ФЕСТИВАЛЬ  Station Narva: Мост над неспокойной водой

Roni Size, Holy Motors, Discours Synthetique, Свен Грюнберг и другие - расказываем, как в Эстонии прошел четвертый международный музыкальный фестиваль Station Narva

Международный фестиваль Station Narva - второе по величине музыкальное событие после Tallinn Music Week, организованное командой Shiftworks. Как и старший брат в Таллине, мероприятие в Нарве охватывает несколько районов города. Один из прошлогодних фестивалей частично проходил на территории Кренгольмской мануфактуры. Тогда, среди кирпичных корпусов 19 века выступали, на минуточку, Echo & The Bunnymen и Tricky. В этот раз Station Narva сместился еще ближе к российской границе, заняв позиции в Нарвском замке.
Сочетая элементы open air и шоукейса, организаторы создали комфортные условия для максимально широкой аудитории. У входа в замок каждому посетителю необходимо было получить “браслет здоровья”, подтверждающий статус вакцинации или отрицательный результат теста на Covid-19.

Station Narva всегда был больше чем музыкальный фестиваль в узком смысле слова. Бизнес-конференции, выставки, образовательные программы и туры всегда были неотъемлемой частью программы. В этом году организаторы даже решили провести экскурсию по дачным поселкам в пригородном районе Кудрукюла.

Открытие выставки "4 + 4 = infinity" в пространстве OBJEKT в первый день задает тон всему, что происходит на Station Narva. Фотопроект, в котором приняли участие восемь художников (четверо из Нарвы и четверо из других регионов Эстонии), раскрывает тему идентичности и взаимодействия и бесконечных творческих возможностей. Мистические пейзажи соседствуют с ландшафтами бруталистской архитектуры. Коллажи фотографа, дизайнера и куратора выставки Эдуарда Зенчика передают диалог прошлого и будущего, зафиксированного в настоящем. В его работах, эстонские фотопортреты начала 20 века словно находятся по ту сторону цифрового калейдоскопа. Изображения дублируются, обрастают пиксельными узорами и растворяются в черно-белом фоне. Несмотря на статичную природу жанра, образы кажутся динамичными и напоминают обложки альбомов финского психофолк-коллектива Paavoharju.

Сохранение традиций и открытость новому - две ключевые идеи, которые пульсируют в концепции Station Narva. Расположенная у самой границы, Нарва остается местом слияния русской и эстонской культур. Организаторы подчеркивают важность контекста, выбрав замок Нарвы в качестве главной площадки фестиваля.

Возникший как датское укрепление в начале 14 века, Нарвский замок переходил от одних завоевателей к другим. Дания, Ливонский орден, Швеция, Россия, Эстония. Расположенная по другую сторону реки, крепость Ивангород имеет аналогичную историю. Сегодня эти сооружения стоят друг напротив друга, представляя две страны. Несмотря на государственные флаги и пограничный пункт по обе стороны моста, эта территория кажется единым пространством. Приезжающие в Нарву россияне не ощущают культурного шока и не испытывают трудностей в коммуникации. 80% населения города - русские.

Неудивительно, что представленные на фестивале коллективы из Нарвы поют на русском - будь то авторский материал или песни, составляющие культурный код нации. В малом внутреннем дворе Станислав Булганин и Янно Рейм исполняют культовые песни Кино как на эстонском, так и на русском языках. Почти одновременно главная площадка фестиваля на территории более просторного Северного двора превращается в "Нашествие" - к счастью, только со стороны сцены. Местная группа AveNue, известная своей совместной работой с Чиж и Co, Разные люди и ДДТ, играет бойкий рок под стать лайн-апу упомянутого фестиваля. В какой-то момент кажется, что зрители вот-вот достанут зажигалки из карманов. Этого не происходит.

