Андрей МАКАРЕВИЧ  "Если можно, поставьте джаз..."

Увидеть на сцене лидера группы Машина времени исполняющим музыку, не имеющую ничего общего с роком или с авторской песней - что-то из области фантастики. Однако Андрей Макаревич вышел на сцену в компании с джазовыми музыкантами и Аленой Свиридовой, чтобы играть джаз и ритм-энд-блюз - и произошло это на глазах нашего корреспондента...

Увидеть на сцене лидера группы Машина времени исполняющим музыку, не имеющую ничего общего с роком, или, на крайний случай, с авторской песней - что-то из области фантастики. Однако это произошло. 4 октября Андрей Макаревич вышел на сцену в компании с джазовыми музыкантами из Игорь Бойко Бэнда, Папоротника и оркестра Игоря Бутмана.
Аккомпанирующий состав, образовавший Оркестр Креольского Танго, получился весьма оригинальным: Александр Дитковский (труба, Квартал), Александр Антонов (скрипка), Евгений Борец (клавишные), Сергей Гутас (контрабас), Сергей Остроумов (барабаны), Александр Пакхауз (аккордеон).

Волнение, которое испытывали в тот вечер участники новой концертной программы с загадочным названием "И Т.Д.", было вполне оправданным: ведь им впервые вместе предстояло играть на публике... джаз и ритм-энд-блюз. А если прибавить к этому несколько объективных факторов (стоимость входного билета составляла 500 рублей, последний концерт 'Машины' прошел в клубе "Точка" всего неделю назад, основная толпа меломанов в это время тусуется в "Эстакаде" на концерте НАИВА, протестующего против NME) - то становится понятно, что причин для волнения было более чем предостаточно. Так я размышлял перед началом концерта, измеряя шагами опустевший танцпол, неторопливо потягивая коктейль и наблюдая за девушкой, которая совершала танцевально-призывные движения в левом углу. По моим скромным подсчетам, присутствующих в зале было около 200 человек. Да, как пел Олег Митяев - "неутешительные выводы"...

Стоило Андрею Вадимовичу появиться на сцене, как ситуация на территории танцпола резко изменилась: народ решительно хлынул к сцене со всех этажей клуба в желании как можно быстрее приблизиться к автору ставшего давно народным "Поворота".
Макаревич улыбнулся всем своей знакомой улыбкой, взял в руки гитару и с видом усталого блюзмена неторопливо запел:
Я все на свете не могу - уж не судите строго.
И мы сидим на берегу, и, как река, дорога...

Я ожидал чего угодно, только не этого. Конечно, если бы на сцену вышел Маргулис, вопросов бы не было. Словно вторя моим мыслям, толпа в растерянности переминается с ноги на ногу. Не дав опомниться, Андрей начинает петь вторую композицию "Тем, кто ушёл", по своей интонационной структуре напоминающую песню "У свободы недетское злое лицо", исполненную 12 лет назад всё тем же Маргулисом в альбоме "Медленная хорошая музыка". Далее - "смертельный номер". Самый главный машинист (впервые на сцене!) выпускает из рук гитару и, сидя на табурете в глубокой задумчивости, слегка наклонив голову, так же неторопливо продолжает:
Наливай, нет причин для грусти - нам ещё не назначен срок,
И ещё не умокли гусли, и пока не нажат курок.
И ещё какие-то люди вспоминают, поют и ждут.
Я один, словно хрен на блюде - всё промчалось, как пять минут...

Толпа приходит в движение, медленно покачивается. Тем временем сюрпризы на сцене продолжаются. Выходит special guest Алёна Свиридова и под зажигательные ритмы на латиноамериканский манер они дуэтом исполняют незатейливую песенку "Через стекло', текст которой, написанный Макаревичем ещё год назад и к сегодняшнему дню несколько устаревший, не нуждается в дополнительных комментариях:

И самое-самое главное ты упустил -
Зато прекрасно видны детали, ясно видны детали через стекло.
И мы продолжаем двигаться в такт,
Как-будто бы ничего и не произошло...

