Jay-Jay JOHANSON  Antenna

"Бедный, бедный Джей-Джей, в кого ты себя превратил, горемычный", - первая мысль, которая приходит на ум при взгляде на обложку диска самой неординарной звезды шведской поп-сцены. Но после...

"Бедный, бедный Джей-Джей, в кого ты себя превратил, горемычный", - первая мысль, которая приходит на ум при взгляде на обложку диска самой неординарной звезды шведской поп-сцены. Но после прослушивания пластинки понимаешь, что этому парню можно простить все (даже эту обложку) за его музыку. Окружив себя умопомрачительными красавицами из клипа "On The Radio", со своей неказистой внешностью Jay Jay Johanson превратился в единственного плейбоя на фабрике манекенов. Жалость и тоска - в каждой его песне, но ведь именно чувство жалости и сострадания способно растопить сердце самой неприступной женщины. Его жалеют и любят, он тоже жалеет и любит, - но никого, кроме самого себя, родного.
Почему-то принято называть музыку Jay Jay трип-хопом, но она слишком изящна и сложна для этого "гостированного" клише; на второй план у слушателей почему-то уходит неповторимый меланхоличный соул и красивые мелодии, без которых наш герой не был бы самим собой.
Многим поклонникам Йохансона Antenna покажется более попсовой по сравнению с культовыми Whiskey (1996) и Tattoo(1998), - но это лишь одна из отличительных черт его сегодняшнего видения музыки. При этом некоторые вещи стали действительно энергичнее, и были бы более уместны для дискотек 80-х, - но та легкость, элегантность и романтизм, которые придает им музыкант, не позволяют усомниться в их актуальности.
Joy, Bad Boys Blue, Savage - Джей-Джей позаимствовал их молодость и попытался повернуть время вспять, сделав это по-своему: манерно и чертовски красиво ("On The Radio", "Deja vu", "Automatic Lover"). Конечно, без трип-хопа не обошлось - скретчи и "рваный" бит, как всегда, сосуществуют в полной гармонии со струнным оркестром; умеренный хампердинковский пафос вкупе с компьютерными заморочками продолжают радовать слух и нагонять грусть-тоску ("Coocie", "1984").
Некоторые вещи на пластинке по своей концепции напоминают произведения Bjork с Vespertine; однако своей способностью манипулировать ритмом и размерностью, совмещать холодный искусственный саунд и живые переливы струнных Джей-Джей местами с легкостью задвигает свою исландскую коллегу по поп-андеграунду ("Kate", "Wonderful Combat").
Несмотря на трансформацию внешнего облика, Джей-Джей остался все тем же измученным и печальным Пьеро, лицидействующим в театре одного актера. Причем, его невероятный эгоизм и тяга к самолюбованию через самобичевание настолько поглотили всю внутреннюю сущность музыканта, что он стал "достоин зависти к самому себе".

29.09.2002, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)