АУКЦЫОН  Два репортажа с одного концерта

Как ни старайся, а в описании музыкального события невозможно быть объективным, и даже сколько-нибудь беспристрастным. Вашему вниманию предлагаются две версии репортажа с одного и того же события: совместного концерта групп АукцЫон и Ва-БанкЪ. В каждой - свое настроение и свой характер...

Как ни старайся, а в описании музыкального события невозможно быть объективным. Всем мы люди - даже если пытаемся быть журналистами. Вашему вниманию предлагаются две версии репортажа с одного и того же события: совместного концерта групп АукцЫон и Ва-БанкЪ. В каждом из репортажей - свое настроение и свой характер.

Дружба слона с китом.

Да, вопреки заявленному порядку - первым выступал Ва-Банкъ. И я это не сразу понял, - но об этом чуть позже.
Перед началом шоу ничто не предвещало аншлаг. На треть заполненный зал, небольшая кучка у сцены... Кто-то вопит, как всегда, кто-то свистит. Хорошо продается пиво, люди ходят туда-сюда со счастливыми лицами.
К началу выступления зал набит битком.

Но вот - гаснет свет, зажигаются некие синеватые лампионы и играет что-то таки мрачно-психоделическое. Психоделия, одним словом, играет. Так вот, думаю, какой ты, новый альбом группы АукцЫон. Шаманские ритмы нарастают, бурчание какое-то, индустриальный размах - загораются огни - ба!
А это еще кто такие?! Под этот самый бит на сцене появляется субъект в шапочке китайского мандарина, в очках и кожанке a-la Олимпиада-80. Поет, можно сказать - заклинает, размахивая продолговатой ретортой в руке, отхлебывет из бутыли изрядными глотками. Да это же Александр Ф. Скляр! Ну и ну. Поражаюсь изобретательности. От "элегантного позерского панк-рока" в конце 80-х, через увлечение "альтернативой" и уроками плаванья к шансону и вот теперь, здравствуйте - психоделия. Вот что такое "сила печатного слова" - в данном случае сила книг Виктора Пелевина...

Я продолжаю наблюдать за происходящим, все более изумляясь. Песня со словами "я хочу слышать твой пульс" мне не знакома, я расчитываю услышать в дальнейшем уж совсем что-то из ряда вон - аудитория в растерянности - что такое, где же русский рок? А вот и он, родимый.
В дальнейшем Ва-Банкъ не продемонстрировал сюрпризов. Радиохиты, просто знакомые песни, кавер Цоя - "Мама, мы все тяжело больны" и история про встречу с Петром Мамоновым, предварявшая "Досуги-Буги", из мрачного психоделического гимна в трактовке Ва-Банка превратившегося и в самом деле, в кабацкий буги-вуги. Но тут я вдруг обратил внимание на фендер-стратокастер цвета слоновой кости. Как известно, если в пьесе в первом акте висит на стенке ружье, то в третьем оно должно выстрелить. Так и тут - если стратокастер цвета ivory, то будет Джими Хендрикс. И точно: после шоу-стоппера "Вася Совесть", уже под конец программы, Александр Ф. и лохматый гитарист в широченных синих штанах и такой-же робе, подскочили к усилителям Marshall (опять Хендрикс!) - и ну давай вызывать фидбэки! Зал потонул в реве и вое. Феерия! Нет, это надо было слышать. Хороший фидбэк стоваттного лампового усилителя стоит пары хитов с иного нашего радио. Спасибо, Ва-Банкъ. Это было мощно.

Обалдевший (я предпочел бы менее корректный термин) народ в испуге стал скандировать А-У-КЦЫ-ОН! А-У-КЦЫ-ОН! Но прислоненные к кабинетам (ящики с рядами динамиков) гитары - уже без музыкантов - продолжали завывать, покуда звукорежиссер не увел их с пульта.

После технического перерыва на сцене - АукцЫон. Так, наверное, приветствуют гол, забитый любимой командой футбольные фанаты - зал просто заходится от восторга.
На этой неделе у группы вышел новый альбом под названием "Это мама". Но со сцены про альбом сказано не было или было сказано, да я не расслышал - ибо говорил только Гаркуша, а его микрофон как-то так отстроили, что разобрать слова не представлялось возможным. Похожий в видоискателе фотоаппарата на Евгения Евтушенко, он читал стихи между песнями, доставая из саквояжа тетрадку, и общался с залом - это я понял, но смысл реплик постоянно от меня ускользал, несмотря на газированную водичку вместо пива, как положено. В VIP-зоне, куда я решил пререместиться из партера, шел непрерывный, так сказать, обмен жидкостями - не то, что вы подумали - люди то и дело вскакивали и убегали, потом возвращались с пластиковыми полулитровыми стаканами и опять вскакивали и бежали куда-то, чтобы опять прибежать. Я же сосредоточился на звуке и воспоминаниях,- думаю не один я: в зале было полно людей разменявших четвертый десяток, они подпевали каждой песне, зажмурив глаза, а некоторые даже привели с собой маленьких детей. Что можно сказать - АукцЫон убедительно доказывает, что эстетская, декадентская, неформатная музыка, сдобренная непонятными, эстетскими стихами, без какой-бы то ни было "ротации" имеет огромный успех вот уже без малого 20 лет.
Совершенно непонятно, кем приходится эта группа "русскому року". Внучатый племянник? Седьмая вода на киселе? Теряюсь в догадках. Но рискну предположить, что эту группу все же надо слушать не на концерте.

Да, все было, как обычно. Гаркуша в белой рубахе с баночкой из-под пива трясется как заведенный, Леня Федоров в серой майке трясется и поет своим нечеловеческим голосом, играют трубы, - все как обычно. Исполнялись хиты, много песен было с черезвычайно любимого мною еще со школьной скамьи альбома "Жопа" - тогда он, правда, назывался "Дупло", - что, возможно, звучало более многозначно. Звук был грязноват, но, возможно это укладывалось в новую авторскую концепцию: играют так же, как на пластинке, говорил я, когда спрашивали, как играет АукцЫон живьем, а тут все как-то по-другому - свирепо и даже несколько зло.

Я давно перестал следить за творчеством этих колоссов. Для меня музыка АукцЫона слишком темна, депрессивна. Это музыка Петербурга, сырых морских ветров, туманов, темных парадных и призраков. Я искренне не понимаю, как под нее можно прыгать и веселиться, обливаясь пивом. Но зрители, пришедшие в ДК Горбунова, не разделяли моего мнения. Со мной было меньшинство. Оно-то и направилось к выходу, когда Леня, оборвав песню на полуслове, снял свой пижонский фендер-ягуар и ушел со сцены, а за ним, поиграв немного, ушли остальные музыканты. Партер не расходился, свистел, требуя "на бис" - но я уже спускался вниз по лестнице.

На улице сыро и холодно - по-петербургски. Краем глаза замечаю на облупившейся стене дома плакат: "такое-то октября, группа Ленинград, специальный гость Захар Май". Крепите дружбу слонов и китов!

Версия Б. Блажковича.

Новая формула рок-н-ролла: два в одном

В последнее время многие музыканты активно устраивают различные творческие альянсы. Но искать оттенок какой-либо спекулятивности в совместном концертном проекте 'Ва-Банка' и 'АукцЫона', который прошел 11 октября в ДК Горбунова - пустое занятие, поскольку оба коллектива давно уже заняли свои передовые позиции на линии отечественного рок-фронта, и сдавать их пока не собираются.

Волнение надвигающегося праздника заметно ощущалось еще около метро "Багратионовская". Вслед за меломанами, которые торопливо "согревались" у близлежащих палаток, я, встретив по дороге собратьев "по перу", торопливо вышагивал по пустынному парку в сторону ДК Горбунова. Попав в заветное здание, мы, в общем-то, делали то же самое, что и все остальные. Пили пиво, занимая наиболее удобные позиции в стоячем партере, спорили и бросали монетку, кто первым выйдет на сцену. В 19-20 в колонках послышался звук барабанных тамтамов. Толпа мгновенно включилась в игру и с нетерпением начала выкрикивать: "АукцЫон!". В темноте возникли силуэты музыкантов, вот уже вступил ударник, к нему поочередно подключились ритм-гитара и бас. На сцене появился еще один силуэт, своей пластикой очень напоминающий Гаркушу. Я, голосовавший за "Ва-Банкъ", уже хотел признать своё поражение, но тут на сцене зажегся красный свет, и в его лучах возник Александр Ф. Скляр...

С первой же композиции ("Пульс") лидер 'Ва-Банка' застает всех врасплох своей мощной энергетикой, напором и подвижной пластикой:
Стук колес и рев моторов
Это - музыка для наших сердец.
Я - мотор, я готов взлететь...

Куда-то вдруг подевалось эта ускоренная речитативность, мягкость, пойманная за хвост при прослушивании последнего альбома группы "Босиком на луне". Ее место заняла тяжёлая психоделика, смешанная с жёстким гитарным и барабанным ритмом, свойственная скорее питерской Tequilajazzz. Температура в зале начинает ускоренно подниматься, опоздавшие зрители, крепко сжав в руке стаканы с пивом, заполняют ошарашенный партер.
Действие ни на секунду не останавливается - словно догоняя друг друга, звучат "Гондурас", "Доброе утро" и "Босиком по луне". Кавер-версия песни Виктора Цоя "Мама, мы все тяжело больны" до этого была исполнена всего один раз - на 40-летии Цоя в Питере. И снова - открытие. В транскрипции "Ва-Банка" "цоевская" подвижная сменилась на утяжеленный речитатив, приправленный резкими соло-проходами гитары Дениса Бурима.
Нечто подобное происходило, когда в 1995-м "Ва-Банкъ" открывал своим выступлением первый "Максидром". Скляр так же стремительно передвигался по сцене, так же сбросил с себя кожаную куртку...
Пока я на некоторое время позволил себе предаться воспоминаниям, группа сменила ритм и сделала легкий реверанс в сторону прежних хитов. Приправленное ритм-энд-блюзовыми оттенками "Эльдорадо" сменили подвижные "Маршруты московские", уступив затем место давно не исполнявшемуся разгоряченному "Досуги-буги". Лирическая баллада "Сад" провела еще одну черту - и началось самое настоящее шаманство: песни с альбома "Нижняя тундра'. Скляр стремительно извивался по сцене ("Шаман"), затем на какое-то мгновение застывал ("Вальс Чжэнь Чжао"), потом снова целиком отдавался ритму ("Вася - совесть", "Ангел"). Неожиданной изюминкой стало "Кислое вино", исполненное в стиле рэггей с постепенно ускоряющимся ритмом.
Температура в зале приближалась к 40 градусам, танцующий партер решительно сбрасывал с себя свитера и кофты. Скляр тем временем решительно подходит к кульминации:
Тебе пора домой, и мне пора домой -
Нам всем пора домой!...

Но до окончания было еще далеко - всё только начиналось...

Разгоряченная "Ва-Банком" толпа не утихает. Раскрасневшиеся юноши сбрасывают с себя майки и, выжимая пот, заводят толпу. Хотя, если честно, этого не требуется. Скандирование "А-ук-цы-он!" не затихает ни на секунду и продолжается в течении последующих десяти минут. Зал отчаянно нетерпелив, и первое же появление питерских музыкантов на сцене (еще при полной темноте!) сопровождается диким ревом и вспышками фотокамер. Уже трудно понять, идет настройка, или Борис Шавейников играет вступление:
Здравствуй, милая моя...
Леонид Федоров стоит спиной к публике. Неожиданно выскочивший на середине песни Олег Гаркуша вызывает новый всплеск эмоций. "АукцЫон" по-прежнему остался верен себе: та же волнующая магия полёта, стремительное движение, как и 10-15 лет назад. Никто не может предугадать, что будет дальше, но, уже с первых звуков узнав следующую композицию, толпа приходит в движение и, ладонями отбивая ритм, отчаянно выпевает вслед за Федоровым:
То ли солнце мне не светит,
То ли дети, то ли не дает.
То ли весел, то ли вечер,
То ли ветер, то ли самолет...

Безумие, творящееся в зале, постепенно передается музыкантам. И вот уже сам Федоров выбегает на середину сцены и начинает пластично передвигаться, делая отчаянные круги головой:
Солнце ночь проводит
Там, где месяц бродит.
Мертвый жил у леса,
А теперь уходит...

Кажется еще немного - и потолок обрушится на пол. Еще секунда, и сердце не выдержит и остановится... Федоров на мгновение затихает, до краев наполнив зал отчаяньем:
Я нервный, я верный, пока...
Я нежный.
Фа-фа, фа-фа, фа-фа, фа-фа...

Затем наступает время медленно раскачивающейся на волнах "Орландины' и "Польки". И снова - море звуков: "Моя любовь".

Развязка происходит неожиданно. Сначала исчезает со сцены Федоров, а следом за ним и остальные музыканты. Все, недоумевая, смотрят вслед и не могут поверить, что концерт продолжался 80 минут. Толпа отчаянно скандирует, не желая расходиться. Но все старания тщетны, и соучастники праздника неохотно покидают зал, по дороге к метро шумно обсуждая новую форму рок-н-ролла (два в одном) и еще один надвигающийся эксперимент - выступление Чичериной с Би-2.

Версия Алексея Карамышева

18.10.2011, Редакция (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Сэйшн заставил нас,по дороге домой,тан-цевать спортивный рок н ролл.
    Написал(a): миллер, 15/10/2002 15:33
  • Серж, спасибо, отличная идея. На ошибках необходимо учиться, хотя при этом вполне можно на них паразитировать...
    Возьмете на себя тяжкий труд по организации этого раздела? :)))
    Написал(a): Соня Соколова, 15/10/2002 2:09
  • to: Себар.
    Уважаемый не волнуйтесь. Такие "пассажи" буквально в каждой фразе. только вчитайтесь повнимательнее :)
    цит:
    "В темноте возникли силуэты музыкантов, вот уже вступил (надеюсь не в го**но:)) ударник, к нему поочередно подключились (к какому же это они месту-то у ударника подключились-то?:)) ритм-гитара и бас"...
    Предлагаю сделать книгу "перлов оф звуки ру"! Кто со мной?

    Серж
    Написал(a): Серж, 14/10/2002 23:43
  • концерт кончился внезапно
    потому что бедного леню било током от микрофона (потому он так мало пел) и в итоге добило что ему плохо стало
    вот
    Написал(a): pd, 14/10/2002 16:16
АУКЦЫОН - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата образования: 1 января 1978
Место образования: Санкт-Петербург
Сайт: www.auktyon.ru/

Это было легендарно – OXXXYMIRON Полное видео эпического баттла Oxxymiron vs Dizaster »»

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Эти мемы стухли, дайте новые – Валентин СТРЫКАЛО Обновляем запас мемов: Валентин Стрыкало отправляется в тур в поддержку нового альбома "Развлечение" »»

Ассамблея для двоих – INGRID LAUBROCK / LUC EX Фестиваль "Джаз осенью" завершает дуэт участников проекта Luc Ex Assemblee »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника18/10

1926 – В Сан-Хосе, Калифорния, родился Чак Берри - один из "изобретателей" рок-н-ролла, скандалист и страшный бабник  »»

Александр ГАЛИЧ

Anita O'DAY

Boogie Woogie RED (1925)

Chuck BERRY (1926)

Леонид Борисович ПЕРЕВЕРЗЕВ (1930)

Cynthia WEIL (1937)

Keith KNUDSEN (1952)

Wynton MARSALIS (1961)

Светлана ЛОБОДА (1982)

Esperanza SPALDING (1984)

Свежая реплика

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта"KAUAN 17/10/2017 21:10 от Ilyas Ahmed присоединяюсь к Алексею — шикарный материал, плюс Антон классный человек и интересно изложил свои мысли. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить