SPACE  Скромное обаяние космоса

Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где строится МКС? Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда невдомек, что это еще и музыкальный коллектив, чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его физического существования. Наш рассказ об этой французской группе сопровождает ее музыка...

Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где строится МКС? Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда даже невдомек, что это еще и музыкальный коллектив, чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его физического существования.
Музыка этой группы и по сей день звучит из динамиков у входа в Мемориальный Музей Космонавтики близ ВДНХ. Современные эстеты из глянцевых изданий снисходительно определяют эстетику Space как "редкостный мусор, вызывающий интерес разве что своей близостью к easy". "Сидит за роялем мужик с лазером на башке, и все в зале тащатся", - стебется, вторя им, Кирилл Немоляев, включивший на один из своих альбомов пародийную кавер-версию "Symphony".
Самое забавное в том, что под логотип Space зачастую сваливают по незнанию репертуар как минимум двух различных групп, а также большую часть сольных работ их основателя. Как же это получилось? Попробуем разобраться...

Группа Space была основана в 1977 году Дидье Маруани (Didier Marouani), отпрыском довольно известной во Франции артистической династии. Изучением музыкальной грамоты Дидье занимался с пяти лет. В десять начал сочинять сам, в двенадцать - имел в активе первую официально изданную музыкальную пьесу, а в пятнадцать - поступил в Парижскую консерваторию. К моменту основания ансамбля за его плечами уже были несколько музыкальных конкурсов, на одном из которых он занял второе место по классу фортепиано и первое - по классу композиции. А также два года профессиональной музыкальной карьеры в качестве аккомпаниатора таких известных во Франции исполнителей, как Джонни Холидей (Johnny Hallyday), Джо Дассен (Joe Dassin и Клод Франсуа.

Первый же диск ансамбля, "Magic Fly", довольно быстро занял лидирующие позиции во многих европейских хит-парадах танцевальной музыки. Развлекательная, ритмически сходная с диско, по которому тогда сходил с ума весь мир, музыка Дидье, тем не менее, имела сильный крен в "чистую электронику", тон в которой уже тогда задавал во Франции Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre). И хотя, в отличие от маэстро Жарра, Маруани практически никогда не обращался к развернутой сюитной форме, предпочитая создавать своего рода "песни без слов", в которых легко прослеживались "куплеты" и "припевы", уровень аранжировок его композиций практически всегда был на несколько порядков выше, чем у прочей диско-продукции тех лет. Маруани - один из немногих, кому удавалось применять не самые стандартные музыкальные решения в сугубо танцевальной музыке. Примечательно, что эта черта оказалась довольно заразительной и помогла группе некоторое время продержаться на плаву после ухода лидера. Очень показательна здесь, к примеру, композиция "On The Air" с альбома Deeper Zone , в которой органично сплетаются мотивы классической музыки, электронный саунд и приемы из арсенала фанк-джаза.
Успех Magic Fly и сингла "Carry On Turn Me On", принес группе контракт с Casablanca. После выхода третьего альбома суммарный тираж записей группы перевалил за 10 миллионов экземпляров. Министр внешней торговли Франции объявил музыку Маруани одним из наиболее важных достижений за всю историю французской звукозаписи.

Правда, следует заметить, что уже к моменту выхода в свет Deliverance ,- второго альбома Space, - диско-составляющая музыки группы начала постепенно превалировать над электронной. Если Magic Fly был чисто инструментальным проектом, то следующие программы включали ряд прямолинейных "танцевалок" с экстатическими, а-ля Донна Саммер (Donna Summer), вокальными партиями приглашенных певиц. Похоже, именно этот период в творчестве группы вдохновил нашего композитора Михаила Чекалина на сочинение иронической пьесы-посвящения "Эротическая Рыба Маруани".
Не были свободны от изрядно ущемляющего электронный саунд диско-влияния и следующие альбомы группы - "Just Blue" (1978) и "Deeper Zone" (1980). К тому же на рубеже десятилетий костюмированное шоу группы (ах, эти серебристые скафандры-клеш!) уже не выдерживало сравнения со сценографией главных конкурентов Space - "инопланетян" из Rockets, которые, к тому же, пока еще не принесли в жертву Сан-Ремо свой электронный глэм, да к тому же обладали вполне роковым драйвом, который у Space отсутствовал в принципе.

Недовольный таким оборотом событий, в 1980 году, незадолго до выхода "Deeper Zone", Маруани покинул ансамбль, который, понятное дело, недолго протянул в отсутствие своего основного композитора. Вернувшись на пару лет к работе сессионного музыканта и аранжировщика, к 1983 году Дидье явил миру свой новый проект Paris France Transit, первый же альбом которого продемонстрировал некоторую эволюцию музыкальных ориентиров Маруани-композитора. Изживший себя диско-саунд сменило необычное сочетание электронного рока в духе Алана Парсонса c некоторым влиянием "новой волны". В развернутых номерах вроде "Painthings" новой группой были отвергнуты и "псевдо-песенная" структура, и фиксированные ритмы. Кроме того, если основу саунда Space составляли электронные клавишные, то в новой группе Дидье нашлось место и гитарным соло в духе Pink Floyd. Наряду с инструментальными композициями новая программа включала и вполне осмысленные, в отличие от былых диско-рефренов, песни "Child" и "A Crime Of Your Town", сочиненные и исполненные, кстати говоря, с оглядкой на тех же Pink Floyd. Наконец, оставшиеся в концертном репертуаре PFT пьесы Маруани периода Space вроде "Symphony" зазвучали по-новому.
Последнее соображение сподвигло музыкантов на выпуск в том же 1983 году концертного альбома. Материал для оного был, что интересно, записан на российском отрезке европейского тура группы. В общей сложности PFT дали в Киеве, Ленинграде и Москве два десятка концертов, которые посетило 600000 человек. Для позднезастойного совка это было нечто небывалое.
В Москве же было отснято и видео. Сейчас, конечно, и милый электронный неоромантик, сопровождаемый в несколько раз более мощным, чем, собственно, музыка, лазерным шоу, и трогательно восторженная реакция тогдашней неизбалованной публики смотрятся несколько наивно. И в то же время, по просмотру фильма не покидает чувство какой-то странной тоски по тем блаженным временам интеллегентных поп-концертов, когда красивую музыку можно было слушать, спокойно сидя в кресле, нежась в мягких лазерных волнах и прихлопывая в такт, а все реплики музыкантов между песнями переводились на родной язык посетителей шоу.

После этого в деятельности Маруани наступил длительный перерыв. Лишь к лету 1987 года композитор обнародовал свой на сей раз полностью сольный проект "Space Opera" , фрагменты которого исполнялись ещё в турне с PFT. Помимо самого маэстро, сыгравшего в этой восьмичастной сюите на всех инструментах, в записи участвовали хор Гарвардского Университета и Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Советской Армии. Альбом взлетел не только на верхние позции европейских хит-парадов, но и в самый настоящий космос, пополнив небогатую фонотеку орбитальной станции "Мир". Интересно было бы узнать, хранится ли сейчас раритетный, повывавший на орбите экземпляр альбома где-нибудь на Земле, или же ему было суждено в 2001 году сгореть вместе со всей станцией над Тихим Океаном.

В январе 1990 года Маруани по приглашению Европейского Космического Агентства выступил во Французской Гвиане с концертом, собравшим более сорока тысяч посетителей. Концерт был приурочен к десятой годовщине со дня первого успешного запуска французской спутниковой ракеты-носителя "Ариан". Аккомпанирующему составу композитора как бы невзначай было возвращено имя Space. Рассудив, что раз права на это название принадлежат ему, а других публика запоминать почему-то не желает, Дидье с тех пор использовал данную "торговую марку" главным образом во время концертов, именуя так любой состав сопровождающих его музыкантов.
Именно под этим названием группа Маруани провела с мая по июнь1991 года очередную гастрольную поездку по Советской России. На сей раз игралось всего 14 концертов, которые посетили двести тысяч человек. Общий тираж изданных к этому моменту фирмой "Мелодия" версий "Magic Fly" и "Space Opera" перевалил за 12 миллионов копий.

В принципе, с начала девяностых Маруани концертировал исключительно по России и родной Франции. Новая волна танцевальной электроники, именуемая "техно", оставляла его совершенно равнодушным, а сочинять музыку по контракту в отсутствие вдохновения или предпринимать какие-либо шаги для искуственного поддержания собственной популярности этот приверженец уединенного и размеренного образа жизни, очевидно, считал ниже собственного достоинства.

В 1993 году Маруани выступил со Space на Красной площади в Москве. В июне 1994 года неожиданно дал концерт в Севастополе. После этого в истории композитора наступил внушительный перерыв, изредка прорезаемый переизданиями старых записей Space и PFT. В 1998 году "Virgin" ремастировала и переиздала весь каталог произведений Маруани, дополнив его очередным сборником лучших композиций.
В то же самое время Дидье готовил по заказу Международной Федерации Фигурного Катания новую музыкальную программу. Записанную к 1999 году в Нью-Йорке при участии симфонического оркестра Мариинского театра программу "Symphonic Space Dream" предполагалось исполнить вживую в ходе очередного концерта на Красной площади. Неизвестно почему, но этот проект остается нереализованным и по сей день. Лишь в конце октября 2002 года ожидается выступление Space при участии симфонического оркестра в Кремлевском Дворце Съездов.

Как и все прочие представители "французской электронной школы" конца 70-х, Маруани весьма редко радует в последние годы публику своими новыми работами. Строго говоря, это музыкальное течение никогда не отличалось особой плодовитостью. Зато "запас прочности" у произведений Дидье Маруани, Жана-Мишеля Жарра и Алана Маратра по прошествии многих лет оказался весьма солидный. Даже самые что ни есть танцевальные и развлекательные сочинения французских электронщиков по сей день вызывают искренний интерес меломанов новых поколений.

Автор выражает благодарность за помощь в работе над материалом французскому фан-клубу Space (www.space.tm.fr)

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
SPACE - Скромное обаяние космоса - ваше мнение о статье
  • Очень всё хорошо конечно но почему многие композиции скачать нельзя?
    Особенно интересует их диск "Space Opera" у кого есть поделитнсь пожалуйста.
    Написал(a): Eduard, 06/11/2004 17:24
  • "К тому же на рубеже десятилетий костюмированное шоу группы (ах эти серебристые скафандры-клеш!), уже не выдерживало сравнения со сценографией главных конкурентов Space - земляков-"инопланетян" из Rockets, которые, к тому же, пока еще не принесли в жертву Сан-Ремо свой электронный глэм, да к тому же обладали вполне роковым драйвом, который у Space отсутствовал в принципе." - НИФИГАСЕБЕ ЗАВЕРНУЛ АВТОР К ТОМУ ЖЕ 80)

    ЗЫ Помню из детства дорогущий глянец винила "Space Opera" и удивительную музыку внутри. В общем спасибо, Дмитрий, за эссе 80))
    Написал(a): Hood, 26/11/2002 18:12
  • Все хорошо...только вот субьект пишется через "Ъ"...
    Написал(a): uree, 26/11/2002 13:02
SPACE - свежие публикации:
  • Репортаж - Космическое отчаяние , 15.04.2011
    Концерт группы Space в Кремле превратился в трехчасовое фрик-шоу »»
  • Анонс - Снова в СССР , 01.04.2011
    Крестный отец всех электронщиков соцлагеря снова выступит в Кремле »»
  • Анонс - День космонавтики , 28.08.2008
    25 октября 2002 года в 19.00 в Государственном Кремлевском Дворце в Москве, а 27 октября 2002 года на сцене Ледового Дворца в Санкт-Петербурге состоятся грандиозные концерты французской группы »»
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Франция

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

20:00 – 16 Тонн – WARHAUS WARHAUS »»

21:00 – Клуб Volta – МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС »»

Хроника22/09

1957 – В 1957 году родился романтичный лидер группы Grinderman, автор замечательных баллад и песен Ник Кейв (Nick Cave)  »»

Marlena SHAW (1942)

David COVERDALE (1951)

Nick CAVE (1957)

Joan JETT (1960)

Сергей ЛОМОНОСОВ (1976)

Benjamin SOTTO (1980)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить