АКЦИЯ  Пятнадцатилетие Open Air в России

Всего 15 лет прошло с того дня, когда прогремел на всю страну Подольский Рок-Фестиваль. Что вместили в себя эти годы - целую музыкальную эпоху, или унылое топтание на месте? Для многих ответ на этот вопрос навеки похороен в заполнившем этот исторический промежуток алкогольном тумане. Для остальных 13 сентября была открыта выставка, на которой можно попробовать найти ответ на этот вопрос. Читайте наш репортаж с презентации...

Всего пятнадцать лет прошло с того дня, когда прогремел на всю страну, в одночасье сделав приватно смакуемый на светских вечеринках и заплеванных торчальнях рок-н-ролл, достоянием широких масс, Подольский Рок-Фестиваль. Всего? Или целых пятнадцать лет? Что вместили в себя эти годы - целую музыкальную эпоху, или унылое топтание на месте? Для многих ответ на этот вопрос навеки похороен в заполнившем этот исторический промежуток алкогольном тумане. Для остальных же 13 сентября в галерее на Забелина,1 была открыта выставка, на которой все интересующиеся могут лично ознакомиться со всеми документами эпохи, как то: плакатами эпохи перестройки, оригинальными, на машинке отпечатанными списками выступавших со всеми рукописными правками, копиями прошений в комитеты по делам молодежи различных городов на предмет командировки на фестиваль групп таких-то, бережно помещенными под пластик пожелтевшими статьями из "Известий", "МК" и "Огонька", а также большим количеством стильных черно-белых фотографий и нещадно гоняемой в хвост и в гриву видеозаписью исторического события.
Эдак пленка скоро развалится, отцифровали бы... Процесс окупится, уверяю. Среди желающих преобрести этот памятник эпохи в свою видеотеку одних только фанатов Наутилуса набежит до черта.

Создатели выставки - Сергей Гурьев, Александр Бурлака и Николай Мейнерт (успевший за эти пятнадцать лет совершить "отход на север" из Таллина аж в Хельсинки), - открывая экспозицию, сделали все для того, чтобы погрузить посетителей в атмосферу Подольского парка культуры имени Талалихина. Меню фуршета состояло главным образом из портвейна "777", кильки в томатном соусе и черного хлеба. Под грохот беснующихся на экране первобытных металистов из Облачного Края одна из бутылок вырвалась из чьей-то руки, и если не пробила стеклянный выставочный столик, то загадила его своим содержимым весьма основательно. "Все, как тогда", - ностальгически констатировали организаторы.

Ближе к вечеру подключенный к видеодвойке кинопроектор был развернут в окно, открытое по случаю духоты. Теперь раритетной видеозаписью могли насладиться все, кто в этот момент проходил по улице, ибо изображение отхватило часть стены дома напротив, - ну, а усиленный колонками звук и так хлестал изо всех щелей. Часть посетителей уставилась в окна, ибо в этот момент проектор показывал воедшее ныне в историю выступление Наутилуса.
А посмотреть было на что. До какого-то момента сценическое действо идеально соответствовало убогому звуку и полному отсутствию света: гордые рокеры, выглядящие в большинстве своем так, будто каждый из них только что протирал локтями прилавок пивной, были чуть ли не банальней собственной публики. Но вот на сцену вышли пятеро (из них трое - клавишники) в строгих черных костюмах и вампирическом гриме. Концерт открыла неожиданно тяжело, давяще, с какими-то точно просчитанными криками на заднем плане исполненная а-капелла русская народная "Разлука ты, разлука..." (в некоторых вариантах переиздания легендарного селф-релиза на LP и СD это ключевое интро почему-то было безжалостно выкинуто). Барабанщика у группы в тот момент не было, однако чеканные ритмы ударного синтезатора в сочетании с жесткой, минималистичной игрой музыкантов звучали более чем убедительно. И хотя в 1987 году Наутилус был точно таким же "неизвестным науке зверем", как какие-нибудь Алиби, было видно: на сцене - люди, действительно настроенные на настоящее дело, и обладающие недюжинной самодисциплиной. Еще никому не известные, но уже резко от всех отличающиеся. Еще не профессионалы, но реально готовые взять сей уровень штурмом. В отличие от тех же Алиби, терзавших своими "музимами" и кепочками до них слух публики полчаса и не получившие в ответ ни хлопка, ни свиста.
Присутствовавший на выставке клавишник и саксофонист группы Алексей Могилевский на вопрос Звуков.Ру о тогдашней "кухне" группы сообщил, что к моменту выступления Наутилуса в Подольске состав уже был укомплектован профессиональными "ямахами" и "роландами", а звучавший вместо ударных ритм-компьютер был не встроенным, в чьи-либо клавиши, как гласит легенда, а нормальной, профессиональной же плашкой. Соответственно, все партии учились до полного отскакивания от зубов. Да и Вячеслав Бутусов, будучи довольно скромным по возможностям гитаристом, выпиливал в тот день именно те риффы, что надо. Причем, опять-таки - на нормальном "телекастере".

Гурьев тем временем щедро делился с посетителями свежими номерами своей "Контр'Культ'Ур`ы". "Музыкальные критики желают считать, что обозревают такие же шедевры, как их предшественники, - пишет он в статье "Очищение ядом" из N5 за этот год, - Есть ощущение, что в прошлом осталась грандиозная, яркая, героическая жизнь, на месте которой с понтом обосновался какой-то космический мусор..." И да, и нет. Судя по архивной видеозаписи, мусора было полно и в ту "героическую" эпоху.
Вот только копаться в помойках парковых рок-фестивалей, дабы обнаружить нечто хотя бы равновеликое Наутилусу или Бригаде С, теперь приходится намного дольше...

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)