных платьях и готическом макияже барышни зачарованно пожирали глазами происходящее на сцене, стоило оглянуться на колышущийся пред сценой лес сложенных в "united" пальцев, как возникало чувство некой перекошенности происходящего. Полно, да металл ли это? Да, именно это - настоящий тяжелый металл. Живой, переливающийся, способный принять любую форму и смертельно опасный, подобно ртути. Основной рабочий материал шестерых дерзновенных алхимиков по имени Amorphis.

Итог? В очередной раз остается недоумевать по актуальному уже добрых полтора десятка лет поводу.
За каким лешим гордые рокеры с просторов нашей необъятной из кожи вон лезут и "играют на разрыв аорты" лишь для того, чтобы соответствовать каким-то там стандартам, если практически под боком, в маленькой северной Финляндии, обитают парни, сумевшие за десять лет проложить дорогу для себя и всех своих товарищей в мировую рок-культуру благодаря главным образом непохожести ни на кого, кроме себя самих?
Вопрос по-прежнему остается без ответа.

15.12.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
AMORPHIS - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Финляндия
Релизы:
2012 Circle
2003 Far From The Sun

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Энергия момента – RED HOT CHILI PEPPERS Фли заявил, что, вопреки свежим слухам, Red Hot Chili Peppers не собираются прекращать гастроли и… »»

Я осталась без венца – ЛУНА Украинская певица Луна представила клип на новую песню "Огонек" - »»

Самовыпилился – Ed SHEERAN После появления в "Игре Престолов" Эда Ширана затравили фанаты сериала. Эд удалился из Твиттера »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Большое открытие – ЛЕНИНГРАД Ленинград дал юбилейный концерт на 47 тысяч зрителей в ходе турне "20 лет на радость". »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Джентльмены предпочитают блондинок – BLONDE REDHEAD Blonde Redhead представят свой новый релиз в обеих столицах »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

20:00 – Tele-club – КНЯZZ КНЯZZ »»

20:00 – Yotaspace (ГлавClub Москва) – CRYSTAL CASTLES CRYSTAL CASTLES »»

20:00 – Клуб RED – Good Times Good Times »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – CRYSTAL CASTLES CRYSTAL CASTLES »»

20:30 – Джаз-клуб Академический – Константин НИКОЛЬСКИЙ Константин НИКОЛЬСКИЙ »»

21:00 – Ритм Блюз Кафе – Денис МАЖУКОВ Денис МАЖУКОВ »»

21:00 – Мумий Тролль Music Bar – RACE TO SPACE RACE TO SPACE »»

21:00 – Клуб Volta – ТАНЦЫ МИНУС ТАНЦЫ МИНУС »»

Хроника21/07

1978 – В 1978 году у Боба Марли (Bob Marley) родился сын - Дэмиан (Damian Jr. Gong Marley). Сейчас Марли младший успешно занимается деятельностью музыканта и уже стал обладателем 3-х наград «Грэмми»! «Junior Gong» - прозвище Дэмиана, которое он получил от прозвища отца —…  »»

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ

Omer SIMEON

Kay STARR (1922)

Plas JOHNSON (1931)

Cat STEVENS (1947)

Robin WILLIAMS (1952)

Jim MARTIN (1961)

Charlotte GAINSBOURG (1971)

Paloma FAITH (1985)

Rebecca FERGUSON (1986)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить