Почему-то именно в унылые октябрьские дни музыканты Pink Floyd, а также ответственные за переиздание их опусов сотрудники фирм грамзаписи вспоминают и без того печальную историю основателя группы Сида Баррета (Syd Barreth), навеки отключившегося от жизни в своей затуманенной дали. История взлета и падения Баррета стала одной из самых трагичных и загадочных в рок-мифологии; самым ярким проявлением деятельности тех демонов, чьей помощью лучше не заручаться, если не хочешь выжать свой разум, как лимон.

"Как же так: марсианин - и не вторгнуться на Землю?" - стыдят своего сородича-отщепенца персонажи рассказа Рея Брэдбери "Бетономешалка". Примерно так же обстояли во второй половине 60-х дела в британском роке: "Англичанин - и без гастролей в Штатах?" Для любого американского школьника музыка, звучавшая в годы Британского Нашествия, была одним нескончаемым гимном. Она заставляла их собирать свои группы, отращивать длинные волосы и забивать на учебу.
В октябре 1967 года отправились попытать счастья за океаном новички британской рок-сцены по имени Pink Floyd. Несмотря на то, что их дебютный альбом "The Piper At The Gates Of Dawn" даже не попал в основные американские хит-парады, на знатоков-англофилов запись произвела неизгладимое впечатление, и даже столь скромный успех грех было не развить
. Кстати говоря, по причине царящего тогда в области грамзаписи бардака американский вариант альбома отличался от английского, причем не в лучшую сторону: открывающей оригинал ударной "Astronomy Domine" американские издатели предпочли проверенный хит-сингл "See Emily Play", а шизовое финале "Bike", - первый в истории группы образчик песни в стиле "огласите весь список", было просто выкинуто.

В Америку Pink Floyd прибыли не с пустыми руками: тур был приуорочен к выходу нового сингла группы "Apples & Oranges". Поначалу все складывалось более, чем удачно: стартовав из самого эпицентра американского психоделического брожения - Сан-Франциско - музыканты были восторженно приняты калифорнийской тусовкой, которая, собственно, и оказала основную поддержку винилловому дебюту группы. "The Piper..." мы с ребятами из нашей группы сразу же заиграли до дыр, - рассказывает ставивший в те дни свои первые шоу ужасов Элис Купер. - между прочим, с ребятами из Pink Floyd мы некоторое время жили по соседству в Лос-Анжелесе. Странные были дни. От Сида Баррета я на протяжении двух недель не услышал ни слова..." "Сид - просто марсианин какой-то, - соглашался гитарист Alce Cooper Band Глен Бакстон. - Он вообще не от мира сего. Они могут пролететь тысячу миль, приехать на концерт, выйти на сцену, и лишь тогда вспомнить, что забыл гитару дома. И иногда им действительно приходится из-за нее возвращаться..."
Именно двух недель молчания хватило все менее вменяемому гитаристу группы, чтобы сорвать первый американский тур. Во время участия в шоу Дина Кларка, где они должны были представлять новый сингл, выступая под фонограмму, Сид даже отказался открывать рот под музыку. Журналисты, пытавшиеся взять у основного на тот момент автора песен группы интервью, всякий раз получали вместо ответов на вопросы классически бессмысленные взгляды сумасшедшего. Продвижению группы на американскую сцену все это никак не способствовало - и в итоге гастроли пришлось отменить.

Сид Баррет, чьи песни принесли группе первый крупный успех, стремительно терял остатки своего загадочного дара. "Весь репертуар Pink Floyd 1967 года вышел из-под его пера в течении полугода, - изумлялся известный рок-импрессарио Питер Дженнер. - Он просто ни с того ни с сего начал писать песни!" Так или иначе, но вкупе с кратковременным озарением из одурманенной наркотиками головы Баррета улетучивались и последние остатки элементарной человеческой сообразительности. Его еще распирали идеи, но ни одну из них он уже не мог довести до конца. Приглашенный в группу ритм-гитаристом приятель Баррета Дэвид Гилмор уже после нескольких концертов "впятером" обнаружил, что занял место Сида: сперва на правах дублера, а после выхода второго альбома - в качестве штатного музыканта состава. Да, деньки были действительно странные...

25 октября 1969 года Pink Floyd выпустили довольно странный "двойник" "Ummagumma" - четыре растянутые концертными импровизациями песни на первом диске, и четыре мини-сольника музыкантов группы - на втором. Удостоился упоминания и "участник группы gonoris causa" Баррет: ему принадлежит авторство некогда отвергнутой американской грамзаписью "Astronomy Domine" с концертного диска, хотя вокальные и гитарные партии уже исполнялись Гилмором. Интересно, что Pink Floyd, в какой-то момент выбросившие из своего концертного репертуара все, что было создано до 1971 года, сделали для этого номера Сида исключение, и исполняли его даже в своем последнем туре "P.U.L.S.E.".
В концертный диск, кстати говоря, также должна была войти и новая версия дебютного инструментала группы "Intersellar Overdrive". Однако пленки с записью были украдены из дома DJ Джона Пила: осталась лишь двухканальная копия, подготовленная для трансляции по Радио-1. Планируется ли реставрация и выпуск этой и других записей Pink Floyd "on air" в настоящее время - тайна, покрытая мраком.

Тень Баррета вновь пала на группу в октябре 1975 года, когда альбом "Wish You Were Here" вошел в Тop-3 обоих полушарий. К тому моменту культ непонятого в 1967 году американцами Баррета достиг в США таких масштабов, что падкая на выпуск разного рода "бета-версий" фирма "Capitol" переиздала оба барретовских сольника 1970 года под одной обложкой. Ядовито-мрачное настроение песен альбома было моментально связано с личностью Сида, хотя Роджер Уотерс, к тому моменту - автор всей лирики Pink Floyd - признался, что посвятил стихи бывшему товарищу по группе лишь в отношении "Shine Of You Crazy Diamond". Трудно сказать, почему три другие композиции альбома, в лирике которых прослеживается та же тема, Уотерс не пожелал трактовать таким образом. Известно, однако, что в отличие от Гилмора, единственного музыканта группы, который до сих пор способен хоть как-то общаться с Барретом, и в каждом втором интервью повторяющего: "Сид - один из истинных революционеров в роке", бывший басист Pink Floyd питает к культу личности Сида некоторую неприязнь.

"Как-то он предложил взять в группу двух девушек-вокалисток и саксофониста, - рассказывал Роджер в интервью "Classic Rock" (август 2001), - В те времена эта мысль показалась нам достаточно сумасбродной..."
Минуточку! А как же "Wish You Were Here"? Как же участвовавшие в записи саксофонист Дик Перри и вокалистки Ванетта Филдс и Карлена Вильямс? "Наши менеджеры считали, что Pink Floyd без Сида ничего не будут значить, поэтому они за него держались..." - довольно грубо уходил от развития темы Уотерс.

17 октября 1988 года публике был представлен странноватый альбом "Opel" - компиляция демонстрационных записей, альтернативных версий и невыпускавшегося материала из сессий обоих сольных альбомов Баррета. Причем, если кому-то из слушателей покажется, что отдельные обрывки мелодий он уже слышал на альбомах 1970 года - не стоит удивляться. Ибо каждую песню во время своей недолгой сольной карьеры Сид записывал в нескольких вариантах, будучи не в силах остановиться на каком-то одном. А иногда накладывал одну партию на другую до тех пор, пока на плёнке не воцарялась полнейшая какфония. Эта "многовариантность" музыкального мышления Сида впервые вызвала приступ головной боли у продюсировавшего некоторые его записи Уотерса еще в бытность Баррета гитаристом Pink Floyd: "Он целый час втолковывал мне, что мелодия должна постоянно трансформироваться, но когда он пел припев со словами "Дошло ли это до тебя?", я орал в ответ: "Нет! До меня это не дошло!" Самое обидное в этой истории то, что исповедуя столь безумный творческий метод, Сид, судя по всему, действительно стремился достичь какого-то определенного результата. Увы, его идеи явно опережали тогдашние технические возможности студий звукозаписи, а на то, чтобы сформулировать свои идеи в виде связного объяснения, уже элементарно не хватало сил. "Он постоянно падал со стульев, - вспоминал дизайнер Pink Floyd Сторм Торгенсон те сессии записи сольных альбомов Баррета, в которых, как ни странно, принимала участие почти вся группа, - Иногда он не мог поднять руку и ударить по струнам..."

Прошли годы. Саксофон и женские вокалы звучали на концертах Pink Floyd вплоть до самого распада группы. Звучание так и не раскрученного в Америке сингла "Apples & Oranges" в какой-то момент стало основой для стиля брит-поп. А возможности написания и исполнения постоянно изменяющейся музыки сейчас весьма серьезно исследуют с помощью новейших достижений компьютерной техники Брайан Ино и Питер Гэбриэл...

28.08.2008, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
PINK FLOYD - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Англия

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%