ФЕСТИВАЛЬ  Всплеск исландских аэроволн

В Исландию с некоторых пор ездить стало модно. Вулканы сильно не тревожат, гейзеры сражают мощью и долголетием. Но главное - эта страна уже некоторое время служит поставщиком свежей и хорошей музыки на мировые рынки. Читайте наш репортаж с фестиваля Iceland Airwaves...

В Исландию с некоторых пор ездить стало модно. Вулканы вроде как сильно не тревожат, гейзеры сражают мощью и долголетием, водопад Гульфосс привлекает не сколько шумом, сколько объемом. Но главное, что страна с самой северной в мире столицей уже некоторое время служит поставщиком свежей и хорошей музыки на мировые рынки. Исландцы об этом догадываются и делают все для того, чтобы количество экспортируемых артистов увеличивалось, чтобы страну посещали паломники и охотники за интересной музыкой (пейзажами, ледниками, геотермальными источниками и т.д.).
Идея создания "исландских аэроволн" родилась четыре года назад. Заручившись поддержкой (как моральной, так и разумеется, материальной) городских властей, аморфные, но прогрессивно мыслящие исландцы взялись за организацию одного из самых экзотических осенних(!) музыкальных фестивалей. Iceland Airwaves дебютировали в мировом фестивальном списке в 1999 году. Давно это или нет? У фестиваля за столь короткий срок образовался огромный круг завсегдатаев, друзей мероприятия, как из числа туристов, так и из числа представителей индустрии и список этот поистине интернационален. Стало быть давно. На фестиваль приезжают все, от Rolling Stones и New York Times, до Mojo и Billboard, от Flaming Lips и Suede до The Hives и Fatboy Slim. Исландия - это не только родина европейской погоды, но и место прописки межконтинентальных талантов.

Как это выглядело
Было бы, наверное, жутко забавно, если бы все это сдобное мероприятие проходило подобно всем основным европейским open-air где-нибудь под Рейкъявиком, среди каменных разломов, кое-как припудренных исландским мхом под дуновение милого океанского ветра со скоростью 50 метров в секунду. Ну, экзотики всем присутствующим и так хватило в Голубой лагуне, а фестиваль исландцы традиционно проводят в даунтауне 170-тысячной столицы. "101 Рейкъявик, помните"? Это ведь не фантазия режиссера Кормакура, это почтовый индекс богемной части города, где и раскинулся Iceland Airwaves на целых четыре дня (одноименному кино, правда, всего пара лет, а "101 Рейкъявик" существует уже лет пятьдесят).
Все объяснимо: в небольшом квартале, напичканном клубами и кафе очень просто ориентироваться, все рядом, расположено компактно и достойно оснащено технически. Так что получив фестивальный браслет, можно кочевать всю ночь из клуба в клуб, вооружившись лишь расписанием концертов, главное это все же попасть во внутрь, что не всегда просто из-за чрезмерного количества местных и заезжих желающих. Удивительный факт, но сейчас в Рейкъявике стало гораздо больше клубов, где играет живая музыка. Гала-концерт на этот раз намечено было провести на крытом стадионе Laugaragur, где можно было лицезреть всю, доселе разбросанную по клубам аудиторию целиком и полностью.

Музыка и звезды
Честно говоря, привезенные звезды тут не играют такой роли, как на обычных фестивалях. Что-то вроде "последнего штриха на картине", красивого дополнение к уже существующему музыкальному калейдоскопу. На этот год упряжку знамнитостей тянули The Hives, Remy Zero, Fatboy Slim и Gus Gus.
Местных талантов в Исландии много, было бы не совсем справедливо отметить их безупречности и особую индивидуальности и самобытность, но зрелище куда более приятное, чем любой отечественный фестиваль. Без зазрения совести отдам пальму первенства Singapore Sling и Apparat Organ Quartet. Первые "не любят" Smashing Pumpkins, гаражный рок и психоделию, вторые отрываются на советских синтезаторах, вкладывая в свой индустриальный поп всю душу. Несмотря на относительную молодость обоих коллективов (современным местным муз.объединениям вообще не больше двух-трех лет, так что Бьорк - это Боуи исландской музыки), можно предположить, что в ближайшие несколько лет и те и другие будут желанными гостями европейских и американских площадок, а тиражи будут исчисляться не одной сотней тысяч.
Американцы Remy Zero, известные мне доселе лишь фактом женитьбы и скорым разводом Сиджана Тейта на голливудской звезде Алиссе Милано ("Мэлроуз Плэйс", "Зачарованные" и др.), поразили своей искренностью и динамизмом, словом, приятный сюрприз пришелся кстати.
The Hives - бесспорно, фавориты фестиваля. Гаражный рок, передаваемый шведами по всему миру, оставляет за собой все меньше белых пятен. Похоже, Hives знают повсюду. Местное население знало репертуар практически безупречно и "a-ka I.D.I.O.T." зал скандировал агрессивно и массово. Трудно предположить на каких площадях The Hives играют в лелеящих их США, но с 5-тысячной аудиторией они почти справились, а 50-минутный сэт удовлетворил всех, и зрителей и артистов (на большее шоу, по-моему, и песен-то не хватит).

На выступление Fatboy Slim все присутствующие иностранцы повесели ярлык "подстава сезона", но местные меломаны (к тому времени ряды оных явно поредели) отрывались, как ни в чем не бывало. Изыск современного рок-концерты был нарушен появлением на сцене господина Кука в сопровождении двух вертушек и кофра с пластинками. Если уж кто и ждал концерта прославленного англичанина, короля биг-бита и поп-хауса, то только "живого". Да и афиши в городе не предвещали ничего дурного - все были уверены в том, что будут лицезреть внеочередное выступление электронного мага со всей командой, укомплектованной всякого рода инструменталистами, - однако взамен получили халтурный dj-сет.

Из знаменитостей на мероприятии "засветился" и некто Тим Бергес, известный публике должностью фронтмэна британских Charlatans. Господин Бергес прибыл почти инкогнито и ди-джействовал на закрытой вечеринке открытия феста, а в остальные дни активно тусовался с гостями и участниками 'Iceland Airwaves'.

Голубая лагуна
Ничего неприличного в этом названии нет. Но и назвать это место обычным геотермальным курортом тоже язык как-то не повернется. Образовавшееся в результате строительства местной ТЭЦ озеро с морской минеральной водой стало не меньшей достопримечательностью страны, что и знаменитый Гейзир или Гекла. Раскинулось озеро прямо посреди магистрали застывшей лавы и обзавлелось серьезной инфраструктурой лет пятнадцать назад. В качестве интрижки, разбавящей сухою информацию можно еще и добавить, что больные псориазом или страдающие экземой любят лагуну особенно страстно, как место которое за считанные минуты избавляет их от страданий пуще любого лекарства.
Шутки шутками, а встретить заключительный день фестиваля и подготовиться к гала-концерту нам было предложено именно здесь. Вымазанное в минеральной грязи подобно боевой раскраске население 'Iceland Airwaves', включая Нормана Кука, ребят из Hives отмокало от ночных бдений среди горных пейзажей тут доброю половину дня. С берега в то время ненавязчивым потоком лился лаунж, "выставленный" местным прогрессивным эксперементальным лейблом 'Thule Music'.

Четыре дня - идеальный срок, чтобы вкратце познакомиться со сливками исландской современной музыки, но конечно же недостаточный для даже поверхностного ознакомления со страной викингов, родиной европейской погоды, страной "граничащей" с Гольфстримом и имеющий выходящий на земляную поверхность стык американского и евроазиатского плато, страной ютящих в своих водах тюленей и китов и имеющей в своей столице единственный в мире музей фаллических символов. Ушлые (исключительно без задней мысли) исландские авиаторы соорганизовали северный 'Iceland Airwaves' для промоушена собственной родины и сделали это поставив на 'темную лошадку' исландскую музыку еще в 1999 году. Что ж, господа бизнесмены, БИНГО! Большой человеческий вам за это BLESS (thank you in Icelandic - прим.автора)!

Несколько цитат с фестиваля:

Норман Кук в Голубой Лагуне:
Звуки.Ru: - Норман, как чувствуешь себя? Полдня расслабления на источниках в Голубой Лагуне, вечером концерт...
Норман Кук: - Отлично, просто супер. В Лагуне отличная музыка, классные коктейли. Сейчас еще погреюсь, заеду за пластинками в отель - и на площадку!
Звуки.Ru: - Как ты обычно расслабляешься перед выступлениями? Ведь все-таки в развлекательной индустрии работаешь, тяжело, груз ответственности за досуг аудитории...
Норман Кук: - Ну, несколько "отверток" не помешает! Ха-ха. А если серьезно, то лучшее времяпрепровождения перед выступлением это сон. Серьезно! Иногда я выхожу на сцену в 9 вечера, иногда в 6 утра, словом, ночью не поспишь особо. Так что сплю когда придется, но обязательно перед выступлением.
Звуки.Ru: - Последнее турне далеко позади, насколько мне известно, ты плотно заседаешь сейчас в студии?
Норман Кук: - Ну, не настолько плотно. Делал сейчас вот некоторые вещи вмести с ребятами из Blur, а вообще я приступил к работе над новой пластинкой 1 сентября. Не спрашивай, не знаю какой получится новая пластинка, знаю что будет отличаться от последних трех. Вероятно, у меня будет больше свободы, уже не нужно доказывать никому кто ты есть, все и так меня знают. Первый альбом появился в расцвет эпохи хауса, во втором альбоме было больше гитар и лупов, "Weapon of Choice" получился вновь другим.

Группа The Hives:
Звуки.Ru: - Старушка Бритни как-то пожаловалась на то, что устала видеть свое личико на обложках, на первых полосах газет. Как вы справляетесь со свалившейся на вас популярностью?
The Hives: - Ооо, ну, у девочек всегда все сложнее. Дело в том, что Швеция - небольшая страна, и большая часть всего это газетно-журнального объема до нас просто не доходит. Так что пока мы пока не устали, даже отнюдь. Все это чертовски приятно!

Автор благодарен авиакомпании IcelandAir и лично Пекке Макинену за содействие в организации освещения фестиваля.
Эту статью вы сможете прочесть в "бумажной версии" в новогоднем номере журнала FUZZ.

14.11.2002, Егорка ТЮРИН (ЗВУКИ РУ)