ТЕХНИКА  Винтаж, стилизация и ход конём

Обзор музыкально-технических новинок 2022-го года: гитары, педали, процесоры и много полезного софта

2022-й наконец-то заканчивается, и если вы не обновили парк софта и оборудования в течение года - этот обзор для вас. Производители полезных железяк продолжают исправно поставлять на мировой рынок крутые инновации и переиздания благородной классики.
Летом Звуки опубликовали обзор музыкальной техники, появившейся в первой половине года. Самое время подбить итоги второй половины. Значимых релизов не так много, но многие из них заслуживают внимания.

Гитары и педали

Fender отгрузил Fender American Vintage II 1951 Telecaster и 1961 Stratocaster, две новые (на самом деле, нет) электрогитары, представленные как перевыпуск классических моделей более чем 50-летней давности. Это - специально для ценителей и свирепых профессионалов: заявлено, что гитары создаются целиком по оригинальным спецификациям, мол, в ваших руках будет Сама История.

Стоят эти инструменты немало: более от 2099 долларов (а в евро и того дороже - от 2449). Однако оригинальные телекастеры и стратокастеры 1950-х и 1960-х обойдутся во много раз дороже, так что стоит обратить внимание на эти модели.

Epiphone решил не отставать и тоже положить под ёлочку гитару с пометкой "ультравинтаж": Epiphone 1961 Les Paul SG Standard. Хотя инструменты этой серии собираются в Китае, в разработке активно участвовали специалисты из "родительской" компании - Gibson, что сказалось на конструкционных особенностях этой гитары. В смысле: это Gibson, хотя и Epiphone.
Модель стоит разумных денег: 849 долларов (и только 685 евро).

Подборки лучших гитар второй половины 2022 года в разных изданиях (MusicRadar, Sweetwater и др.) пестрят именными инструментами и/или отсылками к 1960-м годам. Переизобретать электрогитару или бас в этом году никто особо не пытался.
А вот с обработкой дела обстоят интереснее.

Взять, например, Sinverte MGAT-1. Это целый гитарный процессор, упакованный в одну педаль. Ручек-тумблеров на ней - как в космическом корабле, но она всё равно поместится в карман. Педаль умеет изображать десятки разных устройств перегруза и усиления, в том числе целый ряд усилителей Marshall - JTM 45, JCM 800, 1987 X, 1959 SLP, JVM. И в критических обзорах пишут, что эмуляция получется чрезвычайно убедительной.

Наше внимание привлекла ещё одна интересная педаль - Chase Bliss Generation Loss II. Она имитирует искажения звука на магнитофонной записи - в том числе замятой, многократно переписанной плёнки. Существует как минимум несколько программных плагинов, позволяющих таким образом обрабатывать записи, но, кажется, впервые кто-то выпускает такой аппаратный модуль. Тем более в виде гитарной педали!

Стоит упомянуть и педаль Space Bender (разработчик - Death By Audio); хотя она относится к классу chorus/modulator, её можно заставить работать в режиме delay, превращая гитарный звук в "органические текстуры", то есть, грубо говоря, эхо со съезжающей высотой тона. Любители психоделики и эмбиента такое несомненно оценят.

И, конечно же, не пропустим большое количество педалей более традиционной направленности - перегруза, фузза, реверба, хоруса и т.д. На все вкусы.

Аудиоинтерфейсы

Audient в первой половине года обновил интерфейс iD4 до версии MKII, а во второй половине сделал то же самое с более навороченной моделью iD44. Обновлены АЦП: значение Total Harmonic Distortion Plus Noise (общее гармоническое искажение плюс шум) довели до лучшего в классе - 112дБ. Микрофонные предусилители - те же, что используются в профессиональных консолях производителя. В прессе пишут, что это устройство могло бы стоить существенно больше, чем за него просят, - а просят 199 долларов. Прекрасное соотношение цены и качества.

Arturia представила MiniFuse 4, компактный аудиоинтерфейс с четырьмя входами и четырьмя выходами (плюс MIDI-разъёмами), динамическим диапазоном 110 дБ и очень низким (-129 дБ) уровнем шума. К компьютеру этот интерфейс подключается по USB2, однако в него встроен свой USB-хаб, обеспечивающий три дополнительных порта. А лишних портов USB, как известно, не бывает.

Focusrite, помимо типичных и традиционных для этой марки интерфейсов, представил "спецнабор" для подкастеров - Vocaster One. Это очень симпатичное и минималистичное устройство с одним микрофонным входом (снабжённым, правда, фантомным питанием), разъёмами для подключения камеры и/или смартфона. К нему прилагается также целый набор целевого ПО для всевозможных манипуляций с записью. В общем, творить контент подано.

Синтезаторы

Урожай аппаратных синтезаторов во второй половине года не задался. Но кое-что новое и заметное все же появилось.

Arturia представила MiniFreak - новый инструмент, представляющий собой расширенную по возможностям и увеличенную в размерах версию более раннего синтезатора MicroFreak. Скромные размеры - не помеха для обилия возможностей и мощного звука:

Roland продолжает накручивать хайп вокруг своего старого заслуженного бренда Juno. Новый Juno-X визуально очень напоминает старые синтезаторы серии Juno, но под капотом упакованы: эмуляция винтажных Juno-60 и Juno-106 (ура!), сотни звуков классического модуля XV-5080, тембры цифрового пианино RD, вокодер и возможность скачивать дополнительные опции расширения. Здесь был бы уместен мем "заткнись и бери мои деньги", но это - если у вас есть лишних две тысячи долларов.

При этом синтезатор можно использовать как MIDI-контроллер или даже как внешний аудиоинтерфейс с 14 входами и четырьмя выходами. Довольно странным решением было снабдить инструмент собственными динамиками - большинство синтезаторов профессионального уровня обходятся без них.

AKAI сделала ход конём и выпустила клавишную версию своего знаменитого сэмплера серии MPC; Akai MPC Key 61 - это пятиоктавная рабочая станция с кучей самых разных звуков, естественно, сохранившая и фирменные пэды, и совместимость с программным пакетом Akai MPC 2, и все типичные для семейства MPC функции сэмплирования и построения секвенций.

Добавились новые эффекты, в том числе для работы с вокалом, лимитер и то, что называется Flavor - имитация искажений, характерных для заезженных виниловых пластинок.
Эксперты пишут, что MPC Key 61 - рабочая станция студийного и концертного уровня, которая вполне может составить конкуренцию Roland Fantom или Korg Kronos. А это очень серьёзные инструменты!

Плагины, ПО и искусственный интеллект

Что за шум? - А это разработчик виртуальных синтезаторов Cherry Audio жжёт напалмом. Во второй половине года он выпустил два расширенных винтажных эмулятора и один оригинальный синтезатор. Elka-X - это воспроизведение в софте итальянского инструмента Elka Synthex, который почему-то всё время записывают в "полузабытые", но уж когда вспоминают - начинают отчаянно хвалить. И есть за что.

Второй - это GX-80, гибридный эмулятор Yamaha CS-80 и его предшественника - GX-1. CS-80 плотно ассоциируется с именем Вангелиса (Vangelis) и фильмом "Бегущий по лезвию бритвы". GX-1 - это редчайший инструмент, выпускавшийся в 1973-1977 годах. Считался самым продвинутым для своего времени и стоил запредельных денег: более 50 тыс. долларов. Их всего было выпущено менее десяти экземпляров, а владельцы - сплошь полубоги: Кит Эммерсон, Рик Райт, Стиви Уандер, Ханс Циммер.

GX-80 воспроизводит уникальную для GX-1 архитектуру фильтров, благодаря которым были возможны "уникальные тембры, которые даже могучий CS-80 выдавать был не в состоянии" (цитата из описания на сайте Cherry Audio).