Несмотря на связь с российской музыкальной сценой, молодые нарвские группы ощутимо ближе к эстонской индустрии, чем их старшие коллеги. Подписанная на лейбл Александра Ионова Ionoff Music группа УЕ (речь не о долларах) в прошлом году победила в престижном эстонском конкурсе Noortebänd. Учитывая, что тексты группы с вкраплениями крепкого русского мата понятны лишь носителю культуры, это весьма показательно. К тому же, их музыка преодолевает языковые барьеры. УЕ играют экзальтированный инди с гармониями, отдаленно напоминающими Pixies. Ощущая поддержку зрителей (УЕ очевидно местные фавориты), они держатся весьма уверенно и, вполне вероятно, не планируют останавливаться на победе в национальном конкурсе.

Связанный с пандемией, ограниченный пропускной режим на российско-эстонской границе повлиял на планы организаторов. Несколько артистов из России все же смогли приехать. Один из наиболее впечатляющих сетов - от Discours Synthetique - сольного проекта петербургского медиахудожника Виктора Кудряшова. Ассоциации с лингвистикой и синтетическим искусством уместны. Вдохновленные синтвейвом, композиции Discours Synthetique с вкраплением лаконичных фраз на французском напоминают саундтрек к фильму с нуар-эстетикой. Сам Виктор не прочь экспериментировать с внешним образом. Его фрак и зигзагообразный грим напоминают выступления Ultravox и других новых романтиков.

Среди 14 эстонских артистов были культовые композиторы и исполнители. Один из пионеров электронной музыки в Прибалтике Свен Грюнберг (Sven Grünberg) начал музыкальную карьеру еще в начале 70-х. Он основал прогрессив-рок группу Mess, после чего переключился на экспериментальную электронную музыку. Альбом Hingus ("Дыхание»\") - собрание неземных по звучанию композиций, сочиненных на синтезаторе EMS Synthi 100, редком инструменте для того времени. Чтобы воспроизвести многослойную фактуру, Грюнберг объединил усилия с Ансамблем Эстонской Электронной Музыки (Ensemble of the Estonian Electronic Music Society). Впечатляющее количество синтезаторов, проводов и компьютеров на сцене оправдало себя. Ощущение аудио 3D эффекта не покидало в течение всего сета.

Один из наиболее известных артистов нулевых Вайко Эплик (Vaiko Eplik) выступил на главной сцене с группой Eliit. В 2003 году Эплик в составе коллектива Rufus представил на Евровидении "Eighties Coming Back". Его мелодичные песни с отсылкой к пауэр-поп группам 60-x и хулиганским панк-пассажам The Buzzcocks не дают пройти мимо сцены. Другой не менее привлекательный гитарный коллектив Holy Motors играет музыку, которая могла бы стать саундтреком к фильму Дэвида Линча. Звучание мечтательное и одновременно мрачное, вызывающее ряд живописных ассоциаций - круизный корабль в солнечную погоду с улыбающимися пассажирами и спрятанным в трюме трупом. Аналогично американскому дуэту Widowspeak, Holy Motors заимствуют мелодичную основу из серф-рока, дополняя ее настроением более экзистенциального толка.

Программу первого и второго дня закрывали великолепные хедлайнеры. Британские артисты Nathan Fake и A Guy Called Gerald прибыли на смену исландским коллективам Vök и GusGus. Оба не смогли приехать на фестиваль по причине связанной с пандемией. Последним на главную сцену вышел Райан Уильямс aka Roni Size, ди-джей и драм-эн-бейс продюсер из Бристоля. Его взрывной сет сопровождался не менее бесшабашными световыми эффектами. Но все же бит и семплы были мощнее. Спрятаться от этого грува было невозможно даже в бункере замка с экспозицией, посвященной Второй мировой войне.

Вполне вероятно, что отголоски фестиваля были хорошо слышны на противоположном берегу. Если так, то ощущение праздника частично передалось и жителям Ивангорода. Пожалуй, это главная особенность таких фестивалей как Station Narva - создавать атмосферу радости и единения вне зависимости от границ и других внешнеполитических обстоятельств.

19.08.2021, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: