Алексей АЙГИ и 4'33"  Счастье, слава и богатство

Алексей Айги в Москве пользуется устойчивой репутацией музыкального интеллектуала, минималиста, - или, скорее, авангардиста, - в том смысле, что сочиняет музыку нестандартную и сложную. Сам...

Алексей Айги в Москве пользуется устойчивой репутацией музыкального интеллектуала, минималиста, - или, скорее, авангардиста, - в том смысле, что сочиняет музыку нестандартную и сложную. Сам Алексей от подобных "ярлыков" отмахивается и не всегда знает, откуда они берутся. Знаменит он, главным образом, саундтреком к фильму "Страна глухих" (по словам музыканта, с этой работой у него были большие проблемы - и с получением гонорара, и с выходом диска), а также к сериалу "Каменская".
Айги подолгу живет и работает в Париже, хотя там, в отличие от Москвы, модным музыкантом не является. Но, по его собственным словам, возможность концертировать в парижских клубах в условиях колоссальной перенасыщенности музыкального рынка смело можно расценивать как успех.
На презентацию его диска "Счастье, Слава и Богатство" собралось, однако, значительно меньше народу, чем можно было ожидать, - учитывая реноме музыканта. Обычно в Б2 к вечеру слетаются охотники до всего непонятного, нетрадиционного, неудобоваримого, но в этот раз пришли только те, кто знает и любит Айги и его ансамбль 4,33. Объяснить это можно лишь тем, что всю новую программу Айги давно исполняет на своих концертах, и факт выпуска альбома лишь знаменует окончание некоего периода в его творчестве.
Новая работа Айги менее минималистична, и, скорее, тяготеет к классике легких форм, - хотя классике, безусловно, авангардной. Но "авангардизм" в данном случае означает не выворачивание наизнанку всех традиционных представлений о мелодии и звуке, а лишь легкое смещение размеров, ритмов, нестандартные мелодические ходы. Слушатель досужий подобные вещи может и вовсе не заметить, слушатель внимательный поймет и оценит.
Альбом полон присущего Алексею остроумия: например, самая веселая и разухабистая композиция называется "Похороны". Песня со словами всего одна, в виде бонус-трека - "Хала-бала", узбекский рэп (исполняется, понятное дело, по-узбекски).
Главное отличие этого альбома от всех предыдущих в том, что он записан в студии, но его звучание максимально приближено к концертному. Сам Айги говорит, что пластинка, возможно, самая "доступная" из всех записанных. При этом диск сделан с большим вкусом.
Давным-давно на одном курсе с автором этих строк учился венесуэлец по имени Энри Родригес. Энри был прекрасным гитаристом и обладал великолепным голосом. При виде советских гитар Энри приходил в ужас, и с латиноамериканской горячностью убеждал сокурсников ни в коем случае не брать их в руки. "Они портят слух, - убеждал Энри, - А настоящий инструмент его оттачивает". Так и альбомы Айги, - в том числе и последний, - помогают слушателям настроить свои порядком замусоренные слуховые аппараты.
Рекомендуется к прослушиванию независимо от пола, возраста и музыкальных пристрастий, в любых дозах.

29.09.2002, Святослав БИРЮЛИН (ЗВУКИ РУ)