Ноябрьскими длинными вечерами, отгремев слегка, закончился эфесовский блюз-фестиваль. Москвичи к нему уже попривыкли, никто особо и не замечает совпадения фестиваля с днями Великой Октябрьской социалистической революции. День согласия, да и ладно. Вполне удачный выбор: блюз - тоже музыка согласия. Началась его история в миссиссиппской хлопковой глубинке... А нынче играют блюз коренные жители Японии, Финляндии и Сингапура. Играют и в Москве, но все согласны, что это "не то", а ведь можно бы было с этим поспорить...
Зато импортированный из североамериканских южных штатов блюз имеет в Москве и России поразительный и все умножающийся успех. Четвертый год, как он тут. В Москве за это время из двухдневного он вырос в трехдневный и переехал из фойе МДМ в более просторный СКЗ "Дружба". Закралось опасение, что от метро далековато, но публику это обстоятельство не остановило: зал был полон. И, более того, российская часть фестиваля проходит уже в трех городах - Москва, Санкт-Питербург и Ростов-на-Дону. Экспансия! практически триумфальное шествие блюзовой власти!

Вообще же фестиваль кочует с одной программой по многим городам Европы, в мире фестиваль под этой пивной маркой проходит уже в 13й раз. По блюзовой абсурдной логике, программа тринадцатого и оказалась едва ли не самой удачной за всю историю. С точки зрения знатоков подбор участников был просто ослепительным! По выражению А. Липатова: "Драматургия вечера оказалась крайне интересной - сперва матерый человечище, потом луизианский, несколько навязчивый угар, затем - удивительно небанальный и разнообразный малыш, реально - хозяин вечера..."

"Матерый человечище" - это живая легенда. Звать Луизиана РЕД. Лет ему 66. Судьба - самая что ни на есть блюзовая. Карьера - увлекательная и разнообразная. А достижения - неоспоримы.
В эфесовские дни ему довелось открывать концерт, поскольку у фестиваля всегда одна программа: сначала традиционный акустический блюз, затем близкородственный блюзу стиль, чаще всего зайдекоу, и в завершение - современный. В 1962м, пока "битлы" еще хлопали в ладоши: "люби-люби меня" - Луизиана Ред записал свой дебютный альбом, опередивший появление блюз-рока лет на пять, спев он на серьезнейшие темы, как личные, так и общественные. По велению времени начавший свою дискографию с интенсивной электрики, Луизиана Ред на самом деле адепт акустики до печенки, до мозга кости. Его акустические альбомы (вроде Midnight Rambler, 1975) - это высшая метка в этом направлении. (Хотя, раз уж разговор зашел о дискографии артиста, нельзя не признать, что есть в ней и откровенно халтурные альбомы... Что делать, вдохновение не приходит к блюзменам по вызову в студию, а без вдохновения блюз - бессмысленное ковыряние известного квадрата. Но в удачный вечер блюз Луизианы Реда архисерьезен, глубок и уникален). Как он сказал: "Блюз - это сама жизнь. И в жизни и в блюзе радость и беда, веселое и грустное идут рука об руку."

В первый вечер он почему-то не доставал свою гитару "нэшинэл-стил", которая завораживает публику металлическим блеском резонатора не менее, чем басовитым протяжным звуком. Пел свои песни, посвященные своим любимейшим музыкантам: Лайтнингу Хопкинсу и БиБиКингу. Пел традицию: того же Хопкинса и вечного Мадди Уотерса. Причем, было это истинно блюзово пропущено через свою манеру и трактовку и пропитано сердечной искренностью. В этой акустике Луизианский Рыжий был абсолютно самодостаточен, в одиночестве создавая плотный блюз, которого хватало на всех. Но и электрогитару он тоже брал в руки, и это тоже была блюзовая магия, где нот немного, но сверхвысока концентрация чувств.
Играл он в уникальной манере, которой не учат музыкальные профессионалы. Он не играл нотами, он гудел гитарой, как шаман. Ему подыгрывали бассист и барабанщик Лил-Эда на бас-гитаре. Легко было заметить, что на репетиции они время не тратили, и в первый день одна из песен просто развалилась на глазах у публики. Местные муз-профи в зале неодобрительно качали головой и цыкали. Но потом блюзовое со-чувствие, со-ощущение увлекло троицу на сцене, они и дышали в тот момент, наверное, в одном ритме. А то, что звучало - не описать словами. Все три Луизиана Ред импровизировал программу, не повторясь.
Михаил Владимиров-младший, который на всех блюзовых джемах ноет, как ему надоело блюз играть, сдружился с Редом за кулисами и получил приглашение на сцену. Которым и воспользовался, с достоинством подыграв в двух песнях на губной гармонике. Для Владимирова это уже второй выход на сцену с "настоящими" блюзменами, поскольку в прошлом году он играл гармошечную дуэль с Отисом Тейлором.

