Захар МАЙ  Посланец на...

Захар Май - постоянная составляющая группы Шива. Он вернулся из Америки, потому что считает, что единственное, чем можно сейчас зарабатывать на жизнь на планете - это русским роком.

Прочла я тут вступление к статье о неожиданном совместном концерте Ва-Банка и Аукцыона и подумала, что в этом году меня больше всего, наверное, поразило другое объединение наших рок-музыкантов. Причем объединил их всех человек, который, собственно говоря, "нашим" уже лет 15 не является, поскольку именно столько лет назад отсюда уехал и жил в другом полушарии, в Соединенных Штатах. Единственное, что я о нем слышала - это то, что он является автором замечательной песни "Руссо матросо!", много лет исполнявшейся Чижом.

И вот, придя как-то весной на концерт-презентацию диска Разных людей в клуб "16 тонн", я наконец-таки смогла лицезреть этого колоритного персонажа воочию, поскольку второе отделение концерта было построено именно на выступлении Захара Мая в сопровождении Чижа, Андрея Васильева (экс-ДДТ), Наиля Кадырова из Разных людей и примкнувших к ним Алика Потапкина (экс-НАУ, Аквариум) и легендарного "наутилусовского" саксофониста Алексея Могилевского, что для меня было совсем уж полной неожиданностью, впрочем, как и репертуар, исполнявшийся ими - от пугачевской "Желаю счастья в личной жизни" до бессмертного хита Наутилуса "Я хочу быть с тобой", сыгранном в ритме регги. Помню, что зажигательное выступление этого странного коллектива доставило мне массу удовольствия, но я и предположить не могла тогда, что этот проект окажется не разовым, и что мне еще доведется столкнуться с ним в ближайшее время. Правда, постоянным членом в нем можно с уверенностью назвать только его руководителя Захара Мая, а состав самой группы, носящей загадочное название Шива, каждый раз будет преподносить сюрпризы. Так, на "Нашествии" вместе с Захаром на сцену, помимо Чижа, Могилевского и Потапкина, вышли еще и лидер Текилы Евгений Федоров и скрипачка КиШа Маша Нефедова. Но когда я узнала, что в составе группы должен появиться еще и Доца, то бишь бессменный "ддтэшный" барабанщик Игорь Доценко, я все-таки решила лично познакомиться с человеком, сумевшим собрать вокруг себя такое количество наших известнейших рок-музыкантов. Мы беседуем с Захаром Маем незадолго до его концерта в клубе "Точка" в минувшую субботу (21.09.2002).

Звуки.Ru: Расскажи немного о себе, пожалуйста. Вы с Чижом знакомы еще по Харькову?
Захар: Нет, Чиж приехал туда на следующий день после того, как я уехал оттуда в Америку, мы с ним там никогда не пересекались. Потом он прожил там два года, записал с Разными людьми альбомы, которые я слушал уже в Чикаго, и они мне очень понравились.
Звуки.Ru: А почему вдруг ты решил уехать в Америку?
Захар: Я уехал, потому что стало можно это сделать - я с детства люблю Америку!
Звуки.Ru: - С чем это связано?
Захар: Ну, это уже из области психотерапии! Мне лечь, наверное, тогда надо? (смеется)
Звуки.Ru: - Чем занимаешься в Америке?
Захар: Сейчас я там не живу, я живу в России, которую тоже люблю с детства! А еще я с детства люблю Украину, и там тоже хочу пожить какое-то время. Сам я родился в Харькове, и в России первый раз так длительно побывал только в этом году, на 33-м году жизни! (довольно улыбается)
Звуки.Ru: - Мне кажется, Харьков - наиболее рок-н-ролльный город на Украине.
Захар: Не знаю... Там было три человека, которые играли нормально, и все они сейчас, в общем-то, не там. В Киеве в наше время была музыка, но она была более прогрессивная и заумная, ее не особо и слушали. А в Харькове есть атмосфера бедности и алкоголизма заскорузлого, а также развивающейся наркомании.
Звуки.Ru: - Это составляющие рок-н-ролла?
Захар: Ну, да, наверное, там так и есть. Алкоголизм, наркомания и бедность - вот то, что и есть в Харькове, а не большое количество музыкантов. Там нет музыкантов, у них там рок-н-ролл непопулярен! У нас в Калифорнии, кстати, он тоже совершенно непопулярен - он популярен только в Москве и Петербурге, ну и, может, в Сибири, но там я еще не был. А вот на Украине и в Америце ребята особо рок-н-ролл не слушают - слушают хип-хоп, с одной стороны, и транс, с другой, рокеры были 15-20 лет назад!
Звуки.Ru: - Это и заставило вернуться в Россию?
Захар: То, что там не слушают рок-н-ролл? Так я его там тоже не слушаю! Основная причина - экономический кризис в Соединенных Штатах, кончились всяческие деньги! Единственное, чем можно сейчас зарабатывать на жизнь на планете - это русским роком, платят лучше всего!
Звуки.Ru: - Это очень сильно отличается от мнения многих российских рок-музыкантов.
Захар: Ну, я же живу! Они играть не умеют, и песни писать не умеют! Ну, ничего, научатся еще, и все будет хорошо (улыбается).
Звуки.Ru: - Ты отсутствовал 15 лет. Каковы твои впечатления по возвращении?
Захар: Когда я уезжал рок-н-ролл был еще нелегальный, а теперь легальный! И тут, в отличие, от Америки пускают детей в клубы, подростков типа 15-летних, а там в клубы пускают только с 21-го года. И играть для детей гораздо легче, приятнее и благодарнее, чем для взрослых. Когда я это увидел, то сказал, что больше отсюда я никуда не поеду! Разве что в Голландию или Соединенные Штаты, на мою третью родину.
Звуки.Ru: - А что можешь сказать по поводу своего выступления на "Нашествии"?
Захар: Всем молодым нужно выступать на "Нашествии"! Оно вообще должно длиться 4 недели и не останавливаться на ночь, причем звук лучше выключить вообще, потому что он все равно ужасный! Все приходят со своими "бум-боксами", как это происходит на "Burning The Man" - собирается примерно тысяч 50 в пустыне, в жутком совершенно месте, и они не разъезжаются на ночь - это типа такое символическое "сожжение системы" раз в год, они живут независимо от государства. Так вот там каждый приезжает со своей музыкой, и это гораздо лучше, чем было на "Нашествии". Я был там недолго, правда, услышал Арию, Пикник, Ленинград, Аквариум и Король и Шут. "КиШ" были великолепны, Аквариум были молодцы, но их почему-то никто не слушал, а Ленинград был шикарный, но я его почти не видел, потому что в тот момент давал пресс-конференцию за сценой, а все остальное - просто ужасно!
Звуки.Ru: - Извини за банальность, почему у группы такое название?
Захар: Когда нам понадобилось название группы, то мы подумали, что надо назвать в честь того бога, который покровительствует нашему содружеству, - сторукого и всемогущего Шивы.
Звуки.Ru: - Мы - это кто? Насколько я понимаю, у группы довольно "плавающий" состав.
Захар: Лучшие музыканты русского рока заочно входят в группу Шива! Никто из них не знает, когда будет востребован, но для каждого наступает этот специальный момент, когда он готов вступить во временный состав (улыбается).
Звуки.Ru: - До этого концерта я была на двух ваших выступлениях - на совместном концерте с Разными людьми в "16 тоннах" и на "Нашествии" - и оба раза состав группы был разным. Сегодня мы увидим еще один вариант, видимо?
Захар: Мы собираем всех лучших музыкантов русского рока, у которых в этот день нет концерта, или у которых собственный концерт уже кончился, как было с Женей Федоровым из Текиладжаззз на "Нашествии". Вот сегодня, например, у ДДТ и Разных людей нет концерта, а у Чижа и Ко есть, поэтому Чиж сегодня не играет, а Доца и Худой (Андрей Васильев - прим.) играют!
Звуки.Ru: - Кто, кроме "ддтэшников" еще участвует в сегодняшнем концерте?
Захар: Значит, так - еще я играю и пою, Дима Кузьмин играет на акустической гитаре, он из Сибири, из группы Черный Лукич, и еще Лелик из питерской группы Море энд рэльсы, великолепный басист, лидер группы, кстати: у нас же только лидеры! Ну, и ты на саксофоне, пожалуй. Саксофон-то принесла? (улыбается)
Звуки.Ru: - Продолжая тему состава - еще ведь не все "лучшие музыканты русского рока" охвачены. С кем бы еще хотелось посотрудничать?
Захар: Ну, есть еще много людей, с кем бы хотелось. Поименно называть не буду, сначала с ними поговорю, а потом буду тебе рассказывать. Они все из хороших коллективов!
Звуки.Ru: - Поясни, пожалуйста.
Захар: Хороший коллектив - это тот, где хорошо играют хорошие песни и имеют определенный контакт с публикой.

Что ж, что касается определенного контакта с публикой, то он установился уже с первой песни, своеобразной хулиганской кавер-версии известного КиШевского хита "Разбежавшись, прыгну со скалы". Дальнейшие час с лишним лишь только добавляли веселья на сцене и в зале, правда, в двух песнях, "Бог не фраер!" и "Руссо матросо", мне лично все-таки Чижа не доставало, причем именно его голоса, так как гитарные "запилы" Худого ни к коей мере чижовским не уступали. Впрочем, в песне "Я хочу быть с тобой", исполненной одним Захаром только под акустическую гитару, тоже хотелось услышать саксофон Могилевского, выступавшего в тот вечер в Питере на юбилее "Пикника". Зато просто "на ура!" был воспринят хит "Я посылаю все...", сделавший имя Захара Мая знакомым широкой аудитории благодаря "Чартовой дюжине". Вообще, надо отметить, что в репертуар Захара входят, мне кажется, произведения абсолютно всех стилей - тут есть и регги в песне "Когда наши танки въедут в Москву", есть рэп на стихи Новеллы Матвеевой "Старый негр", бардовские песни, блюзы, ска, есть даже песня на португальском языке. Меня же особенно тронуло исполнение давнего шевчуковского хита "Время!", в котором Захару подыгрывали только двое, но зато именно те, кто играл эту вещь еще 15 лет назад - Доца и Худой, только в нынешнем варианте она звучала менее плакатно. Естественно, должны были прозвучать и "песни советских композиторов", во всяком случае, одну из них - "Мы - дети Галактики!", когда-то столь мною любимой в исполнении Льва Лещенко, усиленно репетировали перед началом, но почему-то фальшивый уход со сцены, предпринятый музыкантами, не был понят звукорежиссером, и праздничный финал был немного смазан, что, в конечном итоге, не испортило общего впечатления о концерте, в том числе и у самих музыкантов.

Игорь Доценко: Мне ожнажды Чиж дал запись, сказал, что это парень из Харькова, который выпустил в Америке пластинку, альбом "И никого другого", по-моему, он у него единственный. И только года через два я с ним познакомился лично, когда мы приехали на гастроли во Фриско, то бишь Сан-Франциско. Нас встречал Леша Май, и кто-то сказал, что это брат Захара, вот тогда мы с ним и познакомились. Было это году в 97-м или 98-м, уже не помню. И вот теперь, когда Захар попросил меня помочь, поскольку Алик Потапкин уехал с Аквариумом на концерт в Таллинн, я сказал: "Да ради Бога! Раз у меня есть свободное время, то пожалуйста, с удовольствием!" Мы приехали сегодня сюда, ударили по "гуслям-барабанам-бубнам", и я скажу тебе, что замечательно! Это музыка, которую я хорошо знаю, поэтому играется очень легко, с комфортом и куражом!

Андрей Васильев: Захар Борисыч - это народное! Мне он очень нравится именно какими-то своими корневыми "привязками" - не КСП-эшная "костровая" песня, в дурном ее понимании, а то, что было у Владимира Семеновича. У меня все время была мечта - играть в группе, которая бы звучала так же, как гитара Высоцкого - так же расхлябанно, расстроенно и таким же нервом. Вот это получается иногда у Захара Борисовича. Я просто получаю эстетическое наслаждение от очередной победы над искусством! В песнях Захара нет привязки ни к чему, и этим он выгодно отличается от признанных лидеров нашего рока, которые обязаны соответствовать и быть в своих рамках. Был бы нонсенс, если бы начали петь песни Союза композиторов Юрий Юлианыч или Константин Евгеньич. Это был бы даже не нонсенс, а предательство! А Захар поет так, как это делают уличные музыканты. Меня подкупает сразу же, как играют люди, скажем, в переходах метрополитена - это самая моя любимая музыка, я могу ее слушать часами. Там есть самое главное - сопереживание музыканта-исполнителя в единицу времени - то, чего давно нет в наших стадионных ансамблях, когда все вытащено наружу, никакой эмоции! Когда нет эмоции, любой - будь то "добро вселенское", как у БГ, будь то энергетика бешеная, как у Константина Евгеньича Кинчева - но это должно быть четко выражено. И если этого нет, то будь ты семи пядей во лбу, сто раз поэт, четырежды Александр Пушкин, но если твоя группа не излучает какую-то общую эмоцию - такую, что:(восклицает) "Эх, блин!" - становится скучно и неинтересно, а вот с Захаром это все делается вообще по-живому.

Дмитрий Кузьмин: Когда я слушаю Захара Мая, то понимаю, что время рок-н-ролла еще не ушло. Мне трудно быть объективным, варясь в этой кухне уже очень много лет, но, честно говоря, я очень люблю творчество сибирских музыкантов, которых никто не знает здесь - Слава Кобзарь, Настя Артемова или группа Территория из Барнаула. Это очень крутые музыканты, и я искренне жалею людей в столице, которые лишены счастья слышать их песни, но такова объективная реальность. А , скажем, если посмотреть на более-менее высоком уровне, то когда я услышал Захара Мая, сразу понял, что рок-н-ролл еще не умер. Я рад, что дела у него идут хорошо, потому что он честный и настоящий рок-н-ролльщик! Когда я услышал его песни, то с удовольствием согласился сыграть, потому что они мне показались непошлыми и интересными. Есть масса пошлых песен, в которых нет ни одного слова мата, а у Захара песни вообще не пошлые! А во-вторых, мне очень нравится энергетика, которая от него исходит. Сейчас очень мало, на мой взгляд, исполнителей, от которых исходит такой непосредственный драйв, причем он проявляется у него и на "квартирниках", и в залах - неважно! Мне просто интересно, и, возможно, я не очень хороший инструменталист, но коли меня пригласили, то я постараюсь сделать свою работу хорошо. Я желаю Захару всяческого успеха, потому что он не пошлый человек, а в наше пошлое время это большое достоинство!

30.03.2009, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Захар МАЙ

Дата рождения:

25 июня 1969