ДДТ  Юрий Шевчук: "Именно осенью легко думается о смерти"

Несколько дней корреспондент Звуков А-Лена сопровождала ДДТ по Москве и Питеру во время съемки нового клипа группы. Уже после окончания съемок состоялась ее долгожданная беседа с Юрием Шевчуком, устало пробурчавшим: "Ну, давай уж свой диктофон, все равно же не отстанешь!"

Как интересно иногда поворачивается жизнь! Вряд ли могла я предположить, приехав впервые в город на Неве 7 октября, в День Конституции СССР, что 13 лет спустя уже не будет ни этого праздника, ни этой страны, да и сам город будет называться по имени его основателя, Петра Первого, а не вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина...
В этом году бывший день Конституции принес немало забот Юрию Шевчуку: именно на этот день было назначено продолжение съемок его нового клипа, начало которым было положено за четыре дня до того в Москве. Все дело в том, что в скором времени нас ожидает премьера нового криминального сериала "Ледниковый период", главным героем которого является подполковник Клипко, в роли которого снялся любимый многими Александр Абдулов, а в качестве музыкального сопровождения звучит музыка ДДТ. Как мне удалось узнать, уговорить на это Шевчука, целиком поглощенного записью нового альбома Единочество, стоило очень больших усилий, но после нескольких попыток результат все-таки был достигнут. В фильме звучат 8 песен из старых альбомов, и одна - из нового. Именно на эту песню, под названием "Осенняя", являющуюся своеобразным лейтмотивом фильма, и снимался вышеупомянутый клип.
Особо пересказывать его содержание, думаю, не имеет смысла, поскольку буквально через несколько дней его можно будет увидеть по телевизору в качестве рекламы нового сериала. Отмечу лишь, что в соответствии с веяниями времени, в нем произойдет своеобразное соединение двух столиц: когда герой Абдулова, гуляющий по Москве и размышляющий о своей жизни, всходит на мост и обращается за зажигалкой к первому встречному, им-то и оказывается питерский поэт Юрий Шевчук, до того момента шедший по северной столице и сочинявший очередную песню про "осень". Именно для съемок этого эпизода обоих героев специально вызвали в Москву на прошлой неделе, и исторический момент "прикуривания" был заснят на "мосту поцелуев", что напротив "Ударника", - по мнению режиссера Василия Бледнова и оператора Сергея Бледнова, наиболее напоминающем питерские мосты.
Погода в тот день порадовала своей абсолютной непредсказуемостью: за несколько часов мы увидели и солнце, и град, и дождь, и опять солнце. Трудно пока сказать, какая именно из этих стихий будет олицетворять Москву, зато с полной уверенностью заявляю, что Питер будет светлым и солнечным, как никогда. В день съемок в Питере была настоящая "золотая осень", хотя особого тепла и не ощущалось. Честно говоря, становилось как-то даже волнительно за Шевчука, еще толком не оправившегося от бронхита, но при этом честно промерзшего на мосту в Москве в ожидании "звезды", опоздавшей на два часа, и стойко продержавшегося все пять часов питерских съемок, также проходивших исключительно на улице - сначала на мосту в районе храма "Спас на Крови", затем в Летнем саду, на Литейном проспекте и возле Адмиралтейства. При этом Юра умудрялся еще и поработать гидом, по дороге рассказывая в автобусе съемочной группе об исторических местах, которые мы проезжали, и событиях, с ними связанными.
Уже к вечеру, когда оставалось лишь доснять пейзажные кадры без участия героя, мы, наконец, добрались до заветного тепла и горячего кофе на студию 'ДДТ', где и состоялась долгожданная беседа с артистом, устало пробурчавшим: "Ну, давай уж свой диктофон, все равно же не отстанешь!"

Звуки.Ru: - Юра, как получилось, что в этом фильме звучит ваша музыка - ведь раньше ты отказывался от подобных предложений?