Разогретая ритмами и градусом толпа отчаянно хлопает в ладоши и требует "Поворот". Мгновенно отпарировав многозначительным "Счас!", маэстро исполняет ставшие уже хрестоматийными "Перекрёсток" и "От меня к тебе". Но публике явно хочется подвигаться - ночной клуб всё-таки!
Макаревич, остро чувствуя настроение зала, оказывается находчив. Публика получает того, что хотела: звучит кадриль "Песенка про счастье" и пьеса "Море любви". Даже кавер-версия песни Булата Окуджавы "Музыкант" исполняется в ритме подвижного вальса.
Кажется, ещё немного, и придётся петь рок-н-ролл. (Для этой ситуации вполне подошла бы композиция "Бесплатно только птички поют"). И тут происходит чудо! Маэстро, вскочив, коротко объявляет "Рок-н-ролл" - и начинает зажигать:
Она похожа на всех женщин, который ты когда-то любил...

Мне ничего не остается, как громко хлопать в ладоши от неожиданного попадания "в десятку". Утихомирить толпу практически невозможно. Трогательно-грустная вещь "Когда ее нет" и исполненный затем в неожиданной транскрипции "Разговор с ангелом" не спасают положение - публика не слушает, громко переговариваясь. Что делать? Макаревич окидывает взглядом зал...
Ах, варьете, варьете - шум в голове...
10:0 в пользу маэстро: толпа уложена на лопатки. Танцы, на этот раз - медленные, продолжаются, в припеве уступая место подвижному джазу ("Ведь наше варьете открыто для всех..." Я застываю в волнительном ожидании развязки. "А сейчас - серьезная песня", - говорит Андрей.

Пустым обещаньям и сказкам не верьте,
И спас не спасёт от сумы да тюрьмы...

Толпа замирает, и через секунду уже подпевает впервые услышанные строки:
Но жизни на свете чуть больше, чем смерти
И света на свете чуть больше, чем тьмы.

Андрей грустно улыбается, и в той же ритм-энд-блюзовой манере, так на него непохожей, приближается к финалу:

Вот и все - моют пол, тушат свет.
Не всегда всё, как хочется нам.
Каждый спел, то, что спел,
Получил, что хотел,
А теперь - всем пора по домам...

"Нет! Нет!" - отчаянно просит публика. Но уже поздно. Музыканты покидают сцену. Гаснет свет. Многочисленные просьбы спеть на бис остаются не услышанными. Деловитая уборщица машет шваброй: "Всё, ребятки. Расходитесь".

Огромная очередь в гардероб. Мой сосед справа грустно пожимает плечами и вполголоса говорит: "А моя семилетняя дочь этого бы не поняла. Для нее Макаревич - повар, и если бы я привёл ее сюда, она бы точно сказала, что этому дяде не нужно петь"...

До закрытия метро - всего три минуты. Я торопливо бегу, укрываясь от осеннего ветра, а память настойчиво отправляет меня в 1982-й год, в город Подольск, на один из подмосковных концертов 'Машины времени'. Это был первый рок-концерт, на который я попал, тайком сбежав из дома, и где получил своё "боевое крещение": мне тогда в давке сломали зуб. Прошло целых двадцать лет, а мне до сих пор кажется, что это было вчера:

Я прошу Вас, не надо песен,
Если можно, поставьте джаз...

30.03.2009, Алексей КАРАМЫШЕВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • После прочитанного только и хочется добавить: И "забывая цветы на сцене, мы расходимся по домам...".
    Написал(a): Musika, 13/10/2002 22:02
  • Вообще, все на своих местах; джаз - музыка толстых.
    Написал(a): tresmegistus, 10/10/2002 18:21
  • Хорошая статья. Экзистенциальная такая. А цитат-то сколько... мне представилось, что я там побывал, съев грибков амазонских грамма полтора предварительно.
    Написал(a): tresmegistus, 09/10/2002 16:47
  • Опечатка! На аккордеоне играл Александр Бакхаус, а не Пакхауз.
    http://paporotnikmuz.narod.ru/
    Написал(a): Дмитрий, 09/10/2002 14:59
Андрей МАКАРЕВИЧ - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье

Я невиновен, ваша честь – Nick CAVE Иллюстрированная биография Ника Кейва - сложное, шокирующее и очень странное путешествие в мир… »»

Маппет-шоу - это хорошоу – ИЗ ЖИЗНИ The Muppets выйдут на сцену, чтобы исполнить все наши любимые хиты живьем »»

Мы вчера тусили, мы вчера тупили – LCD SOUNDSYSTEM Новое олдскульное видео "American Dream" »»

Случайно вызвали Сатану – QUEENS OF THE STONE AGE Лидер Queens of the Stone Age исполнил ритуальные пляски в клипе на песню “The Way You Used to Do”:… »»

Старые куклы – THE DRESDEN DOLLS Панк-кабаре The Dresden Dolls возвращается на сцену с серией юбилейных концертов »»

Юность хедлайнера – ESTRADARADA Витя вышел и вошел в "фестивальный" альбом »»

Фарго-4 – BELLE & SEBASTIAN Belle & Sebastian забыли барабанщика неподалеку от Фарго. И это не сценарий нового сезона. »»

У нас было два пакетика – Peter DOHERTY Пит Доэрти задержан на границе Италии за наркотики »»

Без слов – Robert PLANT Роберт Плант выложил тизер нового альбома - и это круто »»

50 лет в дороге – JETHRO TULL Jethro Tull отправляется в ностальгическое турне в честь 50-летия коллектива. »»

10 лучших концертов Flow 2017 – ФЕСТИВАЛЬ Sparks, Model 500, Jenny Hval и еще семь лучших выступлений фестиваля Flow 2017. »»

Разогнали тучи – ФЕСТИВАЛЬ В Калининграде прошел любимый всеми фестиваль Сити-Джаз: репорт Звуков »»

Сбавь обороты, лови момент – Yung LEAN Шведский рэпер Yung Lean - впервые живьем в России со своим медленным и печальным даунтемпо »»

Шляпу сними – THE HATTERS The Hatters - российская группа, которую можно смело назвать одной из главных сенсаций последнего… »»

Ешь ананасы, рябчиков жуй – ФЕСТИВАЛЬ Британские музыкальные фестивали Reading и Leeds запретили посетителям проносить на фестивальное… »»

Плейлист группы Биртман – БИРТМАН Накануне большого концерта под открытым небом группа Биртман поделилась с нами тематическим… »»

Слушать ударные будешь ты, падаван – SAX RUINS В Москве состоится концерт проекта Sax Ruins, созданного знаменитым японским барабанщиком Тацуей… »»

Юбилейный Sziget-201: дни 3, 4 и 5 – SZIGET Macklemore & Ryan Lewis, Kasabian, PJ Harvey и The Chainsmokers в свежем репортаже Звуков. »»

Стихийное бедствие – ФЕСТИВАЛЬ На фестиваль Flow обрушился ураган, сорвавший концерты Дэнни Брауна, Sampha и Front 242. »»

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2 – SZIGET P!nk, Brutto, Wiz Khalifa и The Vaccines на юбилейном Sziget: первый репортаж Звуков с Острова… »»

R.I.P. – Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ Ушёл из жизни один из ведущих барабанщиков московской джазовой сцены Дмитрий Севастьянов. »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

Щедрый и толстый – ТЕХНИКА YouTube платит рынку больше роялти, чем Spotify. Но артисты все равно недовольны. Почему? »»

Ненавижу ненависть – ИЗ ЖИЗНИ Spotify удаляет из своей базы расистские группы »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

20:00 – 16 Тонн – BIG CITY JAZZ SHOW BIG CITY JAZZ SHOW »»

20:00 – Зеленый театр ВДНХ – Павел КАРМАНОВ Павел КАРМАНОВ »»

Хроника20/08

1991 – Началась работа над самым известным альбомом "Аукцыона" "Птица". Леонид Федоров и Олег Гаркуша запираются на даче, напиваются и сочиняют заглавную вещь. Кстати, альбом был закончен в день начала следующего путча – 3 октября 1993 года  »»

1998 – Скончался первый советский панк - Андрей "Свинья" Панов (группа Автоматические Удовлетворители)  »»

1999 – Группа "Сахара" получила свое нынешнее название (до этого они назывались "Джуманджи")  »»

Иннокентий АННЕНСКИЙ

Говард Филлипс ЛАВКРАФТ

Freddie MOORE

Frank ROSOLINO (1926)

Frank CAPP (1931)

Sneaky Pete KLEINOW (1934)

Isaac HAYES (1942)

David LASLEY (1947)

Robert PLANT (1948)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить