Nina HAGEN  Nina Hagen uber alles!

Создается впечатление, что перед нами - несколько женщин, старушек и девочек, живущих в одной телесной оболочке. В Cредние века к Нине Хаген обязательно вызвали бы экзорциста. Наш репортаж о пребывании Нины в Москве и о ее единственном концерте в Б2...

Скажем прямо, было чего опасаться. Все эти разговоры о богоизбранности, о шакти и Космической Матери, которые вела со мной Нина Хаген (Nina Hagen) за неделю до своего визита в Москву, внушали справедливое опасение, что на концерте нас, бедных, ничего, кроме "харе Кришна, харе Рама" не ожидает.
Самое интересное - что так оно и оказалось.

Эта чудовищная женщина приковывает взгляды мгновенно. Едва появилась на публике - начинает корчить рожи, экзальтированно взмахивать руками и хохотать. Захлебываясь словами, на разные голоса проклинает Буша, взывает к совести Шредера и рассказывает о том, как два года назад она была на Украине и играла там Бабу Ягу в фильме про Василису. Делится личными переживаниями: ее нынешнему бой-френду - 25 лет, она счастлива, ее дети - самые лучшие дети в мире. Создается впечатление, что перед нами - несколько женщин, старушек и девочек, живущих в одной телесной оболочке. В средние века к Нине обязательно вызвали бы экзорциста.

Концерт начался с коньяка и запаха благовоний. Пятьсот избранных рассредоточились по Б2, поздравляя хозяев заведения с днем его Рождения и удачным выбором музыки. В зале были замечены Кирилл Немоляев (поведавший мне о том, что Нина - одна из трех музыкантов, которые способствовали немоялевскому становлению как музыканта), Найк Борзов, пара-тройка маститых деятелей шоу-бизнеса и другие не желающие быть солидными граждане.
После мощного вступления Нина появилась на сцене в коротеньком черном платье и лосинах - и тут же начала выделывать нечто среднее между движениями из ритуальных танцев и жестами поломанной механической куклы. Все это происходило под ломовое сопровождение ритм-секции. Мощный саунд, грамотно выстроенная стена звука... Ну, слава богу,- это прежняя, привычная Нина - насколько Нина вообще может быть прежней и привычной.
Концерт начинается с грозной "The Return of the Mother". Наше все - с нами.
Нина стремительно перемещается по сцене, она говорит не только разными голосами, но и на разных языках. Мешая русский, английский и немецкий, она приветствует публику:
- Это моя первая песнья... первый звук! I think we'd better say it in english... I say... we are free!
Free from hate
Free from hunger,
Free from war!
And every moment is a part of eternity!..

А дальше она толкает пламенную речь о том, что все мы - общество, и все мы - в ответе, и что Штаты обязаны прекратить свои преступления против человечества. И смотрит в толпу таким взглядом, каким смотрит мама, когда заставляет есть кашу. И мы смотрим на нее, как на маму: с таким же ужасом и обожанием.

А музыка... музыка, дорогие мои, осталась неизменной. В ней по-прежнему есть та грешная первородная энергия, которая волочет тебя, словно бурный поток, и остановиться невозможно. И голос. Голос у Нины - ого-го! Исполнив пару вещей с Nina Hagen, обильно пересыпая их шутками-прибаутками на смеси языков и зычными "Харе-харе-харе-Кришна", Нина объявляет: "А сейчас - russian reggae!". И урезает на мотив "Катюши":
Анья и Татьяна,
Ольга и Марына,
Alle russian women
Alle аллелуйя!
...
После этого "именного" вступления следует "Харе, харе, russian women! Харе, харе, аллилуйя!". В какой-то момент в рефрен вплетается с мастерски снятой шаляпинской интонацией "Эй, ухнем! Эй, ухнем! Еще разик, еще раз!". Ошалевшая публика не верит своим ушам. Рассказали бы мне - я бы точно не поверила.

Со словами "And now I have to go pi-pi" Нина берет гитару. Теперь инициатива - полностью в ее руках. Она задает темп (чувствуется, что произвольно) и подгоняет музыкантов, которым и раньше-то нелегко приходилось.
Надо сказать, сопровождающий состав у Нины - совершенно ломовой. Ее выкрутасы на сцене мужики воспринимают, не дрогнув ни единым мускулом. Когда Нина берется солировать, она может сбиться с ритма или полностью изменить рисунок игры - и они молниеносно подстраиваются, попутно вклинив в ходе игры какой-нибудь хулиганский запил и сделав вид, что, в общем-то, так оно и было предусмотрено с самого начала. При этом состав абсолютно не чурается модных новшеств: активно использует скрэтчи и обыгрывает Нинин голосище разными "шпильками".

Звучат "Om Namah Shivay", "Freiheitslied", "African Reggae" и "Revolution Ballroom", перемежаемые уже привычным (и когда это мы успели к этому привыкнуть?) "ом мани падме хум" и лозунгами типа "I want to be united - not devided!". Толпа в движении, ладони отбиты, глотка сорвана. Стили и голоса меняются со скоростью масок. Где же, где же ты, Нина? Кто из этих женщин - ты?
Быть может, ты - женщина-рэп? Женщина - йодль? Женщина - ска? Женщина - раста? Женщина - Шива? Многорукая, многоголосая, моголикая Нина, от которой кружится голова и восторг не дает дышать?

Даже самые простые вещи она умудряется обыграть: подарили ей цветы, начинает петь, вращая глазами: "Flower Power! Power Flower!" Даже самые незатейливые песни умудряется пропеть со значением. Ну вот, скажите, как можно серьезно слушать такой текст:
"I am just an easy friend,
One who can comprehend,
One who can not pretend,
And I'm reincarnated"
...
Однако мы не только слушаем, но и подпеваем. И когда звучит "Nina for President", мы действительно готовы попросить мистера Путина и герра Шредера уступить место этой энергичной дамочке сорока семи лет, у которой дочку зовут Космо Шива, и которая считает, что неважно, где мы находимся физически, потому что на время ее концерта все мы находимся в Индии...
Хотя бы ради Индии - уступите ей место, господа президенты.

Концерт продолжается уже полтора часа. Звучат "Zero Zero U.F.O", "Tiere", балладка неизвестного происхождения с припевом "Young people, young people, we gonna save the children, we gonna save the children..."...
Но зал не утихает. Вот на бис пошла харрисоновская "My Sweet Lord", вот уже и два часа пролетели... и Нину снова вызывают на бис... удивительное дело, но она совершенно не выглядит уставшей, хотя ее музыкантов уже можно выносить со сцены вперед ногами...
А напоследок Нина исполняет ту самую "Катюшу" вперемежку с "Дубинушкой". Песня длится точно семь минут. У музыкантов и зрителей в глазах - восторг и преклонение.

По дороге домой я задавалась вопросом: если мы так измотались, просто слушая этот концерт, то откуда в этой женщине берется столько энергии, чтобы два часа без остановки петь, скандировать и скакать по сцене? Неужто и в самом деле ей помогают Шива и Рама?...
Миссионеров в современном мире хорошо готовить в рок-клубах: такие примеры убеждают.
А что вы думаете по этому поводу?..

30.03.2009, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Nina HAGEN

На многих артистов публика и критика навешивают незаслуженные ярлыки, но эта женщина побила все рекорды. Монументальная Нина Хаген за всю свою долгую музыкальную карьеру удостоилась лишь одного верного определения: она - мать всей экстремальной сцены Германии...

Дата рождения:

11 марта 1955

Подробности из жизни:

Очень многие ярлыки и стилистические определения на музыкантов навешиваются по соображениям, далёким от сугубо музыкальных. Года три назад, помнится, немцев из Rammstein называли индустриальщиками - сейчас, на волне возрождения хэви-метал, их столь же легко записывают в металлисты. А о том, что в их
работах независимо от всяких выкрутасов моды всегда органично сочеталось и то,
и другое, - стараются и не думать.
Порою кажется, что германская певица Нина Хаген, родившаяся 11 марта 1955
года, была причислена к панк-братии после полуминутного
просмотра каким-то верхоглядом случайной концертной съёмки. Сделать строго
определённые выводы при виде облачённой в художественную рванину дамы с боевой
раскраской на лице, помойкой на башке и детскими пустышками в ушах (вместо
клипс) - легко. Как и вспомнить об истории диссидентского бегства "этой
полоумной" из Восточного Берлина в Западный. На музыку и на тот факт, что эта
женщина вынесла свой родной язык на мировую рок-сцену задолго до…

Далее... →