Вторым номером выступало отлично сработанное шоу. Луизианский аккордеон под трескучую стиральную доску. Эта музыка зайдекоу сочетает французский язык с английским, блюзовый квадрат с народным ту-степом. Си-Джей Чениер, руководящих своим "Раскаленным до красна луизианским оркестром" (Red Hot Louisiana Band), смешенье языков оставил, а вот вольность ритмов укротил. Ритм звучал унифицированно современно, и поклонникам традиции это портило настроение. Зато танцевать под такую музыку европейцам легче. В любом случае, не нам учить Чениера, как растягивать меха в луизианских традициях. Он сын и музыкальный наследник короля зайдекоу, легендарного Клифтона Чениера. Когда-то папа привнес в свою деревенскую музыку немного рок-н-ролла, чем и вошел в историю; а потом всерьез ездил в шикарных лимузинах по сельским пульным дорогам, а на сцену выходил в блестящей короне. Наследник тоже осовременивает звучание изначально деревенской музыки... Короны у него пока нет, но играет действительно горячо, аж жжется. Кстати, в клубе БиБиКинг, тиская симпатичную блондинку, он спел блюз красиво и естественно, продемонстрировав и хороший голос и чуткое понимание традиций. (Зашедший "на огонек" в клуб Михаил Мишурис ему подпел, и Си-Джей тут же оценил "местного", попросив его спеть еще сольно. Луизиана Ред на этом джеме был тих и сосредоточен, извлекая из гитары свой down home blues. А Лил-Эд действительно зажигал и с акустикой в руках - бесподобно держал ритм.)

Блестки и имперски и карнавальные до потешности костюмы были у музыкантов, завершавших вечер. Ну так их к этому название обязывало: Lil'Ed & The Blues Imperials. Чикагцы и тоже кровные наследники. Сам Лил-Эд, роста и правда небольшого, является и родным племянником знаменитого чикагского слайдиста J.B.Hutto, и фактическим продолжателем его дела. Играли жарко и менее дисциплинировано, чем их предшественники, и потому, на мой вкус, более увлекательно. Эта простовая развеселая музыка очень раззадорила зал, из-за столиков вышли люди, потреблявшие пивко, и стали танцевать, расталкивая серьезных слушателей перед сценой. Блюз - он такой, несколько попроще, чем представляют его себе европейские исследователи. Но Эд играл и долгие медленные блюзы - и как это было хорошо!

Но увы, кончилось: снова блюз-пауза. Видимо, на год.
Эфесовским импортерам блюза надо отдать должное. В России они умело распространяют блюзовую заразу, не скупясь на рекламу. Звук в "Дружбе" был не таков, чтобы его хвалить, но был он значительно лучше, чем можно было бы ожидать. И главное, разнообразная программа мини-по-сути-фестиваля представляет блюз во множестве увлекательных оттенков.

Архив фестиваля можно посмотреть на сайте Blues.Ru.

14.11.2002, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

Пересадочная станция – HALSEY Американская поп-певица Halsey впервые выступит в России »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

19:00 – Клуб Volta – LACUNA COIL LACUNA COIL »»

19:00 – Клуб RED – СМОКИ МО СМОКИ МО »»

20:00 – Клуб Космонавт – ANACONDAZ ANACONDAZ »»

20:00 – Клуб Jack&Jane – АДДИС АБЕБА АДДИС АБЕБА »»

20:00 – 16 Тонн – ГРОТ Грот  »»

20:00 – Клуб Дума – RAW CATS'88 RAW CATS'88 »»

20:00 – Клуб Союз Композиторов – ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР »»

20:00 – Jam Club – ESH ESH »»

20:00 – Клуб Fassbinder – Дайте Танк Дайте Танк »»

20:00 – Выставочный зал ЦДХ – АЛОЭВЕРА АЛОЭВЕРА »»

20:00 – Клуб Volta – LACUNA COIL LACUNA COIL »»

20:30 – Клуб Союз Композиторов – ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР ХОРОНЬКО-ОРКЕСТР »»

21:00 – Китайский Летчик Джао Да – MARKSCHEIDER KUNST MARKSCHEIDER KUNST »»

Хроника27/05

1994 – В Санкт-Петербурге Александром Васильевым официально была создана группа Сплин. Де-факто сплины существовали и до этого, группа успела выпустить на свои средства дебютный альбом Пыльная быль, на запись которой музыканты заработали, снимаясь в рекламе "Херши-колы"  »»

Albert NICHOLAS

Кристофер ЛИ (1922)

Christopher LEE (1922)

Bud SHANK (1926)

Ralph CARMICHAEL (1927)

Ramsey LEWIS (1935)

Bruce COCKBURN (1945)

Александр ЛОСЕВ (1949)

Dee Dee BRIDGEWATER (1950)

Neil FINN (1958)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%