Разработчик утверждает, что в GX-80 с максимальной дотошностью воспроизводятся звуковые характеристики и GX-1, и CS-80. При этом стоит плагин всего 79 долларов. Сейчас, в рождественский период, даже меньше, - 59 долларов. Под ёлку!

Третий плагин - это Sines, многоформатный синтезатор, который сочетает возможности субтрактивного, аддитивного и FM-синтеза:

Несмотря на пугающее изобилие управляющих элементов на экране, с этим инструментом довольно легко работать.

Korg представил программную версию своего недавнего аппаратного инструмента Modwave - Modwave Native.

Аппаратный Modwave, выпущенный в 2021 году, это wavetable-синтезатор, потомок Korg DW-8000, гибридного инструмента, выпущенного в 1985 году. Native - его программный дубликат, доступный в форматах VST3, AAX, AU и в формате standalone. По умолчанию он стоит 149 долларов, но для обладателей аппаратного Modwave доступен кроссгрейд за 49 долларов, позволяющий использовать оба варианта вместе.

В продолжение темы Korg нельзя не отметить PECS, бесплатный (!) эмулятор винтажного стринг-синтезатора Korg PE-2000, созданный Full Bucket Music. Если вы любите винтажный звук из старой кинофантастики, это подарок специально вам.

Korg PE-2000 (он же Korg Polyphonic Ensemble S), выпущенный в 1976 году, представлял собой один из первых полифонических инструментов Korg. Он насчитывал всего восемь пресетов (на самом деле, четыре, по две вариации на каждый) и не слишком богатый набор элементов управления.

В эмуляторе, однако, предусмотрен девятый пресет с возможность менять множество параметров - оттуда и название "PECS" (Poly-Ensemble Construction Set).

Под брендом Full Bucket Music работает немецкий музыкант и программист Бьорн Арльт (Björn Arlt), который делает совершенно потрясающие вещи. Одних эмуляторов винтажных инструментов Korg у него уже 12 штук. А ими дело не ограничивается. В приведённом ниже ролике звучат PECS и Bucket Pops, эмулятор ритм-модуля Korg Mini Pops-7.

Ну, а самым удивительным новогодним презентом, пожалуй, стоит назвать четвёртую версию бесплатного нотного редактора MuseScore. Как утверждают разработчики, это самое значимое обновление пакета. Новый перенастраиваемый интерфейс, поддержка постепенного изменения темпо (ritenuto, accelerando); плюс библиотека действительно реалистично (!) звучащих инструментов, записанных живыми музыкантами Muse Sounds (надо скачивать отдельно), набор эффектов для обработки звука. Судя по демонстрационному видео, качество звучания действительно очень высокое.

И всё это, как ни странно, бесплатно.

И последнее, о чём нельзя не упомянуть, это Riffusion: бесплатное веб-приложение на базе "искусственного интеллекта", которое пишет музыку по вашим текстовым инструкциям.

Во второй половине года разные разработчики запустили сразу несколько ИИ - генераторов изображений по текстовому вводу, таких как DALL-E, Stable Diffusion или Midjourney. То есть, пользователь говорит машине, что и как должно быть изображено, и машина выдаёт результат, малоотличимый от творений человека. Что и неудивительно, учитывая, что ИИ обучается на работах профессиональных художников-людей.

Обилие изображений, сгенерированных машиной, вызвало скандал и даже сетевые акции протеста со стороны профессиональных художников, которым совсем не улыбается конкурировать с машиной и персонажами, уже объявившими себя "ИИ-художниками", хотя все их навыки сводятся к тому, чтобы правильно формулировать запросы к программе.

Со стороны музыкантов таких протестов не было. Возможно, потому, что ИИ уже давно занимается генерацией музыкальных произведений.

На этом пока всё. На 2023 год уже анонсировано множество новых инструментов, аппаратных и программных, и мы непременно про них напишем - как только они появятся на рынке.

С Новым Годом!

30.12.2022, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: