VIOLENT FEMMES  Жизнь по Хармсу

Если бы Даниил Хармс проживал в штате Висконсин и играл на гитаре в не совсем обычной группе, то вероятно он рассказывал бы про себя такие истории. Ах да, звали бы его при этом Гордон. Между прочим, Violent Femmes - это вовсе не "суровые тетки"...

Если бы Даниил Хармс проживал в штате Висконсин и играл на гитаре в не совсем обычной группе, то вероятно он рассказывал бы про себя такие истории. Ах да, звали бы его при этом Гордон.

  • Однажды Гордон выступал на новогоднем шоу вместе со знаменитым баскетболистом Денисом Родманом. Гордон скромно играл свои песенки, а Родман веселил публику тем, что показывал всё, что у него есть сзади, и даже то, что у него есть спереди. Под конец шоу Родман пролил на Гордона пиво. Но Гордон ничего ему на это не сказал, потому что Родман был очень большой, а Гордон - маленький.
    А еще у Гордона был приятель по имени Брайан. И второй приятель, которого звали Виктор. Когда Гордон, Брайан и Виктор собирались вместе, они назывались Violent Femmes. Если вы еще не поняли, то речь именно о них.
    Гениальный джазмен Орнетт Коулман (Ornette Coleman) как-то взял и в один присест прослушал все альбомы Violent Femmes. 'Музыка - блеск, - сказал он. - Только вот слова все время мешают'.

    Провинция, американская в частности - странная вещь. Вроде бы пыль, глушь и скука, но именно из этой провинции внезапно выбираются на свет божий таланты столь сокрушительной мощи, что у пресыщенных столиц неизбежно отвисает челюсть. Все их просчитанные, позиционированные и отмаркетингованные проекты летят в тартарары, разбиваются как кривые зеркала, столкнувшись с первозданной корневой мощью The Seeds, 13th Floor Elevators или сравнительно недавних 16 Horsepower. Violent Femmes - из этого славного числа.
    Термин "фолк-панк" мало что объясняет в данном случае - трудно объяснить, как две акустические гитары и пара барабанов вышибают дух из слушателя в две секунды, звуча круче, насыщеннее и, извините за выражение, роково, чем все металлические группы 80-х вместе взятые. Трудно объяснить этот голос, беспощадный и насмешливый. Трудно объяснить, как песни могут быть страшнее романов Стивена Кинга и глубже социологических исследований, не переставая при этом нести в себе спасительную иронию. Впрочем, вы же знаете - писать про музыку это все равно что танцевать про архитектуру. Так что хватит о музыке, давайте лучше обратимся к людям.

  • Однажды Брайан зашел в суши бар и заказал, что естественно, суши. Стереосистема в баре играла песню Violent Femmes. Скромный Брайан подозвал официантку и попросил поставить что-нибудь другое.
    "Вам не нравятся Violent Femmes? - удивилась официантка. Брайан ответил: "Да нет, вполне приличная группа. Знаете, я даже был у них на всех концертах!"
    .
    Гордон Гано (Gordon Gano) родился 7 июля 1963 года в семье баптистского священника, где он был одним из восьми детей. В каком-то смысле он был обречен на занятия музыкой, потому что в семье пели все, а некоторые из детей еще увлекались театром. Понемногу Гордон стал и сам осваивать гитару со скрипкой, а в 12 лет уже писал первые песни, вдохновляясь наследием Хэнка Уильямса, Роберта Джонсона и Джонни Кэша, - то есть довольно пессимистичной стороной фолка и кантри. В старших классах Гордон - это одновременно отличный ученик и критически настроенная личность, которая принципиально является по понедельникам в школу в купальном халате, как бы говоря: "Ну что? И вот ради этой скукоты вы меня вытащили из постели в такую рань?" Гордон играет сольные концерты в местных клубах, разогревая в числе прочих Джонатана Ричмэна (Jonathan Richman) из Modern Lovers. Именно на этом концерте Гордона заметил другой местный музыкант - Брайан Ричи (Brian Ritchie).

  • Однажды за сцену к Violent Femmes зашла поп-звезда Jewel и спросила: "А кем лучше быть - звездой или рыбой?" Брайан сказал: "Рыбой. Потому что тогда я смогу есть других рыб". Джуэл закричала, что это отвратительно, и в слезах убежала.
    Гордона как раз собирались за его успехи в учебе и прочие благодеяния принимать в National Honor Society, и он попросил Брайана помочь с выступлением на торжественной церемонии. В положенный час Гордон при поддержке Брайана вышел на сцену и спел уважаемой аудитории песенку. Администрация ждала сентиментальной баллады, а получила вместо этого "Gimme the Car", - свирепый и смешной одновременно гимн подростковой сексуальной одержимости. Парень просит у отца машину, потому что без машины ему никто не даст, а если ему никто не даст, то какой тогда смысл жить? Песня произвела сильное впечатление на присутствующих - Гордона на время исключили из школы, про National Honor Society тоже можно было забыть. Но это уже не имело значения, потому что через месяц Гордон Гано, Брайан Ричи и барабанщик Виктор де Лоренцо (Victor de Lorenzo) стали группой Violent Femmes.

  • Однажды в конце 80-х к Violent Femmes пришел немецкий журналист и стал допытываться, нужно Германии объединяться или нет. "Ну, - сказал Гордон. - Я уж не знаю, сколько там должно быть Германий, одна или две... Пусть будет хоть какая-нибудь Германия".
    В 1981 году Violent Femmes играют обычный свой концерт в родном Милуоки, штат Висконсин, и не замечают, что в толпе зрителей стоит с обалделым видом Джеймс Ханимэн-Скотт (James Honeyman-Scott), - гитарист тогдаших суперзвезд the Pretenders. После концерта Ханимэн-Скотт делает им предложение, от которого не отказываются: играть на разогреве у the Pretenders. Так мир узнает о существовании бешеного трио из Висконсина. Ханимэн-Скотт не дожил до первых успехов своих протеже - год спустя он в неудачных пропорциях смешал героин с кокаином, и в группе the Pretenders появилась вакансия гитариста. Но дело было сделано. В 1982 году Violent Femmes дали шороху в Нью-Йорке и получили контракт с фирмой Slash.
    Когда президента Slash Records Боба Биггса (Bob Biggs) попросили рассказать о 80-х годах, он сказал, что не помнит этого десятилетия, потому что большую его часть был на наркотиках.

    Дебютный альбом Violent Femmes(1983) содержал десять песен, написанных Гано еще в старших классах - это в том числе такая бесспорная классика, как "Blister in the Sun", "Kiss Off", "Add it Up", "Gone Daddy Gone". Цепляющие мелодии, жесткие и ясные тексты, энергия - все эти достоинства сделали с альбомом маленькое чудо: так ни разу и ни войдя в чарт "Биллборда" (то есть ни недели не проведя в числе 200 самых продаваемых альбомов США) Violent Femmes в итоге разошелся трехмиллионным тиражом, продаваясь медленно, но постоянно на протяжении многих лет. На языке шоу-бизнеса это означает - стал трижды платиновым. На языке искусства это означает - у них получился настоящий кусок хорошей музыки, не имеющий отношения к моде или времени. Все попытки сравнений Violent Femmes с современными американскими группами, все попытки записать Violent Femmes в какое-то музыкальное течение разбиваются о простой факт - это действительно оригинальная группа, аналогов которой не наблюдается. Это стопроцентно американская по музыке и по содержанию группа, использующая традицию как трамплин для собственного отчаянного прыжка.

  • Первые два альбома Violent Femmes продюсировал Марк Вэн Хэк (Mark van Hecke), который говорил про себя, что станет одним из величайших продюсеров в истории музыки наряду с Джорджем Мартином и Филом Спектором. Сейчас он сочиняет музыку для видеоигр и сожалеет о сказанном.
    Второй альбом Hallowed Ground (1986) включал в себя, помимо прочего, упоминавшуюся "Gimme Car" и незабываемую "Country Death Song" (это как если взять позднего Стивена Кинга, скрестить его с южной готикой Уильяма Фолкнера и втиснуть в трехминутную песню). Однако Hallowed Ground не был продолжением или копией первого альбома, в отношении него слова фолк-панк звучали совершенно неуместно. Здесь стоило говорить о мрачном, глубоком и очень современном прочтении корневой народной музыки с её вечными темами веры и страсти, преступления и раскаяния. Коммерчески альбом был еще менее удачен, но группа не сомневалась, что сделала то, что нужно.
    Третий альбом группы было поручено продюсировать Джерри Харрисону (Jerry Harrison) из знаменитых Talking Heads, которым странным образом удавалось сочетать искусство и успех. Нечто подобное Джерри должен был сделать и для Violent Femmes.

  • Гордон искренне уважал Джерри Харрисона, пока однажды случайно не увидел, как тот прикладывается к маленькой бутылочке с надписью "Только для наружного употребления".
    Для альбома Blind Leading the Naked (1986) группа записала кавер версию ти-рексовской "Children of Revolution", которая стала чем-то отдаленно похожим на хит. Правда, очень маленький, почти незаметный. В других песнях альбома хватало политических наездов на правительство и президента ("Old Mother Reagan"), так что прорыва к успеху не вышло. Но никто и не расстроился. Президент Slash Records Боб Биггс говорил, что песня "Country Death Song" вполне ничего, пока там не вступает фортепиано, которое все портит. Брайан и Гордон всегда удивлялись, когда он так говорил, потому что на этой песне никакого фортепиано они не записывали. В глубине души они догадывались, что Биггс имел в виду банджо, но по природной скромности не стали говорить об этом президенту своей рекорд - компании.

    Во второй половине 80-х Брайан, Гордон и Виктор занялись каждый своими проектами. Гордон поступил в духе своей религиозной семьи и присоединился к группе современного госпел Mercy Seat (запевалой там была девушка с впечатляющим именем Зина фон Хэппинстолл (Zena von Happinstall)). Лоренцо в 1990-м выпустил сольный альбом и барабанил еще в трех-четырех местных группах, в том числе и на сольных альбомах Брайана Ричи, который оказался лидером по числу персональных релизов.

  • Как-то Violent Femmes играли в Лондоне, и на концерт к ним пришел Моррисси (Morrissey). Violent Femmes любили песни The Smiths, - особенно им нравилась песня "This Charming Man", где есть такая строчка "Я выйду на улицу сегодня / Хотя я немного неодет". Брайан и Гордон захотели показать Моррисси, как они хорошо знают его песни - вышли на бис и сыграли This Charming Man. В соответствии с текстом, на них в этот момент из одежды были только трусы..
    В 1989 году Violent Femmes вернулись со своим четвертым альбомом, который назывался 3. Таким хитрым манером группа видимо хотела обмануть налоговых инспекторов и занизить полученные доходы. По содержанию альбом - Violent Femmes в классическом виде, ярко, язвительно, круто.

  • Как-то Violent Femmes играли в Австралии, и на разогреве у них была начинающая группа Nirvana. Вокалист Nirvana, некто Курт Кобейн (Kurt Cobain) сказал, что не выйдет на сцену, пока ему не дадут каких-нибудь наркотиков. Гордон дал ему две таблетки тайленола и сказал, что это обалденно крутые колеса. Через несколько минут Курт выскочил на сцену, поблагодарив Гордона и сказав, что ему сильно полегчало с этих колес.
    Кому-то явно не давала покоя идея получить хит, сделав кавер-версию, - и теперь вместо T.Rex в дело пошел Culture Club. Тотальной переделке подверглась бессмертная "Do you really wanna hurt me?" Разница между оригиналом и кавером состояла в том, что Бой Джордж (Boy George) пел про любовь, а Гано придал слову "hurt" изначальный суровый смысл физического ущерба, попутно избавившись от аранжировочных красивостей и обнажив песенную структуру до жёсткого скелета. Неутомимый Боб Биггс решил лично потрудиться над "Do you really want to hurt me?", и наложил на запись сэмплы Джеймса Брауна (James Brown) и Beach Boys. Увлекшись творческим процессом, он стер партии ударных Виктора. Альбом Why Do Birds Sing? (1991) рекламировался фразой о том, что альбомы Violent Femmes есть в доме у каждого третьего американца. Кто забирался к американцам в дома и инспектировал их фонотеки - не сообщалось. Среди лучших вещей альбома - "American Music" и жизнерадостная "Out the Window" (насколько жизнерадостной может быть песня о суициде). Черный юмор Гордона Гано сравнивают с эстетикой Дэвида Линча (David Lynch), а концерты Violent Femmes становятся еще более интересным зрелищем, потому что теперь с ними играют инструменталисты из Horns of Dilemma: Зигмунд Шнопек Третий (Sigmund Snopek III - клавишные, духовые), Питер Балестриери (Piere Balestrieri - саксофон), Тони Тришка (Tony Trischka - банджо).
    Вместе с Nirvana в туре была и Кортни Лав (Courtney Love), сопровождавшая Курта. Violent Femmes посмотрели на нее и дружно решили, что Кортни - бледная, рябая, испорченная наркотиками, бесталанная шалава и дура. Но сейчас Violent Femmes думают, что ошиблись, потому что Кортни стала образцом для подражания всем американским феминисткам.
    Помимо Nirvana, на разогреве у Violent Femmes в разное время играли Red Hot Chili Peppers, Sugar Ray, Smash Mouth, Green Day, Beck - потом эти люди становились звездами и переносились в иные сферы. Возможно, для них это было к лучшему (за явным исключением Кобейна, которому повышение на пользу не пошло), но для Violent Femmes к лучшему было занимать свое "особое место" на американской рок-сцене. В 1993 году они выпустили семидесятиминутный сборник Add It Up, и на этом закончили сотрудничество со Slash Records. А Виктор де Лоренцо закончил свое сотрудничество с Violent Femmes. Он занялся продюсированием других артистов, одновременно выпуская сольные альбомы и барабаня у Юджина Чэдборна (Eudgene Chadborne). Его место занял Гай Хоффман (Guy Hoffman), ветеран висконсинских групп Oil Tasters и Bo Deans.

  • Однажды Violent Femmes выступали в Канаде, и, согласно канадскому народному обычаю, должны были появиться в вечернем ТВ-шоу. Звезда канадского ТВ по имени Сюзанна посмотрела на Violent Femmes и сказала: "Вот вы, похоже, рок-музыканты. Скажите-ка мне, примут Джони Митчелл (Joni Mitchell) в "Зал рок-н-ролльной славы", или нет?" Вся группа, менеджеры и техники в один голос закричали: "Нет!" Сюзанна удивилась и спросила: "Почему?" Гай Хоффман сказал: "Да какой же это рок-н-ролл? Тогда уж давайте и Барбару Стрейзанд туда примем!" А Брайан подумал и сказал: "Джони Митчелл ближе всего была к рок-н-роллу в тот момент, когда трахалась с Кросби, Стиллзом и Нэшем".
    После того, как Nirvana и прочие гранджеры принесли своим лейблам кучу денег, многие крупные рекорд-компании стали срочно брать на контракт альтернативные группы, надеясь, что и им обломится немножко денег. Так Violent Femmes оказались на фирме Elektra. Так на свет появился альбом New Times (1994) - еще один хороший альбом, который впрочем не принес удовлетворения ни фирме, ни группе. Elektra не получила суперприбылей и решила расстаться с Violent Femmes. Гордон, Брайан и Гай решили, что наступил очередной подходящий момент заняться индивидуальной трудовой деятельностью.

  • Однажды Violent Femmes играли в Вашингтоне и вдруг заметили, что девушки в аудитории хихикают и закрывают руками глаза. Брайан и Гордон обернулись и увидели, что Сигмунд Шнопек Третий мало того, что дудит в охотничиий рожок, так он еще и совершенно голый.
    Вторую половину 90-х Брайан и Гордон провели с толком. Гордон написал три мюзикла, музыку к нескольким фильмам, продюсировал французскую группу Louise Attaque, пел на альбомах The Heads и An Emotional Fish, записывался с 16 Horsepower. Брайан продолжал записываться соло.
    Одновременно был выпущен редкий материал Violent Femmes прежних лет (альбом Rock!!!! (1995)) и сборник концертных записей Viva Visconsin (1999) - оба на независимых лейблах.
    Классический номер Violent Femmes "Blister in the Sun" стал темой отличного фильма про 80-е годы Gross Point Blank (1996) c Джоном Кьюсаком в главной роли. Одной из редких новых записей группы стала кавер версия арии Саддама Хусcейна из мультика "South Park": "Bigger, Longer and Uncut" (1999).

    Поскольку, согласно версии Брайана, Вселенной движет инерция, Гордон Гано, Брайан Ричи и Гай Хоффман не могли не вернуться к привычке записывать альбомы под именем Violent Femmes. Freak Magnet появился в 2000 году, а в 2001 году в Интернете был выложен сборник редкостей Something's Wrong, - а потом внезапно подкралось и 20-летие группы. По этому поводу для серии концертов к Violent Femmes присоединился Виктор де Лоренцо.
    Гордон же наконец нашел время для первого сольного альбома, причем Hitting the Ground (2002) - это работа в первую очередь не Гано-вокалиста, а Гано-автора песен: каждая песня исполняется особым приглашенным гостем (в подобном проекте the Heads сам Гано участвовал в 1996 году). Среди его гостей на этом празднике жизни - Полли Харви (P.J. Harvey), Лу Рид (Lou Reed), Линда Перри (Linda Perry - бывшая солистка 4 Non Blondes и нынешний продюсер Pink), Марта Уэйнрайт (Martha Wainwright, сестра Руфуса и дочь Лаудона), Джон Кейл (John Cale), Фрэнк Блэк (Frank Black) и сестра Гордона Синтия (Cynthia) - это же музыкальная семья, как вы помните.

    ...А название группы переводится вовсе не "Суровые тетки", как может показаться (где же тут тетки?!), а с учетом слэнга - как-то вроде "Отчаянные слюнтяи".

  • 30.03.2009, Сергей ОСИПОВ (ЗВУКИ РУ)

    VIOLENT FEMMES - свежие публикации:

    VIOLENT FEMMES

    Если бы Даниил Хармс проживал в штате Висконсин и играл на гитаре в не совсем обычной группе, то вероятно он рассказывал бы про себя такие истории. Ах да, звали бы его при этом Гордон.
    Между прочим, Violent Femmes - это вовсе не "суровые тетки"...

    Подробности из жизни:

    Если бы Даниил Хармс проживал в штате Висконсин и играл на гитаре в не
    совсем обычной группе, то вероятно он рассказывал бы про себя такие истории. Ах
    да, звали бы его при этом Гордон.
    Однажды Гордон выступал на новогоднем шоу вместе
    со знаменитым баскетболистом
    Денисом Родманом. Гордон скромно играл свои песенки, а Родман веселил публику
    тем, что показывал всё, что у него есть сзади, и даже то, что у него есть
    спереди. Под конец шоу Родман пролил на Гордона пиво. Но Гордон ничего ему на
    это не сказал, потому что Родман был очень большой, а Гордон - маленький.
    А еще у Гордона был приятель по имени Брайан. И второй приятель, которого звали
    Виктор. Когда Гордон, Брайан и Виктор собирались вместе, они назывались
    Violent Femmes. Если вы еще не поняли, то речь именно о них.
    Гениальный джазмен Орнетт Коулман (Ornette Coleman) как-то взял и в один
    присест прослушал все альбомы Violent Femmes. 'Музыка - блеск, - сказал он.
    - Только вот слова все время мешают'.
    Провинция,…

    Далее... →