Ноябрьскими длинными вечерами, отгремев слегка, закончился эфесовский блюз-фестиваль. Москвичи к нему уже попривыкли, никто особо и не замечает совпадения фестиваля с днями Великой Октябрьской социалистической революции. День согласия, да и ладно. Вполне удачный выбор: блюз - тоже музыка согласия. Началась его история в миссиссиппской хлопковой глубинке... А нынче играют блюз коренные жители Японии, Финляндии и Сингапура. Играют и в Москве, но все согласны, что это "не то", а ведь можно бы было с этим поспорить...
Зато импортированный из североамериканских южных штатов блюз имеет в Москве и России поразительный и все умножающийся успех. Четвертый год, как он тут. В Москве за это время из двухдневного он вырос в трехдневный и переехал из фойе МДМ в более просторный СКЗ "Дружба". Закралось опасение, что от метро далековато, но публику это обстоятельство не остановило: зал был полон. И, более того, российская часть фестиваля проходит уже в трех городах - Москва, Санкт-Питербург и Ростов-на-Дону. Экспансия! практически триумфальное шествие блюзовой власти!

Вообще же фестиваль кочует с одной программой по многим городам Европы, в мире фестиваль под этой пивной маркой проходит уже в 13й раз. По блюзовой абсурдной логике, программа тринадцатого и оказалась едва ли не самой удачной за всю историю. С точки зрения знатоков подбор участников был просто ослепительным! По выражению А. Липатова: "Драматургия вечера оказалась крайне интересной - сперва матерый человечище, потом луизианский, несколько навязчивый угар, затем - удивительно небанальный и разнообразный малыш, реально - хозяин вечера..."

"Матерый человечище" - это живая легенда. Звать Луизиана РЕД. Лет ему 66. Судьба - самая что ни на есть блюзовая. Карьера - увлекательная и разнообразная. А достижения - неоспоримы.
В эфесовские дни ему довелось открывать концерт, поскольку у фестиваля всегда одна программа: сначала традиционный акустический блюз, затем близкородственный блюзу стиль, чаще всего зайдекоу, и в завершение - современный. В 1962м, пока "битлы" еще хлопали в ладоши: "люби-люби меня" - Луизиана Ред записал свой дебютный альбом, опередивший появление блюз-рока лет на пять, спев он на серьезнейшие темы, как личные, так и общественные. По велению времени начавший свою дискографию с интенсивной электрики, Луизиана Ред на самом деле адепт акустики до печенки, до мозга кости. Его акустические альбомы (вроде Midnight Rambler, 1975) - это высшая метка в этом направлении. (Хотя, раз уж разговор зашел о дискографии артиста, нельзя не признать, что есть в ней и откровенно халтурные альбомы... Что делать, вдохновение не приходит к блюзменам по вызову в студию, а без вдохновения блюз - бессмысленное ковыряние известного квадрата. Но в удачный вечер блюз Луизианы Реда архисерьезен, глубок и уникален). Как он сказал: "Блюз - это сама жизнь. И в жизни и в блюзе радость и беда, веселое и грустное идут рука об руку."

В первый вечер он почему-то не доставал свою гитару "нэшинэл-стил", которая завораживает публику металлическим блеском резонатора не менее, чем басовитым протяжным звуком. Пел свои песни, посвященные своим любимейшим музыкантам: Лайтнингу Хопкинсу и БиБиКингу. Пел традицию: того же Хопкинса и вечного Мадди Уотерса. Причем, было это истинно блюзово пропущено через свою манеру и трактовку и пропитано сердечной искренностью. В этой акустике Луизианский Рыжий был абсолютно самодостаточен, в одиночестве создавая плотный блюз, которого хватало на всех. Но и электрогитару он тоже брал в руки, и это тоже была блюзовая магия, где нот немного, но сверхвысока концентрация чувств.
Играл он в уникальной манере, которой не учат музыкальные профессионалы. Он не играл нотами, он гудел гитарой, как шаман. Ему подыгрывали бассист и барабанщик Лил-Эда на бас-гитаре. Легко было заметить, что на репетиции они время не тратили, и в первый день одна из песен просто развалилась на глазах у публики. Местные муз-профи в зале неодобрительно качали головой и цыкали. Но потом блюзовое со-чувствие, со-ощущение увлекло троицу на сцене, они и дышали в тот момент, наверное, в одном ритме. А то, что звучало - не описать словами. Все три Луизиана Ред импровизировал программу, не повторясь.
Михаил Владимиров-младший, который на всех блюзовых джемах ноет, как ему надоело блюз играть, сдружился с Редом за кулисами и получил приглашение на сцену. Которым и воспользовался, с достоинством подыграв в двух песнях на губной гармонике. Для Владимирова это уже второй выход на сцену с "настоящими" блюзменами, поскольку в прошлом году он играл гармошечную дуэль с Отисом Тейлором.

Вторым номером выступало отлично сработанное шоу. Луизианский аккордеон под трескучую стиральную доску. Эта музыка зайдекоу сочетает французский язык с английским, блюзовый квадрат с народным ту-степом. Си-Джей Чениер, руководящих своим "Раскаленным до красна луизианским оркестром" (Red Hot Louisiana Band), смешенье языков оставил, а вот вольность ритмов укротил. Ритм звучал унифицированно современно, и поклонникам традиции это портило настроение. Зато танцевать под такую музыку европейцам легче. В любом случае, не нам учить Чениера, как растягивать меха в луизианских традициях. Он сын и музыкальный наследник короля зайдекоу, легендарного Клифтона Чениера. Когда-то папа привнес в свою деревенскую музыку немного рок-н-ролла, чем и вошел в историю; а потом всерьез ездил в шикарных лимузинах по сельским пульным дорогам, а на сцену выходил в блестящей короне. Наследник тоже осовременивает звучание изначально деревенской музыки... Короны у него пока нет, но играет действительно горячо, аж жжется. Кстати, в клубе БиБиКинг, тиская симпатичную блондинку, он спел блюз красиво и естественно, продемонстрировав и хороший голос и чуткое понимание традиций. (Зашедший "на огонек" в клуб Михаил Мишурис ему подпел, и Си-Джей тут же оценил "местного", попросив его спеть еще сольно. Луизиана Ред на этом джеме был тих и сосредоточен, извлекая из гитары свой down home blues. А Лил-Эд действительно зажигал и с акустикой в руках - бесподобно держал ритм.)

Блестки и имперски и карнавальные до потешности костюмы были у музыкантов, завершавших вечер. Ну так их к этому название обязывало: Lil'Ed & The Blues Imperials. Чикагцы и тоже кровные наследники. Сам Лил-Эд, роста и правда небольшого, является и родным племянником знаменитого чикагского слайдиста J.B.Hutto, и фактическим продолжателем его дела. Играли жарко и менее дисциплинировано, чем их предшественники, и потому, на мой вкус, более увлекательно. Эта простовая развеселая музыка очень раззадорила зал, из-за столиков вышли люди, потреблявшие пивко, и стали танцевать, расталкивая серьезных слушателей перед сценой. Блюз - он такой, несколько попроще, чем представляют его себе европейские исследователи. Но Эд играл и долгие медленные блюзы - и как это было хорошо!

Но увы, кончилось: снова блюз-пауза. Видимо, на год.
Эфесовским импортерам блюза надо отдать должное. В России они умело распространяют блюзовую заразу, не скупясь на рекламу. Звук в "Дружбе" был не таков, чтобы его хвалить, но был он значительно лучше, чем можно было бы ожидать. И главное, разнообразная программа мини-по-сути-фестиваля представляет блюз во множестве увлекательных оттенков.

Архив фестиваля можно посмотреть на сайте Blues.Ru.

14.11.2002, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Не очень-то и хотелось – ИЗ ЖИЗНИ Spotify не будет покупать SoundCloud. »»

Концерт для окарины и времени – ИЗ ЖИЗНИ Готовится к выходу на виниле саундтрек к игре "Legend of Zelda: Ocarina of Time" в исполнении… »»

Путевая драматургия – PJ HARVEY Радиопьеса на основе путевых заметок Пи Джей Харви о Косово будет поставлена на BBC. »»

Пост принял – AT THE DRIVE-IN At The Drive-In выпустили первую песню за 16 лет. »»

Жизнь коротка – Taylor SWIFT Тейлор Свифт и Зейн Малик записали песню к фильму "На пятьдесят оттенков темнее". »»

Горячие деньки – LUMEN Группа Lumen выпустила новый альбом. »»

Долой цифру, да здравствует аналог – ИЗ ЖИЗНИ Продажи винила в Великобритании превысили "цифровые" продажи музыки. »»

От печали до радости – THE JESUS & MARY CHAIN "Damage and Joy", новый альбом The Jesus and Mary Chain, выйдет в марте. »»

Привет, извините – МУЗЫКА YouTube и Vevo опубликовали список самых популярных музыкальных видео уходящего года. »»

Научились предлагать – ТЕХНИКА Сервис персонализованного интернет-радио Pandora запускает собственный стриминговый сервис. »»

Цвет китча – BORIS Японская экспериментальная группа Boris выступит в Москве и Петербурге. »»

Потусторонняя механика – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Электро-Механика пройдет в Питере в декабре. »»

Скандинавская зима – KÜCHEN / BERTHLING / NOBLE TRIO Концерт шведско-британского трио закроет сезон нового джаза в "Доме". »»

На заре – DAWN OF MIDI Нью-йоркское трио минималистов Dawn Of Midi впервые выступит в России. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Сигет: дни 6-7. Финал – SZIGET Заключительная часть репортажа с Острова Свободы. »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – Greg LAKE Грег Лейк, участник трио Emerson, Lake and Palmer, ушел из жизни в возрасте 69 лет. »»

"Если соберусь писать песню на русском, хотелось бы равняться на Высоцкого" – John GRANT Джон Грант о честности с окружающими, русском искусстве и жизни в Рейкьявике. »»

R.I.P. – Pete BURNS Умер Пит Бернс, основатель группы Dead or Alive, автор хита "You Spin Me Round". »»

"По-прежнему люблю решать замороченные кроссворды" – Ian GILLAN Йен Гиллан - о новом альбоме Deep Purple, коллекции разгромных отзывов и о том, почему он перестал… »»

"С каких это пор серые костюмы стали эксцентричным имиджем?" – ГРОМЫКА Участники группы Громыка о редких инструментах, алкогольных коктейлях и строгих костюмах. »»

50 лет лидеру "Несчастного случая" – Алексей КОРТНЕВ Алексей Кортнев отметил 50-летний день Рождения. Наши самые любимые песни Леши - в юбилейной… »»

"Я считаю, что во вторник уже можно смело идти тусоваться" – Burak YETER Бурак Йетер, автор одного из самых прилипчивых хитов лета, дает советы тусовщикам и юным коллегам. »»

"Я пошла на Vimeo и вбила в поисковик: "конец отношений", "хореография" – SKYE Скай Эдвардс о том, как она отбирала видео для своих песен, распаде Morcheeba и концертных нарядах. »»

Тушинское попоище: монстры рока на руинах СССР – ФЕСТИВАЛЬ 25 лет назад в Тушино прошел фестиваль Monsters of Rock. Его участники и очевидцы вспоминают, как… »»

"Эта музыка - гораздо больше, чем просто советская летопись" – Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича: Бадаламенти, Батагов, Карманов и Хайтинк рассказывают… »»

Просто подари – Филипп КИРКОРОВ Еще 5 случаев, когда Филиппа Киркорова могли обвинить в плагиате. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Вспомнить всё: русский рэп - начало – МУЗЫКА Час Пик из Куйбышева, ленинградцы Черное и Белое и многое другое в плейлисте об истории русского… »»

Рифмы и биты: микстейпы августа – МУЗЫКА 2 Chainz, Слава КПСС и Noname в подборке августовских микстейпов на Звуках. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Саундтреки к сериалу "Stranger Things" и игре "TRON.Run/r", ремиксы на Брайана Ферри и другая… »»

Покупайте билеты, братья! – КОНЦЕРТ Тарифные планы для меломанов, которым не сидится дома - в звучном гиде по концертам осени. »»

Шоу "second hand" – ТВ Спойлер пятого сезона шоу Голос: однажды мы все это уже где-то слышали. »»

20:00 – Союз композиторов – Андрей МАКАРЕВИЧ Андрей МАКАРЕВИЧ »»

20:00 – 16 ТОНН – Петр НАЛИЧ Петр НАЛИЧ »»

20:00 – China-Town-Cafe – ВСТРЕЧА РЫБЫ ВСТРЕЧА РЫБЫ »»

20:00 – Барвиха Luxury Village – БАСТА БАСТА »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – НЕЙРОМОНАХ ФЕОФАН НЕЙРОМОНАХ ФЕОФАН »»

Хроника10/12
Свежая реплика

Чем мы заслужили это?PET SHOP BOYS 10/12/2016 18:51 от Руслан Богомазов Я не очень понял связь названия поста с его содержанием! За что нам это? Чем заслужили? Пафосно? Да. Но, не к реальности, ни к содержанию обзора- название не имеет ни малейшего отношения! Используют в творчестве социальные, религиозные и политические вызовы! И что? Нейл, как поэт говно бы был, если б не пел о том, что его беспокоит. Чистой драматической лирики автору поста не хватает? Да ладно, у ПШБ то её нет? Ну-ну! Хреново знать автор слушает. Ну или завсегда предвзято!Великий видимо эксперт, из тех, что уже и по телеку-то всей своей могучей дружиной в доску зае…ли!- Слышим и видим, что нам по вкусу и эту парадигму доводим до людей, это абсолютная аксиома! ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить