МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель

Royksopp, Pleasurefields, Dopplereffekt, FSOL и другие электронные новинки апреля

Brainwaltzera "ITSAME" (Film)

За последние пять лет "зашифрованный" (про него до сих пор неясно, кто он и откуда) электронщик Brainwaltzera стал одной из самых заметных фигур в новом поколении IDM-музыкантов. В его активе уже три короткометражных пластинки на Analogical Force, две – на Furthur Electronix, а вот лонг-плей в его дискографии доселе был всего один, так что "ITSAME" – важная веха. Его пристрастие к коротким формам объяснимо – уж больно Brainwaltzera многолик, а в рамках ЕР проще держать форму. За час пятнадцать, которые длится "ITSAME", Брейнвальцера успевает показать почти всё что умеет – тут и меланхолия по заветам Boards of Canada, и воздушный "джанглизм", и braindance, и практически электро, и заигрывания с синтвейвом, но основная масса треков – это несколько корявый, но обаятельный IDM по фирменному рецепту "угловатый и тяжеловесный бит плюс сентиментальные мелодии". Альбом вышел, пожалуй, чуть более неровным, чем дебютный "Poly-Ana", и рука строгого редактора тут не помешала бы, но в остальном высказывание получилось более чем убедительным.

Barry Lynn "Compositions For Software Instruments" (Kinnego Records)

Барри "Boxcutter" Линн – музыкант до крайности разнообразный. В его исполнении мы уже слышали и дабстеп (которым он и прославился), и даунтемпо, и диско, и эмбиент, и эйсид, и конечно же IDM, с которого он начинал. В этом смысле "Compositions For Software Instruments" – в некотором роде возвращение к корням, идеологический наследник записей, которые Барри издал несколько лет назад под названием "'01 - '04 Tracks". Точнее сказать, "композиции для программных инструментов" – это старый добрый (но разумеется поданный на современный лад) дрилл-н-бейс. В основе этой музыки лежат скоростные замысловатые ритмы на грани IDM и джангла, которые, как и полагается по законам жанра, уравновешивают яркие и воздушные мелодии. За основу Линн берет звучание в духе Aphex Twin или Squarepusher года, этак, 1996-го, но добавляет к нему современной чистоты, прозрачности и детальности. Это музыка динамичная и где-то даже танцевальная, но вместо рейвовой рыхлости здесь высокая концентрация событий на единицу времени и скрупулезность аранжировок.

Keiss "Access Denied" (Pulse State)

После очень яркого прошлогоднего альбома "The Things We Don't Notice" на лейбле Diffuse Reality Станислав Ковалёв возвращается в родную для себя семью лейбла Touched, приземлившись на этот раз на Pulse State, который формально вроде бы и не считается подразделением Touched, но управляется той же командой. С композиционной точки зрения "Access Denied" идеально иллюстрирует тезис об IDM как жанре, который держится на двух перпендикулярных векторах. Первый – это ритм, построенный из максимально затейливых перкуссионных рисунков, сбивок, длинных "квадратов" и тонкого и детального саунд-дизайна. Здесь всё сделано строго от ума – эта часть не про энергетику и грув (пусть некоторые треки вполне можно вписать в танцевальный сет), а про сложную архитектуру и логику. Второй, мелодический вектор – напротив про эмоцию и человечность. В лаконичных синтезаторных партиях – пронзительная меланхолия, да и field recordings с детскими голосами, а также шорох и шелест акустического происхождения как бы добавляет этой музыке новое измерение. Баланс между умом и сердцем здесь выстроен просто идеально – с одной стороны от "Access Denied" не устанешь, заслушав его до дыр и запомнив до каждого звука, с другой – это слишком яркая и эмоциональная запись, чтобы надолго отложить её в сторону, поняв её затейливую структуру и разобрав как шахматную комбинацию.

Pleasurefields "Shelter" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)

Еще один релиз из семейства Touched, на этот раз с основного лейбла и при этом совершенно нетипичный для него по звучанию. Как гласил анонс, Pleasurefields звучат как смесь Beatles и Chemical Brothers, и эта оценка недалека от истины. Это действительно психоделический поп-рок, чем-то напоминающий поздних Tame Impala, но с еще большим процентом электроники в аранжировках. По форме пластинка похожа на "Silizium" Аппарата – это пятитрековая ЕР с оригинальным материалом, плюс четыре ремикса от резидентов Touched, которые делают палитру еще более широкой. Если Inkipak обходится с оригиналом лид-сингла "Hands Of Time" максимально бережно (чуть подальше вокал, чуть больше брейбита и чуть подлиннее проигрыши), то Buspin Jieber совершенно идеально конвертирует психоделию в диско (можно больше такого пожалуйста?), а в руках Monoform заглавный трек превращается в Radiohead времен "Kid A".

Plastikman & Chilly Gonzales "Consumed In Key" (Turbo Recordings)

В этом проекте удивительно уже хотя бы то, что Ричи Хоутин (Richie Hawtin) и Чилли Гонсалес записали совместный релиз на лейбле Тиги (Tiga), который вдобавок взял на себя роль продюсера. Как нетрудно заключить из названия, "Consumed In Key" – переработка альбома Plastikman "Consumed", вышедшего 24 года назад. Однако "переработка" здесь вовсе не означает вольные вариации Гонсалеса на тему хоутиновского хмурого даб-техно. Здесь за основу взята оригинальная запись целиком, к которой добавлен еще один инструмент – рояль Чили Гонсалеса. Причем играет Чили совершенно в той же манере, что и сам Пластикмен – очень лаконично, порой даже скупо и как-то "тускло" (исключительно в смысле оттенков, но никак не качества), вбрасывая в полотно отдельные ноты и секвенции, приглушенные и погруженные в густую реверберацию. Сколько-нибудь яркую эмоцию Гонсалес выдает только под конец, на "In Side", но именно за эту суперсдержанность его и хочется похвалить: ему удалось главное, добавить оригинальной пластинке новую краску, но при этом не перетянуть одеяло на себя (как это почти всегда происходит с интерпретациями электронных треков классическими музыкантами).

DJ Seinfeld "Mirrors" (Remixed) (Ninja Tune)

Отличное дополнение к одному из лучших танцевальных альбомов прошлого года. Исходный материал, обитавший где-то между хаусом, герриджем и поп-музыкой здорового человека, спроецирован на чуть более широкий (от диско до афробита и чилл-хопа), но идейно близкий набор жанров, причем за ремиксы здесь отвечают не звезды, а в массе своей музыканты из категории "up and coming", причем подбирал их сам Сайнфелд, а не его авторитетные издатели. Godmode, Moose Dawa, Kiimi, Themba, Mona Yim, Trip Tease – дискография большинства из них практически пуста, максимум один-два самиздатных релиза, но от этого их версии звучат ничуть не менее интересно. Вывод напрашивается один – ни ремиксы, ни ремикс-альбомы себя не исчерпали, просто нужно подбирать для них контингент по творческим, а не по маркетинговым соображениям.

Dopplereffekt "Neurotelepathy" (Leisure System)

"Нейротелепатия" – всего лишь четвертый лонг-плей в почти тридцатилетней истории проекта Dopplereffekt, под этим именем многоликий Джеральд Дональд (Gerald Donald) (который в этой ипостаси именует себя Рудольфом Клорцайгером) и его жена Микаэла (Michaela To-Nhan Bertel) издаются редко, но метко. На этой пластинке мы в примерно равных пропорциях слышим тревожное и нервическое "технолектро", с которого Doppplereffekt начинался (и которое мы привыкли ассоциировать c самым известным проектом Дональда Drexciya) и величественной космо-электроники с арпеджиаторами, в сторону которой дуэт сдвинулся к середине 2010-х. Чередование ритмичных номеров с абстрактными поначалу несколько сбивает с толку, но где-то на третьем прослушивании паззл наконец складывается, и "Neurotelepathy" начинает восприниматься уже целостно, как этакий аудио спектакль, научно-фантастическое повествование с единым сюжетом.

Sraunus "Surrealismus" (Greyscale)

Берлин берлином, а лучшее даб техно сейчас делается в Литве. Каталог вильнюсского лейбла Greyscale хорош практически целиком, но Паулюс Маркутис (Paulius Markutis) выделяется даже на этом, весьма высоком уровне. Маркутис относится к тем артистам, что долго и скрупулезно исследуют одну и ту же жанровую поляну – его первый альбом увидел свет в 2010-м, и с тех пор Паулюс издавал примерно по одному длинному релизу в год, то и дело дополняя их четырех-пятитрековыми ЕР. Корнями Sraunus уходит куда-то к проектам Родрика Моделла (Roderick Julian Modell), но при этом в его музыке очень силен еще и дух эмбиент-техно девяностых, в первую очередь The Orb времен альбома "UFOrb". Наиболее подходящий эпитет к этому альбому – глубокий. Здесь всё на полутонах и отзвуках, шуме и шорохе, но при этом "Surrealismus" как-то ухитряется звучать эмоционально.

The Future Sound Of London "Rituals E7.001" (fsoldigital.com)

К тому, что FSOL выпускают новый материал без предупреждения и без каких бы то ни было сопроводительных слов все уже кажется привыкли, но здесь для релиза хотя бы был формальный повод в виде Record Store Day. Все их записи, несмотря на некоторую "поточность", варьируются по качеству от "очень хорошо" до "великолепно", и "Rituals E7.001" ближе именно к превосходной оценке. Здесь с одной стороны есть всё, за что мы любим Брайана Дуганса (Brian Dougans) и Газа Кобейна (Gaz Cobain), с другой – они наконец объединили свои три-четыре ипостаси в одну пластинку, собрав из довольно разнородных треков целостное полотно. Тут есть и пост-битловская психоделия с этническим (не то восточным, не то африканским) флёром ("Hopiate"), и заторможенные рваные ритмы, и коллажный эмбиент ("Slowly Slipped Away"), и "кислота", которую они обычно приберегали для проекта Humanoid ("Far Seeker"), и даже совсем ранее для них нехарактерный наивно-романтический IDM с детскими голосами ("Sand To Ocean"). Есть ощущение, что чем дальше, тем больше FSOL превращаются в этаких Grateful Dead от электроники – совершенное сектантство, но при этом дико круто.

Lovelock "Someone" (Italians Do It Better)

Стив Мур (Steve Moore) – мастер плыть против течения. Он способен искать вдохновения в такой музыке, вспоминать которую, и уж тем более вдохновляться ею в начале 2020-х никому больше в голову не придёт. В ковидном карантине Мур заскучал настолько, что принялся в компании друзей (буквально – в проекте Zombi And Friends) записывать кавер версии (причем довольно близкие к оригиналу) разнообразного AOR (то бишь Adult Oriented Rock) восьмидесятых в диапазоне от баллады группы Berlin "Take My Breath Away" до Van Halen и Double. Прочувствовав тему, Стив решил расчехлить сайд-проект Lovelock, выпустивший единственный альбом 11 лет назад, чтобы записать собственный AOR-альбом. Диско-бит, под который почти невозможно танцевать, обязательный слэп-бас, FМ-синтезаторы и синтетическое фортепиано, а главное – саксофон и вокал. Ну и настроение такое… минорно-тоскливое. Похоже всё это не то на Манфреда Манна (Manfred Mann), не то на Стиви Уандера (Stevie Wonder), не то на кого-то из советских поп-звезд типа Серова или Глызина. С одной стороны, AOR и впрямь не то, чего сейчас (да и когда-либо) хочется слушать в количестве больше, чем один-два ностальгических хита. С другой – сыграно настолько со знанием дела и с любовью к первоисточнику, что прямо завораживает.

W.A.T.A. "There Is No Pain in Universe" (Squaresonic)

W.A.T.A ("We Are The Ambient") – один из многочисленных проектов москвича Михаила Тысика, известного также под именами Inner Square, Microscope и Complex Form. О жанровой принадлежности альбома можно заключить из названия, но эмбиент – слишком широкая поляна, так что дальше очевидно нужны пояснения. Во-первых, на альбоме помимо электроники звучит утопленная в эффектах гитара. Во-вторых, по структуре музыка W.A.T.A более всего напоминает психоделию – то есть это не дрон-эмбиент, где всё строится на одном статичном аккорде, и не эмбиент-техно, где в основе лежит пульсация и ритмичные секвенции. При этом элементы и того, и другого тут есть, но они как бы разбросаны по полю. "There Is No Pain in Universe" – это скорее коллаж из разнородных событий, объединенных скорее не общей структурой, а настроением. Примерно в том же ключе строят нарратив The Orb или FSOL, но музыка W.A.T.A более абстрактна и монохромна. Где-то можно вспомнить и Vermont, а где-то – пластинку, во многом задавшую вектор для всей эмбиент-сцены, "Rainbow Drome Musick" Стива Хилледжа (Steve Hillage). Ну и работа со звуком очень тонкая.

Röyksopp "Profound Mysteries" (Dog Triumph)

После выхода альбома "The Inevitable End" (2014) норвежский дуэт пообещал завязать с крупными формами, но продержавшись восемь лет всё же вернулся к формату старого доброго лонг-плея. "Profound Mysteries" вообще можно считать попыткой группы вернуться к "заводским настройкам" – Royksopp значительно смягчили и отполировали аранжировки (которые в середине 2010-х норовили мутировать в сторону EDM, но все попытки норвежцев встроиться в "музыку для масс" в итоге закончились провалом), а кое-где музыканты даже возвращаются к почти забытому даунтемпо времен дебютного альбома. Тем не менее, половину (и, наверное, лучшую половину) альбома составляет бодрый электропоп, где за вокальные партии отвечают гости. Главная звезда пластинки – Элисон Голдфрэпп (Alison Goldfrapp), чья песня "Impossible" звучит даже поубедительней дуэтов с Robyn. Картины не портят еще две британки, экс-участница Nouvelle Vague Беки Мари (Beki Mari) и клиентка лейбла 4AD Пикс (Pixx). А вот треки с норвежкой Сюзанной Сундфор (Susanne Sundfør), не то баллады, не то нью-эйдж, уж очень на любителя. В общем, альбом довольно неровный, и первая половина в нем ощутимо сильнее второй, но три-четыре отличных песни вполне оправдывают возвращение.

01.05.2022, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: