Представьте, что вы всеми правдами и неправдами проникли на крутую дискотеку, но поплясать так и не удалось. Обидно, да? А ведь именно таким образом для многих запомнился концерт легендарного французского ВИА Space, прошедший 25 октября в Кремлевском Дворце Съездов.
Какова нынешняя концепция возрожденной группы? Дипломатично-загадочные ответы на наши вопросы руководителя ансамбля, маэстро Дидье Маруани, мало что могли прояснить:
Звуки.Ру: - В музыке Space конца 70-х отчетливо прослушивались
диско-интонации. Были ли Ваши сольные работы 80-х годов попытками уйти от
штампов танцевального жанра, как-то расширить музыкальную палитру?
Маруани: Я не стремился специально создавать танцевальные
произведения, для меня главное - мелодия. К примеру, в новой работе, с ее
массивным симфоническим звучанием, подход к ритму менее прямолинейный. Просто в
то время мне хотелось усилить эмоциональную подачу за счет мощных ритмов, а
дискотеки за это и ухватились...
Звуки.Ру: - Какова нынешняя музыкальная концепция Space? В 70-х это был
инструментально-клавишный проект, на московских концертах 1983 года мы видели
поющих гитаристов, а всю инструментальную часть "Space Opera" Вы записали в
одиночку. Что ждет Вашу публику сейчас?
Маруани: Работая в студии, я уделял очень много времени синтезу
классических оркестровок и новейших разработок в области электронной музыки. Во
время работы я консультировался со многими специалистами в области звукозаписи,
и оглядываясь на проделанную работу, могу оценить ее, как своего рода
эксперимент. Надеюсь, он будет удачным...
Что интересно, афиши не обманули: мы получили действительно Space. Если не по
составу, из которого все равно никого, кроме отца-основателя, уже никто не
помнит, то уж точно по духу. Редкие "чужеродные" вкрапления в чреду бодрых,
деликатно апгрейженных под танцевальный стандарт 2002 года диско-номеров
(класса "Tango In Space") и чувственных инструментальных баллад, просто-таки
созданных для медленных танцев (наподобие знаменитой "Ballad For Space
Lovers"), вряд ли могли изменить общее впечатление. Сольные, более сложные
композиционно сочинения Маруани были в тот вечер в явном меньшинстве. А
присутствовавший на сцене оркестр за редким исключением лишь поддерживал игру
группы типичными для танцевальной музыки 70-х скрипично-духовыми
секвенциями.
Безусловно, новая версия "Just Blue" способна составить здоровую конкуренцию
всем этим "покорившим европейские танцполы" плагиаторам, выдающим ремиксы
стареньких электронных диско-номеров за модные штучки собственного сочинения. А
усиленная хором и оркестром "Symphony" в кои-то веки стала соответствовать
названию. Кстати, поразившую нашу публику и насмешившую Кирилла
Немоляева на всю оставшуюся жизнь "фишку" с лазером на голове Маруани не
забыл. Правда, новый лазер, подобно новому мечу рыцаря-джедая, двойной. И
кажется, весит несколько меньше - судя по тому, с какой легкостью композитор
нахлобучил его себе на голову точно в момент кульминации. Однако куда, скажите
на милость, делись из "Space Opera Рart 2" загадочно-тревожные
трансгалактические хоры?
Едва лишь по залу раскатились первые такты знаменитой хоровой интродукции
"Deliverance", композитор неожиданно прервал музыкантов и обратился к публике
с речью касательно недавних террористических актов.
"Артист не должен
вмешиваться в политику, - сообщил Дидье. - Но когда творится такой
беспредел, когда в заложниках женщины и дети - остаться в стороне невозможно.
Поэтому эту композицию мы хотим посвятить тем, кто переживает сейчас, быть
может, самые тяжелые часы в своей жизни". Однако при всей правильности
произнесенных слов прозвучавшая затем композиция оставила многих в недоумении.
С какой радости памятный
семидесятникам мощный женский соул-вокал оригинальной версии сменило натужное
карканье какого-то престарелого шансонье? К тому же не менее известная "Crime
In Your Town", композиция из числа сольных работ Маруани, была бы в данном
случае более уместной.
В том же стиле прозвучали во втором отделении еще два номера - "Prison"
(также звучавший некогда в оригинале с женским вокалом) и всенародно любимую "Child".
Все это довольно странно, и загадочно, ибо в шоу Маруани принимала участие
потрясающе голосистая вокалистка по имени Матильда, исполнившая
заглавную тему нового альбома "Symphonic Space Dream" (еще один реверанс в
адрес диско-эпохи). Правда, многое становится понятно, если учесть, что сам
Маруани, предваряя ее выход, честно признался - времени на репетиции с группой
у нее было маловато. Но тогда чего стоит объяснение композитором своего долгого
долгого отсутствия на мировой поп-сцене тем, что реорганизация состава группы и
создание нового материала отняли у него массу времени и сил?
Кстати, в полном соответствии с высказанными журналистом из "Сельской Молодежи"
еще на пресс-конференции опасениями, детский хор в "Child", в отличие от
взрослого, звучал в записи - похоже, в той самой старой записи образца 1983
года. Парадокс, но если бы на сцену не выходили малолетние "хористы" в
ангелообразных одеяниях - этот ход не воспринимался бы, как "использование фонограммы".
Вообще, новый состав группы (за исключением одного из двух клавишников -
коллеги Дидье еще со времен Paris-France-Transit) выглядел набранным
скорее в
спешке. Скажем, новые гитарист и ударник решительно не выдерживали сравнения с
теми музыкантами, что выступали с Маруани в далеком 1983 году на московских
концертах. А за какую "блестяще проделанную работу" композитор ближе к концу
концерта благодарил инженеров по звуку и свету - не вполне понятно. Ибо в
работе и того и другого наблюдались даже дилетанту заметные огрехи. К примеру,
во втором отделении, игравшемся без оркестра, звучание группы стало до обидного
плоским и ненатуральным, а барабаны очень некрасиво высунулись вперед. Во время
же заключительного номера на авансцене деловито вращались на сервомоторах
выключенные прожектора!
И совсем уж не лезет ни в какие ворота косноязычная переводчица, присутствовавшая на мероприятии для перевода реплик музыкантов между песнями. Дама запиналась, перевирала или пропускала названия песен, упоминаемые артистами имена и вообще обнаруживала полное незнакомство с предметом по части необходимого в таких случаях словарного запаса. "И это Кремль? Куда катится мир?" - хватались за голову при каждом ее ляпсусе зрители. Причем явно не одни лишь знатоки французского.
Новые сочинения Маруани производят даже не двойственное, а скорее тройственно впечатление. С одной стороны, работать с аранжировками в классическом стиле композитор может, и неплохо - грандиозное оркестрово-хоровое болеро, один из самых светлых моментов шоу, было к вящему удовольствию публики, повторено под самый занавес. С другой стороны, маэстро периодически тянет назад, к дискотечным секвенциям - судя по заглавному номеру "Symphonic Space Dream", который вполне могла бы исполнить какая-нибудь Глория Гейнор. Наконец, с третьей, у Маруани явно чешутся руки поставить на место всяких выскочек ди-джеев с их долбежкой - иначе откуда берутся совсем уж "кислотные" номера вроде "Dancing Space"?
Странные воспоминания, должно быть, остались у многих после концерта.
Получасовая очередь в Кремль под проливным дождем, бездарный конферанс, и сами
музыканты, потерянно пытающиеся выкарабкаться из теперь уже явно
обозначившегося их в карьере кризиса жанра... Действительно - куда
катится мир?..
No reply.
Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где строится МКС?
Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда
невдомек, что это еще и музыкальный коллектив, чье название и легенда
странным образом переросли весьма недолгий период его физического существования.
Наш рассказ об этой французской группе сопровождает ее музыка...
Подробности из жизни:
Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где
строится МКС?
Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда
даже невдомек, что это еще и музыкальный коллектив,
чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его
физического существования.
Музыка этой группы и по сей день звучит из динамиков
у входа в Мемориальный Музей
Космонавтики близ ВДНХ. Современные эстеты из глянцевых изданий снисходительно
определяют эстетику
Space как
"редкостный мусор, вызывающий интерес разве что своей близостью к easy".
"Сидит за роялем мужик с лазером на башке, и все в зале тащатся", -
стебется, вторя им, Кирилл Немоляев, включивший на один из своих
альбомов пародийную кавер-версию "Symphony".
Самое забавное в том, что под логотип Space зачастую сваливают по незнанию
репертуар как минимум двух различных групп, а также большую часть сольных работ
их основателя. Как же это получилось? Попробуем разобраться...
Группа Space была…
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)