QUEEN  Ноябрь: cумасшедшие штучки и королевская воля.

Ноябрь для Queen был месяцем триумфов и трагедий. Но не всегда было можно разобрать, где кончается одно и начинается другое...

Ноябрь 1973 года. Едва лишь начав работу над своим вторым альбомом, группа по имени Queen отправилась на гастроли по Англии в качестве разогревающего состава находящихся на пике популярности монстров британского хард-рока Mott The Hoople. В ходе турне трудолюбивые новички рок-сцены неожиданно обзавелись собственной армией поклонников - достаточно большой для того, чтобы включить в программу гастролей шесть собственных концертов. Клавишник Mott The Hoople Морган Фишер еще не знал тогда, что после довольно бесславного распада своего состава с радостью примет от "младших товарищей" работу клавишного техника Фредди Меркьюри в гастрольной бригаде Queen. Не знал и гитарист Mott The Hoople Мик Ронсон о том, что свой самый известный хит "All The Young Dudes" ему последний раз в жизни доведется исполнять на концерте памяти Фредди...
Ноябрь для Queen был месяцем триумфов и трагедий. Причем не всегда было можно разобрать, где кончается одно и начинается другое...

В середине ноября 1975 года группа отправлялась на гастроли в поддержку "A Night At The Opera". До их начала музыканты успели запустить свой главный хит-сингл "Bohemian Rhapsody" по телевидению: шаг в те времена довольно расточительный, если учесть, что сингл уже рванулся вверх в британском хит-параде. Тем не менее лаконичный и эффектный видеоряд, визуально дублирующий многочисленные наложения вокальных партий и прочие звуковые фокусы, был отснят. Работа над ним заняла около суток и обошлась в 4500 ф.с. Результат же превзошел все ожидания. Песня находилась в хит-парадах девять недель. Сингл собрал "золото".
21 ноября был наконец-то выпущен и сам альбом. Музыкальный обозреватель "Melody Maker" тут же охарактеризовал его "Сержантом Пеппером" для поколения в стиле глэм". Сравнение довольно справедливое - эта программа реально пополнила не слишком длинный ряд созданных рок-музыкантами Альбомов с большой буквы, программ, которые даже звездам первой величины удаются порой лишь раз в жизни. Из всего того, что создано в семидесятых, в один ряд с "A Night At The Opera" можно поставить, пожалуй, лишь "Dark Side Of The Moon" Pink Floyd и "Welcome To My Nightmare" Alice Cooper.
Альбом открывает изящно-оскорбительная "Death On Two Legs" - изысканный, как реверанс и сокрушительный, как хук в челюсть, хэви-киллер. Кульминацией же является уже не раз упомянутая "Bohemian Rhapsody".Что в середине? Во-первых, конечно, головоломный арт-роковый эпик "The Prophet's Song", не столь хитовый, как "Рапсодия", но не менее сложный и интересный. Во-вторых, рафинированный кантри-номер "39", который, как-то, помнится, был "по приколу" включен в какую-то радиопередачу о "настоящей" кантри-музыке в качестве одного из вопросов викторины "угадай автора". В-третьих, шикарный фокстрот "Seaside Rendezvous". Вы удивитесь, но в его записи не участвовали ни оркестр, ни синтезатор. Секрет был прост до идиотизма: берется гитара, играет на запись с соответствующей вариацией тембра сперва партию трубы, потом тромбона... и так далее. Фортепиано и вокалы используются примерно так же. Вот вам и оркестр...
Ошеломив публику серией столь рискованных перевоплощений, Queen смогли убедительно доказать, что останутся сами собой, работая в любом стиле, что их собственный артистический почерк так же неповторим, и стоит выше всяких определений стиля, как поведение настоящих особ королевской крови - выше условностей и вне подражания.

Год спустя, в ноябре 1976 года Queen продолжили разрабатывать то мюзик-холльно-кабареточное направление, что было удачно нащупано ими на "A Night At The Opera". Стараниями DJ Кенни Эверетта первый, еще не отпрессованный сингл с новой программы "Somebody To Love" вышел в эфир (как это произошло год назад с "Bohemian Rhapsody"), но занял лишь четвертое место. Даже проверенные рекламные трюки срабатывают далеко не всегда. Песня была, безусловно, хороша, но новым словом в рок-музыке, в отличие от втащившей арт-рок на вершину чартов "Рапсодии", конечно же, не являлась. Налицо была необходимость использовать дар перевоплощения для поиска новых музыкальных путей - два предельно насыщенных идеями альбома практически исчерпали некогда бездонный колодец.

Ноябрь 1977 года - начало очередного американского турне группы, посвященного новому альбому "News Of The World". Более прямолинейно-роковый, нежели предыдущие, он пришелся по вкусу американской аудитории (Европа в это время играла в панк-рок). Всегда менее других участников ансамбля склонный к театрально-бутафорской понтяре тихоня-басист Джон Дикон, полагая, что по одежке группу уже встретили, и внешним видом доказывать более нечего, сделал короткую стрижку, за что коллеги по группе тут же обозвали его панком. Новоприобретенное прозвище "тихоня", к ужасу товарищей, вскоре подтвердил, повредив кисть руки во время неосторожного обращения со стеклянными предметами на вечеринке. Девятнадцать швов. Из суеверной солидарности, или по какой-то иной причине, но некоторое время спустя с короткими стрижками щеголяли все музыканты группы кроме Брайана Мэя.
Забавно, что в последние годы к песням Queen периода "News Of The World" обращались современные исполнители самых различных жанров. В конце девяностых баллада "Spread Your Wings" неожиданно вошла в репертуар германских хэви-толкинистов Blind Guardian. А чуть позже обе стороны хит-сингла "We Will Rock You" / "We Are Champions" были каверованы тинбопперами Five и Робби Уильямсом, выходцем из не менее тинбопперского Take That соответственно. Причем под чутким продюсерским руководством самих Queen.
Самое интересное в этой истории то, что оба хита музыканты Queen сочинили во время своей отсидки в КПЗ, куда их по недоразумению водворили в полном составе (плюс жена Дикона) вместе с участниками каких-то диких разборок в одном из ресторанов. Неудивительно, что сочиненные в процессе перестукивания по батареям песни позже стали хитами на все времена среди спортивных болельщиков.

Стилистические эксперименты группа продолжила, выпустив в ноябре 1978 года альбом "Jazz" (2 место, полгода в хит-парадах). Традиционно оппозиционный группе "NME" с готовностью разнес альбом в пух и прах, порекомендовав читателям "дарить его глухим родственникам на Рождество" (фу, как неполиткорректно!). Радиостанции дружно ухватились за надежный, да к тому же и немного скандальный хит-сингл "Bicycle Rise" / "Fat Bottomed Girls". В дополнение к нашумевшей истории с голыми велогонщицами в видеоклипе прошел слух, что в данном контексте слово "bicycle" обозначает не только "велосипед", но и "бисексуала". М-да, прямо как в анекдоте про "сифилитика" и "филателиста". Обидно, что за всей этой мишурой вне поля зрения широких масс остались убийственное буги-вуги "Let Me Entertain You", прекрасная, украшенная туэнг-пассажами акустической гитары баллада "Jeaiousy", и даже открывающий альбом боевик "Mustapha", выдержанный в неожиданном для группы, но давно ожидавшемся от Фредди стиле "персидские мотивы".

Ноябрь 1980 года в истории Queen ознаменовался достаточно странным флэшбэком для группы, потом, кровью и упорным трудом выбившейся в высшую лигу рок-чемпионов. Завершив работу над саундтреком "Flash Gordon", музыканты отправились на очередные гастроли по Европе. Часть маршрута, так называемый "Crazy Little Tour", принципиально игрался в маленьких клубах. Дж. Стиккелс, тур-менеджер, благодаря которому это "хождение королевы в народ" состоялось, рассказывал: "Доктора прописали мне полный покой. Но ни один из них не работал с Queen. Некоторые площадки были настолько крошечными, что втиснуть туда группу такого класса было просто невозможно. Но мне платят за то, чтобы я творил чудеса. И я их творил".
Вышедший в конце месяца сингл "Flash" занял 10 место: неплохо для темы из саундтрека, да еще и не имеющей привычной песенной структуры.

Пожиная плоды своих трудов, в ноябре 1981 года музыканты выпустили первый сборник проверенных хитов. В подарочный комплект входили: альбом "Greatest Hits", включающий в некоторых вариантах новый хит "Under Pressure" (так и не ставший, кстати говоря, синглом), видеосборник "Greatest Flix", последние версии которого включают несколько съемок с концертов и телешоу, и первая официальная биография - "Greatest Pix". Все три релиза были решены в одном и том же дизайне.

В ноябре 1985 года группа выпустила новый сингл "One Vision" (7 место). Альбому, который эта песня будет открывать, было суждено появиться лишь через полгода. Видеоряд песни открывал групповой портрет музыкантов а-ля интро "Bohemian Rhapsody", которой на тот момент исполнилось ровно десять лет. Позже этот клип станет естественным финалом второго видеосборника группы "Greatest Flix" (первый открывала сама "Bohemian Rhapsody"). Таким образом оба групповых портрета станут как бы альфой и омегой в видеоистории группы, а сам клип, стоящий в списке последним (даже после "The Show Must Go On!") лишний раз напомнит зрителям, что жизнь, несмотря ни на что, продолжается...
Однако не стоит пока что забегать вперед.

В ноябре 1988 года сингл Фреди Мерькюри и Монсеррат Кабалье с заглавной темой из оратории "Barselona" занял восьмое место. Роджер Тейлор собрал сторонний проект The Cross. Брайан Мэй продюссировал альбом известной в Великобритании эстрадной певицы и актрисы Аниты Добсон, записывался с героем арт-рока Стивом Хаккетом, ветераном скиффл Лонни Донеганом и даже с замогильными Black Sabbath. Лишь весной следующего года Queen выпустили свой очередной альбом, но никаких гастрольных поездок в его поддержку затевать не стали. Тем не менее вышедший в ноябре сингл с заглавной песней возглавил хит-парады. Это при том, что на альбоме песню можно было услышать еще весной! То, что сингловый вариант, который теперь можно услышать на сборнике "Classic Queen", был несколько иначе смикширован (к примеру, был исключен проигрыш перед финальным припевом, иллюстрирующий в видеоклипе джем-сейшн музыкантов с их юными двойниками), ажиотажа не объясняет.
Когда же в ноябре 1990 года стало известно, что Мэй занят написанием музыки для постановки в лондонском театре "Riverside" трагедии Шекспира "Макбет", недоумение фанатов группы перешло всякие границы. Число самых невероятных домыслов вокруг будущего группы множилось не по дням, а по часам.

23 ноября 1991 года Фредди Меркьюри наконец-то разогнал сгустившуюся вокруг его персоны пелену слухов, сделав официальное заявление о своей неизлечимой болезни. 24 ноября он скончался. Смерть была вызвана бронхиальной пневмонией, возникшей вследствие иммунодиффицита.
За неделю до этого, понимая, что Фредди находится на пороге смерти, Брайан сообщил ему о том, что на всякий случай собирается отложить назначенный на 25 ноября выпуск своего сольного сингла. Однако ответ Фредди, присланный со смертного одра, звучал более, чем по деловому: "Передайте, чтобы он обязательно выпустил сингл. Когда еще будет такая реклама?" Песня вышла на шестое место в хит-параде.
"Я и держусь-то в этой жизни только потому, что люблю над собой посмеяться", - этому своему кредо Фредди оставался верен до последнего вздоха.

А сингл самих Queen, переизданная в память о Меркьюри "Bohemian Rhapsody" вновь возглавил хит-парад и вновь был продан "золотым тиражом". Но это было уже зимой...

14.11.2002, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

QUEEN - свежие публикации:

Сайт: queenonline.com

QUEEN

Группа Queen - одни из основателей жанра симфо-рок.

Подробности из жизни:

Состав:

Джон Дикон (John Deacon) - бас-гитара, гитара
Брайан Мэй (Brian May) - гитара, клавишные, вокал
Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) - вокал, клавишные, гитара
Роджер Тейлор (Roger Taylor) - барабаны, вокал

В 1971 году гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, игравшие вместе в группе Smile, решили создать собственную группу. К ним немедленно присоединился их старинный приятель Фредди Меркьюри, прекрасно игравший на фортепиано и обладавший великолепным голосом, а затем отыскался и басист Джон Дикон. Именно этой четверке и было суждено перевернуть умы всего мира, смешав хард-рок, оперу и даже диско - ни одна группа в мире не оставила столь разнообразного, но при этом отличающегося безукорихненным вкусом наследия.

Начинали Queen как многие в 70-е - первые два альбома представляют собой концептуальные работы с единой структурой и даже сюжетом (особенно это касается пластинки Queen II, которая - практически мини-рок-опера о борьбе Черной и Белой Королев). Но при…

Далее... →