Джаз в саду "Эрмитаж"

Второй московский международный фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж" завершен. На нем были представлены музыканты из России, Украины, Туркмении и Польши. К разочарованию части зрителей, в программе не...

Второй московский международный фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж" завершен. На нем были представлены музыканты из России, Украины, Туркмении и Польши. К разочарованию части зрителей, в программе не было не было ни одного биг-бэнда. Зато многочисленные малые составы серьезно различались как по стилям, так и по составу. Зрители особо отметили довольно редкие в джазе инструменты и музыкантов, игравших на них: пятиструнную скрипку (Феликс Лахути) и аккордеон (Владимир Данилин). Говоря о редких для наших фестивалей составах, необходимо отметить "Мэн-Саунд" - вокальный мужской секстет из Киева. Очень сильные голоса (особенно бас - Рубен Толмачев) и оригинальный подход к исполнению украинского фольклора.

Много молодых музыкантов. Критики и зрители отметили проект пианиста Андрея Разина. Много молодых было и в составах признанных мастеров, и во многом их высокий уровень и открытость новому традиционные составы "чистого" джаза слушались очень свежо и непредсказуемо. Квинтет знаменитого барабанщика В. Епапнешникова был наиболее интересным из таких составов. Яков Окунь (ф-но), Игорь Кондур (к-бас), Дмитрий Мосьпан (тенор-сакс) - все они показали себя яркими и непредсказуемыми солистами. Особую остроту и драматичность их выступлению придали проблемы с контрабасом. Музыканты не только не были сбиты выпадением фундамента состава, но восприняли это как игру, проявив себя в импровизациях.

Кому-то понравилось, кому-то нет, что одни и те же музыканты играли в разных составах. Но всех покорил импровизированный ансамбль "Российские Звезды". Действительно, только звездные имена: Игорь Бриль, Алексей Кузнецов, Станислав Григорьев, Виктор Гусейнов, Анатолий Соболев, Александр Гореткин. .txtr Вообще же, говоря о достоинствах и недостатках фестиваля, отмечалось почти полное отсутствие этноджаза. Было несколько составов, в частности, туркменская "Нисса", или "Второе Приближение", использовавших различный фольклор, но это было именно использование этнической музыки в совершенно другом - джазовом или поп контексте. Но одновременно отмечалось, что собственные номера почти у всех участников звучали убедительнее и лучше, чем джазовые "эвергрины".

К серьезным недостаткам был отнесен звук. Практически не была слышна перкуссия, кроме как в сольных моментах (это - распространенная беда наших концертов) Отсутствие общего звукового баланса сильно снижало впечатление от многих коллективов. К серьезным достоинствам был отнесен подбор музыкантов. Александр Ростоцкий, арт-директор фестиваля, легендарный отечественный басист, сделал все, чтобы пригласит наиболее интересных музыкантов, и играл со многими из них в импровизированных составах. И также большой и неожиданной удачей оказался серьезный коммерческий успех фестиваля. Несмотря на кризис, а также несмотря на то, что билеты стоили в этом году в два раза дороже, чем в прошлом (50 и 100 рублей, соответственно), количество посетителей позволило не только окупить фестиваль, но и принесло прибыль. Вопреки прогнозам скептиков, джаз- все более и более слушаемая музыка в Москве, и следующий фестиваль ожидается более широким по составу исполнителей и по представленной на нем музыке.

02.09.1999, Борис ЛАБКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)