Юрий Шевчук: - Почему мы отказывались от сериалов? Ты нас совсем уж такими делаешь - заключенными в собственных иллюзиях и представлениях о жизни! Просто я не смотрю сериалы в принципе! Но, допустим, ведь "Место встречи изменить нельзя" с Высоцким - это тоже сериал, хотя правильнее было бы сказать "многосерийный фильм". А тут играет мой старый товарищ, Саша Абдулов, и играет хорошо. Мы с Абдуллой знакомы очень давно, где-то с 89-го - еще со времен "Задворок", которые он устраивал во дворе Ленкома, и приглашал тогда нас принять в них участие.
Кстати, он тогда очень благое дело делал, потому что деньги от этих мероприятий шли на восстановление храма. Вообще, Саша молодец, он такое "шило в мыле" - не может спокойно сидеть, обязательно должен что-то делать, и это у него хорошо получается, в любой области. Надеюсь, что и этот фильм тоже оправдает мои надежды.
Впрочем, художественные достоинства этого сериала я обсуждать не буду, но Саша мне сказал, что в чем-то он как раз напоминает "Место встречи": и по качеству съемки, и по качеству актерской игры. И вот, когда режиссер и продюсер этого фильма нам предложили поучаствовать, они "завелись" на эту идею и выбрали наши песни 90-х годов, которые как раз передают ощущения, чувства главного героя, поскольку он в течение фильма все время напевает какие-то строчки, слова из тех песен. При этом они выбрали очень даже неплохие песни, которые отражают как раз то время, когда был передел в стране... 'Церковь без крестов', 'Белая река', 'Белая ночь', 'Ты не один', 'Метель', 'Свечи', 'Донести синь', 'Расстреляли рассветами'...
Мы согласились - почему нет? Почему людям не услышать еще раз эти песни? Тем более, что мы сделали не то чтобы новые аранжировки, а просто записали их по новой: встали на студии и сыграли их "живьем". "Белую ночь", например, мы сделали в совершенно таком "камерном" варианте, и мне она в этом варианте даже больше понравилась, чем на пластинке. "Церковь" тоже получилась лучше, на мой взгляд, интереснее, "тоньше" как-то. Старые песни нами раньше ведь как-то даже не пропевались, а скорее, прокрикивались, а сейчас в них появилась какая-то мудрость. С высоты этих прожитых лет мы отнеслись к ним достаточно бережно - что-то изменили, что-то не очень. Была даже идея попробовать записать их с Волков-трио, но потом мы подумали, что это будет уж черезчур авангардно, народ не поймет (смеется).

Звуки.Ru: - Как подбирались эти песни?

Юрий Шевчук: - Песни интересные, это такие баллады, которые проходят через весь фильм и говорят о каких-то душевных переживаниях главного героя, который в самом этот фильме, или сериале, как вам угодно, ведет достаточно динамичное существование.
А наши песни - это как бы внутренние монологи такого "русского мужика", который бьется за правду, который "один в поле воин", у которого есть только пара-тройка друзей... Как его назвал Саша Абдулов, "последний честный мент в 1992-м году" (улыбается), - интересный такой образ.
Поэтому никакого "прогиба", никакой "дешевки" здесь нет в этой работе. Песни мы специально не писали для этого фильма, выбраны песни именно старые, но в каком-то немножко другом звучании. Вполне возможно, все они будут выпущены на отдельной пластинке, потому что эти песни вместе как-то хорошо сосуществуют. На самом деле, переписать их мы сами предложили ОРТ-шникам для того, чтобы стилистически они как-то звучали в одном ключе, потому что 'Белая ночь' - с одного альбома, 'Ты не один' - с другого, 'Расстреляли рассветами' - с третьего. А тут все было исполнено стилистически "в одной манере речи", и получился такой альбом.
Правда, есть одна новая песня "Осенняя", которая и идет таким рекламным клипом этого сериала и нашего альбома - то есть точка соприкосновения их произошла именно на этой песне. Песня тоже хорошая, честная, "от души", поэтому ничего плохого в том, что на нее сняли клип для ОРТ, я не вижу. Мы это все тщательно проанализировали, и ничего постыдного в этом не увидели. Я уже говорил о том, что народ в основной своей массе знает только две-три песни 'ДДТ' - "Осень", "Еду я на Родину" да "Не стреляй". А тут, я надеюсь, он услышит еще 8 песен (улыбается). Может быть, это кому-то чем-то как-то поможет, каким-то образом (смеется).

