СБОРНИК  La Musica Della Mafia. Vol. II - Omerta, Onuri e Sangu

В сознании рядового обывателя в последнее время крепко укрепилась вера в то, что музыка для итальянской мафии - это исключительно Ennio Morricone, чему свидетельствует великое множество фильмов и...

В сознании рядового обывателя в последнее время крепко укрепилась вера в то, что музыка для итальянской мафии - это исключительно Ennio Morricone, чему свидетельствует великое множество фильмов и сериалов, к звуковым дорожкам которых приложил руку маэстро. В картинах с молодым Челентано "бандитские" интонации тоже были нередки. Ложных впечатлений об итальянской мафии прибавилось у нас после отечественного шедевра "Приключения итальянцев в России" с погонями под стилизованную итальянскую музыку и знаменитыми выкриками - "Мафия бессмертна!", а также после мультипликационной эпопеи о приключениях капитана Врунгеля с культовой песенкой "Мы бандито-гангстерито". Но все эти музыкальные произведения лишь поверхностно отражают настроения, царящие среди легендарной прослойки итальянского общества, не передавая истинного положения вещей среди настоящих мафиозо.
На самом деле, все обстоит гораздо банальнее - мафия пьет, гуляет, справляет свадьбы, просто расслабляется под элементарные "три аккорда", аккордеон, скрипку и песни в духе "По приютам я с детства скитался..." и "Постой, паровоз...". Поется все это дело нескладными жалистными голосами и особого музыкально-эстетического интереса не представляет.
Периодически песни разбавляются лаконичными стихами на героическо-уголовные темы в духе названия пластинки "Omerta, Onuri E Sangu" ("Мудрость, честь и кровь"). Через минут десять после начала прослушивания складывается впечатление, что мафия, а именно - ее калабрианская группировка (Calabrian Mafia) живет далеким прошлым, годами так тридцатыми-сороковыми, и не особо стремится что-то менять в своем внутреннем устройстве.
Но, возможно, именно благодаря неизменности своего уклада и верности принципам итальянская мафия превратилась в нечто большее, чем преступное сообщество, став неотъемлемой частью истории Апеннин.
Сборник "песен мафии" напоминает путеводитель для туристов: красивый, выдержанный в мрачных красных и черных тонах, буклет с историей калабрианской мафии, тексты аж на пяти языках, черно-белые фото с видами Италии - пейзажи, церкви, кладбища и непосредственно сами "работники ножа и топора" и их нелегкие трудовые будни и праздники. Оформление выше всяких похвал, что касается музыки, то тут - на любителя, на очень большого любителя.
Хотя, кому хочется симфонических изысков, пусть слушает саундтреки к "Крестному Отцу" и ему подобным, а кто желает окунуться в реализм сегодняшних дней, пусть засыпает по колыбельную "Ninna nanna malandrineddu", - не забывая, что, когда ребенок вырастет, то он возьмется за оружие и отомстит за отца, убитого "волками позорными".
И хотя заключительный аккорд пластинки выглядит весьма миролюбиво "Vulimu Paci" (Мы хотим мира), не стоит расслабляться. Потому что "мафия бессмертна", и у нее все еще "длинные руки".

16.09.2002, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)