Ноябрьскими длинными вечерами, отгремев слегка, закончился эфесовский блюз-фестиваль. Москвичи к нему уже попривыкли, никто особо и не замечает совпадения фестиваля с днями Великой Октябрьской социалистической революции. День согласия, да и ладно. Вполне удачный выбор: блюз - тоже музыка согласия. Началась его история в миссиссиппской хлопковой глубинке... А нынче играют блюз коренные жители Японии, Финляндии и Сингапура. Играют и в Москве, но все согласны, что это "не то", а ведь можно бы было с этим поспорить...
Зато импортированный из североамериканских южных штатов блюз имеет в Москве и России поразительный и все умножающийся успех. Четвертый год, как он тут. В Москве за это время из двухдневного он вырос в трехдневный и переехал из фойе МДМ в более просторный СКЗ "Дружба". Закралось опасение, что от метро далековато, но публику это обстоятельство не остановило: зал был полон. И, более того, российская часть фестиваля проходит уже в трех городах - Москва, Санкт-Питербург и Ростов-на-Дону. Экспансия! практически триумфальное шествие блюзовой власти!

Вообще же фестиваль кочует с одной программой по многим городам Европы, в мире фестиваль под этой пивной маркой проходит уже в 13й раз. По блюзовой абсурдной логике, программа тринадцатого и оказалась едва ли не самой удачной за всю историю. С точки зрения знатоков подбор участников был просто ослепительным! По выражению А. Липатова: "Драматургия вечера оказалась крайне интересной - сперва матерый человечище, потом луизианский, несколько навязчивый угар, затем - удивительно небанальный и разнообразный малыш, реально - хозяин вечера..."

"Матерый человечище" - это живая легенда. Звать Луизиана РЕД. Лет ему 66. Судьба - самая что ни на есть блюзовая. Карьера - увлекательная и разнообразная. А достижения - неоспоримы.
В эфесовские дни ему довелось открывать концерт, поскольку у фестиваля всегда одна программа: сначала традиционный акустический блюз, затем близкородственный блюзу стиль, чаще всего зайдекоу, и в завершение - современный. В 1962м, пока "битлы" еще хлопали в ладоши: "люби-люби меня" - Луизиана Ред записал свой дебютный альбом, опередивший появление блюз-рока лет на пять, спев он на серьезнейшие темы, как личные, так и общественные. По велению времени начавший свою дискографию с интенсивной электрики, Луизиана Ред на самом деле адепт акустики до печенки, до мозга кости. Его акустические альбомы (вроде Midnight Rambler, 1975) - это высшая метка в этом направлении. (Хотя, раз уж разговор зашел о дискографии артиста, нельзя не признать, что есть в ней и откровенно халтурные альбомы... Что делать, вдохновение не приходит к блюзменам по вызову в студию, а без вдохновения блюз - бессмысленное ковыряние известного квадрата. Но в удачный вечер блюз Луизианы Реда архисерьезен, глубок и уникален). Как он сказал: "Блюз - это сама жизнь. И в жизни и в блюзе радость и беда, веселое и грустное идут рука об руку."

В первый вечер он почему-то не доставал свою гитару "нэшинэл-стил", которая завораживает публику металлическим блеском резонатора не менее, чем басовитым протяжным звуком. Пел свои песни, посвященные своим любимейшим музыкантам: Лайтнингу Хопкинсу и БиБиКингу. Пел традицию: того же Хопкинса и вечного Мадди Уотерса. Причем, было это истинно блюзово пропущено через свою манеру и трактовку и пропитано сердечной искренностью. В этой акустике Луизианский Рыжий был абсолютно самодостаточен, в одиночестве создавая плотный блюз, которого хватало на всех. Но и электрогитару он тоже брал в руки, и это тоже была блюзовая магия, где нот немного, но сверхвысока концентрация чувств.
Играл он в уникальной манере, которой не учат музыкальные профессионалы. Он не играл нотами, он гудел гитарой, как шаман. Ему подыгрывали бассист и барабанщик Лил-Эда на бас-гитаре. Легко было заметить, что на репетиции они время не тратили, и в первый день одна из песен просто развалилась на глазах у публики. Местные муз-профи в зале неодобрительно качали головой и цыкали. Но потом блюзовое со-чувствие, со-ощущение увлекло троицу на сцене, они и дышали в тот момент, наверное, в одном ритме. А то, что звучало - не описать словами. Все три Луизиана Ред импровизировал программу, не повторясь.
Михаил Владимиров-младший, который на всех блюзовых джемах ноет, как ему надоело блюз играть, сдружился с Редом за кулисами и получил приглашение на сцену. Которым и воспользовался, с достоинством подыграв в двух песнях на губной гармонике. Для Владимирова это уже второй выход на сцену с "настоящими" блюзменами, поскольку в прошлом году он играл гармошечную дуэль с Отисом Тейлором.

Вторым номером выступало отлично сработанное шоу. Луизианский аккордеон под трескучую стиральную доску. Эта музыка зайдекоу сочетает французский язык с английским, блюзовый квадрат с народным ту-степом. Си-Джей Чениер, руководящих своим "Раскаленным до красна луизианским оркестром" (Red Hot Louisiana Band), смешенье языков оставил, а вот вольность ритмов укротил. Ритм звучал унифицированно современно, и поклонникам традиции это портило настроение. Зато танцевать под такую музыку европейцам легче. В любом случае, не нам учить Чениера, как растягивать меха в луизианских традициях. Он сын и музыкальный наследник короля зайдекоу, легендарного Клифтона Чениера. Когда-то папа привнес в свою деревенскую музыку немного рок-н-ролла, чем и вошел в историю; а потом всерьез ездил в шикарных лимузинах по сельским пульным дорогам, а на сцену выходил в блестящей короне. Наследник тоже осовременивает звучание изначально деревенской музыки... Короны у него пока нет, но играет действительно горячо, аж жжется. Кстати, в клубе БиБиКинг, тиская симпатичную блондинку, он спел блюз красиво и естественно, продемонстрировав и хороший голос и чуткое понимание традиций. (Зашедший "на огонек" в клуб Михаил Мишурис ему подпел, и Си-Джей тут же оценил "местного", попросив его спеть еще сольно. Луизиана Ред на этом джеме был тих и сосредоточен, извлекая из гитары свой down home blues. А Лил-Эд действительно зажигал и с акустикой в руках - бесподобно держал ритм.)

Блестки и имперски и карнавальные до потешности костюмы были у музыкантов, завершавших вечер. Ну так их к этому название обязывало: Lil'Ed & The Blues Imperials. Чикагцы и тоже кровные наследники. Сам Лил-Эд, роста и правда небольшого, является и родным племянником знаменитого чикагского слайдиста J.B.Hutto, и фактическим продолжателем его дела. Играли жарко и менее дисциплинировано, чем их предшественники, и потому, на мой вкус, более увлекательно. Эта простовая развеселая музыка очень раззадорила зал, из-за столиков вышли люди, потреблявшие пивко, и стали танцевать, расталкивая серьезных слушателей перед сценой. Блюз - он такой, несколько попроще, чем представляют его себе европейские исследователи. Но Эд играл и долгие медленные блюзы - и как это было хорошо!

Но увы, кончилось: снова блюз-пауза. Видимо, на год.
Эфесовским импортерам блюза надо отдать должное. В России они умело распространяют блюзовую заразу, не скупясь на рекламу. Звук в "Дружбе" был не таков, чтобы его хвалить, но был он значительно лучше, чем можно было бы ожидать. И главное, разнообразная программа мини-по-сути-фестиваля представляет блюз во множестве увлекательных оттенков.

Архив фестиваля можно посмотреть на сайте Blues.Ru.

14.11.2002, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника25/09

1932 – Гленн Гульд, величайший пианист и философ фортепиано, родился в Торонто. Гульд известен на весь мир благодаря своим интерпретациям музыки Баха  »»

Garvin BUSHELL

Colin DAVIS (1927)

Glenn GOULD (1932)

Mike GIBBS (1937)

Onnie MCINTYRE (1945)

Steve MACKAY (1949)

Richard HARVEY (1953)

Александр КОЗЛОВ (1961)

Will SMITH (1968)

T.I. (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить