QUEEN  Королевский декабрь. Обрывки зимней сказки.

Queen в декабре - это не пышный имперский бал, а лишь россыпь драгоценных камней, искрящихся чуть ярче обычных снежинок в свете уличного фонаря. Это не героическая сага, а лишь зимняя сказка...

На исходе года, когда одни из кожи вон лезут для того, чтобы хоть как-то выделить из водоворота рождественской иллюминации собственную бенгальскую свечку, другие продолжают жить как жили, и творить, как творили. Ибо почти любое дело их рук само по себе - тот "праздник, который всегда с тобой". К числу таких вот чудотворцев по праву принадлежат четыре властелина дум в мире рока и их детище по имени Queen.
Queen в декабре - это не пышный имперский бал, а лишь россыпь драгоценных камней, искрящихся чуть ярче обычных снежинок в свете уличного фонаря. Это не героическая сага, а лишь зимняя сказка - но прекрасная сказка...

10 декабря 1976 года группа выпустила-таки давно ожидавшийся альбом "A Day In The Races". Интерес к диску был по отработанной еще год назад с "Bohemian Rhapsody" методике был подогрет ротацией еще не отпрессованного сингла "Somebody To Love". Альбом быстро вошел в первую десятку британского хит-парада, а под Рождество и вовсе возглавил чарты.
Между тем мнения о новой программе группы разделились. Кто-то посчитал альбом очередным шедевром, кто-то - проходной работой, куда по недоразумению попали две-три стоящие песни. Налицо было продолжение музыкальной истории, начатой на "A Night At The Opera". Памятуя о способах раскрутки проекта и об обложке альбома, на которой была изображена еще одна вариация на тему герба группы, некоторые предположили попытку механически повторить прошлогодний успех.
С позиции дня нынешнего, "A Day In The Races" - действительно достойное продолжение "A Night At The Opera", и уже практически неотъемлемая часть "дилогии"... но его самостоятельное значение, к сожалению, примерно такое же, как у add-on'а (набора новых уровней) популярной компьютерной игры. Некоторые номера ("White Man", "Drowse") слишком уж затянуты, другим, например "Long Away" или "Teo Torriatte", недостает энергии. Вместе с тем мимо массовой публики прошли не имеющие строгой ритмической структуры чувственная баллада "You Take My Breath Away" и игриво-взрывной "The Millionaire Waltz". Что еще? Боевик "Tie Your Mother Down" ("откроенно кровавая поэзия", по мнению "Times") с тех пор открывал все концерты группы. В общем, шедевром этот альбом не был, но частью шедевра при этом оставался. Так бывает.

В декабре 1979 года Queen завершили свой "Crazy Little Tour" вырвавшись из полуподвальных клубов на оперативные просторы сцены Хаммерсмит Одеон. Это был один из серии благотворительных концертов в помощь народу Кампучии. Кроме Queen в акции, в частности, были задействованы The Who, Пол МакКартни и Роберт Плант. Все выступление группы было записано, однако на концертный сборник попала лишь песня "Now I'm Here".

8 декабря 1980 года группа выпустила свой самый странный альбом - на три четверти инструментальный саундтрек к вычурному фантастическому боевику "Flash Gordon". Это до сих пор самая непопулярная среди фанатов работа Queen. А ведь сингл с заглавной темой попал в первую десятку! Впрочем, сингловая версия была не более, чем миксом из нескольких проявлений "заглавной темы" из общего, отнюдь не песенного вокально-инструментального полотна на протяжении практически всего альбома.
"Нам хотелось сделать полный саундтрек, - рассказывал Брайан Мэй, - Во многих отношениях подобная работа выплнялась впервые, до этого ни одна рок-группа не делала ничего подобного. Нам предоставили возможность смело писать любую музыку, лишь бы она не противоречила сюжету".
Мастера перевоплощения, Queen в этой работе ушли от своего и без того калейдоскопически трансформирующегося образа настолько далеко, насколько это вообще возможно. Развернутая форма композиций, медитативные пассажи на все-таки вошедших в арсенал группы синтезаторах, песни без слов... Выскакивающие между треками ключевые фразы героев фильма превращают саундтрек в самостоятельное сюжетное произведение, адекватно воспринимающееся даже в отрыве от фильма с его манерными злодеями, крылатыми воинами, прекрасными принцессами, летающими городами и покрытыми бронзовыми украшениями звездолетами. И если сам фильм разделил участь многих глэм-лент 70-х, встав в один ряд с курьезным мюзиклом "Sgt. Pepper", где сюжет из битловских песен оживляли Bee Gees, Aerosmith, Элис Купер и Питер Фрэмптон, то альбом удачно выдержал испытание времени. Даже при недавнем переиздании фильма на DVD на обложку помещена золотая печать "Music by Queen". Своего рода знак качества.

В декабре 1985 года группа, подводя итоги очередному периоду своей творческой деятельности, выпустила подарочный набор "Complete Works", помимо всех оригинальных альбомов включавший сборник би-сайдов "Complete Vision". Последний с тех пор ни разу не переиздавался - ни в комплекте, ни отдельно. А как было бы заманчиво дополнить его теми би-сайдами, что вышли в свет после 1985 года - "A Dozen Red Roses For My Darling", "Hang On In There", "Stealin`", "Hijack My Heart", "My Life Has Been Saved", "Mad The Swine", относительно новой "Only The Good Die Young", наконец! Эта штука была бы явно посильнее первой части "Garage Inc" от Metallica!

На исходе 1986 года британские хит-парады возглавила фиксация итогов последнего крупного турне Queen - концертный альбом "Live Magic". Этот сборник концертных записей с Уэмбли, из Ньюпорта и Будапешта порадовал одних поклонников группы и разочаровал других. Манера группы выносить на сцену сокращенные варианты своих старых песен, проявившая себя еще во время турне в поддержку "Works" (помните этот жалкий огрызок великолепной "Liar" или попури из "Keep Yourself Alive" и "Seven Seas Of Rhye" на видео из Рио-Де-Жанейро?), продолжала многих раздражать. В то же время Роджер Тейлор, исполняющий, не вылезая из-за барабанов ту вокальную партию из "Under Pressure", что ранее принадлежала Дэвиду Боуи, был на этой записи крут, как никогда. Интересно, что в некоторых изданиях альбома из "Bohemian Rhapsody" была безжалостно вырезана хоровая середина, в то время как надписи на обложках других честно предупреждали: "В хоровых эпизодах используется фонограмма".

После краткого всплеска активности группы в связи с выходом в свет в 1989 году альбома "The Miracle" наступил очередной затяжной перерыв. Лишь в конце года Queen обнародовали записи своих радиоконцертов образца начала 70-х. Сборник "Live At The BBC" занял скромное 65 место. Раритетов на диске не наблюдалось, кроме того, надо былодолго прислушиваться, чтобы различить концертные и студийные версии "Ogre Battle" или той же "Liar". Если бы перед глазами не было обложки, альбом вполне можно было бы принять за пиратский сборник песен из первых двух альбомов. Музыканты, впрочем, не особо долго оглядывались в прошлое - и уже в том же декабре начали работу над новым альбомом.

Запись растянулась на весь 1990 и часть 1991 года. Декабрь 1990 ознаменовался во-первых, выпуском видео "Live At Wembley", во-вторых - появлением в хит-парадах рэп-версии "Under Pressure" работы модного баловня судьбы тех лет Vanilla Ice.
Права защищены не были. За сэмпл оригинала и базар поверх него исполнитель ответсвенности не нес и не мог. "Мы не хотим затевать судебные тяжбы против слабеньких исполнителей", - по-королевски сдержанно отверг Мэй шикарную для других возможность устроить Большой Новогодний Скандал.

В те дни группа вообще бежала публичных тусовок, закусив удила и просиживая в студии дни и ночи напролет. Исключением было выступление Мэя и Тейлора на закрытой конвенции членов фан-клуба Queen. Дни Фредди Меркьюри были сочтены, и зная об этом, вокалист стремился успеть зафиксировать на записях все, что возможно, пока он еще болтается на этом свете. Позже, в январе 1991 года, когда альбом уже был готов к выпуску, Меркьюри собрал коллег на дополнительную сессию звукозаписи. Сперва предполагалось, что новые песни пойдут на би-сайды, но...

20 декабря 1991 года переизданный в память о простившемся с жизнью музыканте сингл "Bohemian Rhapsody" вновь взлетел на вершину хит-парадов и собрал "золото". Казалось, что в истории группы написана последняя страница. Однако на исходе 1995 года Queen неожиданно преподнесли своим поклонникам очередной сюрприз в виде альбома "Made In Heaven", материал для которого был частично записан в ходе тех самых зимних сессий 1991 года. Вновь рассекал по рождественскому льду хит-парадов сингл "A Winter Tale", вновь темнел на журнальных обложках силуэт Меркьюри на фоне озера в Монтре. Queen, пускай ненадолго, снова вернулись к слушателю. А ведь замыслившего это возвращение человека к тому моменту уже несколько лет не было в живых.
Свершилось рождественское чудо.
Прекрасное и чуть горькое.
Как это часто бывает c рождественскими чудесами...

06.12.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: queenonline.com

Группа QUEEN

Группа Queen - одни из основателей жанра симфо-рок.

Подробности из жизни:

Состав:

Джон Дикон (John Deacon) - бас-гитара, гитара
Брайан Мэй (Brian May) - гитара, клавишные, вокал
Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) - вокал, клавишные, гитара
Роджер Тейлор (Roger Taylor) - барабаны, вокал

В 1971 году гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, игравшие вместе в группе Smile, решили создать собственную группу. К ним немедленно присоединился их старинный приятель Фредди Меркьюри, прекрасно игравший на фортепиано и обладавший великолепным голосом, а затем отыскался и басист Джон Дикон. Именно этой четверке и было суждено перевернуть умы всего мира, смешав хард-рок, оперу и даже диско - ни одна группа в мире не оставила столь разнообразного, но при этом отличающегося безукорихненным вкусом наследия.

Начинали Queen как многие в 70-е - первые два альбома представляют собой концептуальные работы с единой структурой и даже сюжетом (особенно это касается пластинки Queen II, которая - практически мини-рок-опера о борьбе Черной и Белой Королев). Но при…

Далее... →