Звуки.Ru: - Это ведь уже твоя пятая песня про осень, если мне память не изменяет?

Юрий Шевчук: - Да, уже пятая, она написалась прошлой осенью. Мы ее пели, правда, немного. Я вообще, как и Пушкин, кстати, и некоторые другие наши поэты, люблю это время года. Мне кажется, оно наиболее подходит менталитету русского народа, нашему русскому характеру - такое душевное, печальное, немножко трагическое, задумчивое, без всякой суеты, спокойное, когда можно бродить по осеннему лесу и размышлять о вечном. Именно осенью как-то особенно легко, просто, спокойно и весело думается о смерти... (Тут самое время привести в подтверждение строчки из песни:
Я, с бедой на плечах, доползу до дороги,
Умереть - ничего, если выпить немного,
Но мешает уйти от тебя
Наше Я
)

Звуки.Ru: - Мне показалось, что в Москве тебе было полегче сниматься, чем в Питере. Тут тебя просто растерзали поклонники на улицах!

Юрий Шевчук: - Да меня особо и не терзали! У нас в Питере, кстати, никто не терзает никого. Просто в Москве мы снимались в таких местах, где и народу особо не было, слава Богу! А в Питере не терзают, потому что Питер такой город, где к людям известным, с популярными вывесками вместо лиц, относятся спокойно. А то, что три-четыре автографа - ну, что делать? (Тут Юра немного слукавил, поскольку в действительности их было гораздо больше - в каждом месте, где останавливалась съемочная группа, Шевчука облепляла куча людей, подсовывавших ему для подписи все, что угодно - бланки документов, студбилеты, карты города, сберкнижки. Пару раз даже пришлось расписаться на кленовых листьях, что особенно порадовало 'осеннего' поэта - прим. автора)
Ну, вот, эту работу мы сделали, но главная наша работа за последнее время - это то, что мы записали наконец-то первую часть нашего "двойника" - Единочество. Закончили мы ее только в сентябре - фактически 9 месяцев над ней работали, с какими-то там короткими "отгулами". Это первая работа, которая сделана на нашей новой студии, и мы даже в некотором роде этой работой демонстрируем качество нашей студии. Ну, и работа сама была очень серьезная, и альбом получился такой, как многие сказали, "не для всех". Он не хитовый совершенно - такая "книжка" получилась, с размышлениями о жизни, о рок-н-ролле, о поколениях, о времени, о всем сущем. В общем, я считаю, очень хорошая работа получилась, и я ею пока доволен! Теперь будем работать над второй частью этого альбома...

Звуки.Ru: - Еще 9 месяцев?

Юрий Шевчук: - Может быть! Так получилось, что он у нас как ребенок - в январе начали, в сентябре закончили. Но, думаю, что со вторым будет легче, потому что процентов на 50 он уже записан, но эти две части должны отличаться. Я сейчас больше всего об этом думаю, чем они должны отличаться, и каким образом это сделать, какая должна быть основная концепция второго альбома, какая идея и т. д. Это интересно!
Конечно, многие ребята немного устали от такой работы, многие "филейные" части нашего коллектива устали от этой записи (смеется). Но основная часть группы выдержала достойно это испытание - просидеть 9 месяцев на студии, всю весну и все лето, когда так и тянет на 'велике' прокатиться... Ну, выдержали, а теперь будем жить дальше!

Звуки.Ru: - А что у вас в планах?

Юрий Шевчук: - Завтра мы едем в Соединенные Штаты по приглашению Ричмондского университета. У нас там есть хорошие друзья, Джо и Тереза, профессура, и они вот устраивают такие Дни современной российской культуры в университете. Туда еще едут художники с 'Пушкинской, 10' со своей живописью, инсталляциями, по-моему, там будут и театральные люди, ну, а музыку, вернее, какую-то ее часть, будем представлять мы. Попоем перед американскими студентами именно на этой выставке - это наше главное выступление в Америке будет. А потом мы 'до кучи' еще два небольших концерта сделаем в Вашингтоне и Нью-Йорке, ну, просто чтобы заработать еще что-то - и домой! Правда, у меня есть еще мысль съездить опять на недельку после концертов в американский лес. У меня есть прекрасный друг, Костя Кузьминский - кто занимается литературой, прекрасно знают имя этого человека (показывает на висящую над столом фотографию седого, бородатого, с перетянутыми ремешком волосами, обнаженного по пояс человека, лежащего где-то в лесу -прим.). Это такой настоящий андеграундный человек, он абсолютно не следует тому образу жизни, который принят в Штатах, не пытается заработать какую-то кучу денег, куда-то пробиться. Он живет себе на берегу индейской речки Делавар - это километров 300 на север надо ехать на машине от Нью-Йорка, в глухом лесу, пишет свои книги, размышляет: И поэтому я, когда бываю в Америке, всегда стараюсь попасть именно к Кузьме, в этот лес его замечательный, в этот уединенный домик, и там мы разговариваем с ним о жизни, обо всем, что в мире творится. Вообще там удивительные леса, недалеко от границы с Канадой: вроде бы и похоже на Россию - те же деревья, ели-сосны, те же птицы, звери, а приглядишься внимательнее - ни фига не те! Там как-то первозданнее все это выглядит, более нетронутым - так же, как и много веков назад - как-то бережнее люди в Америке к лесам, к природе относятся, мне кажется. От него, кстати, недалеко расположена настоящая индейская резервация, куда я давно мечтаю съездить, потому что интересно было бы соприкоснуться с настоящей древней индейской культурой - не той, которая в супермаркетах за бешеные деньги - а той, что сохранилась и передается веками из поколения в поколение, выкурить "трубку мира", поесть "грибочков", помедитировать... (смеется)
Ну, а когда вернусь от Кузьмы, из американского индейского леса, поеду в "свой" лес - писать, может, что-нибудь новенькое!

18.10.2011, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.ddt.ru

Группа ДДТ

«ДДТ» («DDT») — российская рок-группа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — поэт, композитор, исполнитель, художник, актёр и продюсер Юрий Шевчук.

Подробности из жизни:

Состав:
Шевчук Юрий - стихи, основные музыкальные темы, вокал, гитара
Шумайлов Константин («Кот»)- клавишные, сэмплеры, программирование, бэк-вокал и др
Федичев Алексей - гитара, бэк-вокал
Невелев Роман - бас-гитара
Мамай Артём - ударные
Васильев Иван («Дядя Ваня») - труба
Вишняков Антон - тромбон
Романова Алёна - бэк-вокал

Владимир Сигачёв — клавишные (1980—1987гг.)
Рустем Асанбаев — гитара (1980—1983гг.)
Геннадий Родин — бас (1980—1984гг.)
Ринат Шамсутдинов — ударные (1980г.)
Сергей Пастернаков — ударные (1981г.)
Рустам Каримов — ударные (1981—1983гг.)
Рустем Ризванов — гитара (1984, 1992гг.)
Сергей Рудой — ударные (1984—1986гг.)
Нияз Абдюшев — бас (1984—1986гг.)
Сергей Рыженко — скрипка, гитара, блок-флейта, клавишные (1985г., 1994—1995гг., 2000г., 2003г.)
Сергей Летов — саксофон (1985—1987гг., 2000г.)
Вадим Курылёв —…

Далее... →